Гендерные особенности развития речи у дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_tekst.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерные особенности развития речи у дошкольников.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период дошкольного возраста. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.  В течение этого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои Гендерные особенности. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто нечетко. Это подтверждается данными большинства исследователей детской речи (С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, И.Г. Овчинникова). Все они сходятся в том, что мальчики при овладении начальным детским лексиконом отдают предпочтение накоплению и активизации глагольного словаря

Дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь становится понятна окружающим, по темпу усвоения навыков речевого общения, по динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых детских высказываний. При этом наблюдаются существенные гендерные (половые) различия при усвоении родного языка, как в норме, так и при задержанном развитии речи, а именно: у мальчиков чаще отмечаются как темповые задержки речевого развития, так и специфические расстройства развития речи и языка. Часто «поздноговорящие дети» (как правило, это мальчики) в дальнейшем продолжают развиваться абсолютно нормально, некоторое отставание во времени приобретения ими речевых навыков в дальнейшем не имеет клинического значения.

Различия в темпах усвоения начального детского лексикона у девочек и мальчиков определяются, прежде всего, некоторым временным сдвигом: у девочек этот процесс начинается на несколько месяцев раньше. По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес., мальчики после 1 года 10 мес. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, как видим 2-2,5 мес. В норме этот разрыв не должен превышать  2—2,5.  Необходимо своевременно обратится за консультацией к логопеду, психоневрологу при отсутствии начала речи уже в этом возрасте.

Именно в возрасте около 1 года 9 мес. заметны максимальные различия в активном словарном запасе девочек и мальчиков, когда у  них лексический взрыв еще впереди.

О природе гендерных различий 

Большое значение в развитии речи мальчиков и девочек имеет формирование полушарий головного мозга. Индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Это положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций.

Левая сторона мозга у девочек развивается быстрее, чем у мальчика, в результате и речь развивается быстрее, девочки раньше начинают говорить , читать и овладевают иностранным языком. У мальчиков быстрее развивается правая сторона мозга, что обеспечивает им пространственное и логическое мышление, математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений.

Т. В. Виноградова и В. В. Семенов (1993),( исседователи в области гендерной психологии) пришли к выводу, что девочки в своем интеллектуальном развитии (примерно до 7 лет) опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются. В 5 лет уровень развития зрительно-пространственной и слухоречевой памяти у мальчиков и девочек одинаковый. В 6 лет девочки опережают мальчиков по показателям слухоречевой памяти. В возрасте 4-5 лет по показателям развития речи девочки опережают мальчиков. Прежде всего, различия заключаются в темпах созревания ЦНС. Девочки рождаются более зрелыми детьми (на 3-4 недели), чем мальчики. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет.

Далее хотелось бы перейди к реальным данным по развитию речи мальчиков и девочек, с целью увидеть Гендерные особенности.  На примере логопедического обследования детей старших и подготовительных групп.

Результаты показали следующее:

       Из общего количества детей старших групп – 79 детей:

Из них мальчиков – 49

Из них с  нарушением речи - 16

Девочек – 30

Из них с нарушением речи – 7

В процентном соотношении получаются следующие данные:

Как мы видим мальчиков с нарушением речи больше, но это не дает право сделать вывод в пользу девочек, так как мальчиков  больше по количеству чем девочек.        

Из общего количества детей подготовительных групп - 75

Из них мальчиков – 36

С нарушение  речи – 12

Девочек – 39

С нарушением речи - 8

В подготовительных группах видим, что девочек без нарушения речи больше чем мальчиков на 12,8%., то есть мальчиков с нарушением речи больше. Это показывает и доказывает гендерную особенность речевого развития.

 Развитие речи, четкость звукопроизношения зависит от многих факторов, среди них

  • анатомическое строение артикуляционного аппарата, его подвижности и переключаемости
  • зрелость речевых зон головного мозга,
  • состояние слухового внимания и фонематического слуха
  • речевой среды.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для выявления и преодоления речевых нарушений.

Логопедическая работа, прежде всего, строится из учета структуры нарушения, возраста ребенка. А вот сам конспект занятия, его ход мы строим с учетом гендерных особенностей, например, « учимся говорить звук р с роботом Робиком» для мальчика, «путешествие в страну феи Риты» – для девочки.

 Спасибо за внимание

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Громова О.Е. «Путь к первым словам и фразам» (статья) 2. Педагогическая библиотека: Громова О.Е. «Задержка речевого развития» 3. Грибова О.Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит» (выдержки из статьи) 4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. « Развитие ребенка. Психологические особенности мальчиков и девочек» 5. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка» М.-Л., 1932 6. Бабнева В., Чистякова Л. «Жили-были варежки» (статья)