"Нет такого дружка, как родимая матушка".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, желание проявлять действенную любовь к старшим членам семьи, уважение к их труду, вызвать желание помогать им, делать приятное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №4

«Нет такого дружка, как родимая матушка»

Цели: Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, желание проявлять действенную любовь к старшим членам семьи, уважение к их труду, вызвать желание помогать им, делать приятное.

        Дети  делятся на две группы.

Воспитатель: Тема нашего занятия зашифрована. На столах у вас есть ключ к шифру. Работая вместе, дружно, всей группой, вы расшифруете надпись на доске.

Дети: Здесь написано: «Родители и дети».

Медвежонок: Здравствуйте. Извините, я сегодня опять опоздал. Но я не виноват. Это все мама: вчера мыла мои ботинки и куда-то поставила. Я долго их искал.

Воспитатель: Медвежонок, неужели ты  такой маленький, что сам не можешь помыть свою обувь?

Медвежонок: Нет, я большой, взрослый.

Воспитатель: А раз ты уже взрослый, то должен понимать, что родителям нужно помогать. А вы как думаете, ребята? (Ответы детей.)

Как раз об этом мы и будем говорить сегодня на нашем занятии. Народ сложил много пословиц о родителях и детях. Одна из них записана на доске. Прочтите ее.

Д*ТК*Х*Р*Ш* - *ТЦ**М*Т*Р*

В*Н*Ц, Д*ТК*ПЛ*Х* - *ТЦ*

*М*Т*Р* К*Н*Ц.

(Детки хорошо – отцу и матери

венец, детки плохи – отцу и матери

конец.)

Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

К следующему уроку найдите пословицы о родителях и детях, красиво напишите их на альбомных листах. Попросите, чтобы вам помогли родители.

О мамах и папах, бабушках и дедушках написано много стихов. Каждая группа получает задание в конвертах. Прочтите стихотворения, обсудите их и дайте оценку поведению детей.

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

- Тоже двигаться хочу.

Я бы много хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

- Ничего, - шепнул он будто, -  

Посидим и в тишине!..

Е. Благинина

Разговор

Усталая с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он…

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда-нибудь ты маме

Хоть чем-нибудь помог…»

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

«Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать!..»

Уверен, я, ребята,

Что если б жил Гайдар –

Прославленный писатель

И храбрый комиссар, -

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки

(Вернее, мог сказать):

«В тебе, наверно, совесть,

Заснула, паренек!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять – не смог…»

В. Л. Лифшиц

Загадка

Я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте ее.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто гладит и чинит белье?

Кто дом поутру прибирает,

Кто ставит большой самовар?

Кто с младшей сестренкой играет

И водит ее на бульвар?

Кем коврик бахромчатый вышит

(Сестренке – видать по всему)?

Кто письма подробные пишет

Солдату, отцу моему?

Чьи волосы снега белее

А руки желты и сухи?

Когда я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?

Е. Благинина

Дед и внуки

У нас гуляют во дворе

Два мальчика,

Два братца.

За ними нашей детворе

В футболе не угнаться.

Легко ли

Бегать целый день,

Порою против ветра,

Да так,

Что собственная тень

Отстанет на полметра!

Но вот во двор

Заходит дед

Позвать внучат к обеду.

- Здесь вашим внукам

Равных нет!

Заметил кто-то деду.

Дед неохотно молвил:

 -  Да… -

Потом добавил строже:

- Я обгоняю их всегда,

Когда звонят в прихожей,

Когда нам срочно нужен хлеб

Или не хватает соли,

Хоть я и стар,

И полуслеп,

И …не мастак в футболе.

Э. Островская  

Воспитатель: хорошие дети всегда стараются показать родителям, что они их любят, помогают своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам. Как? Посоветуйтесь в группах и составьте список домашних дел, в которых вы сможете принять участие. А потом сравним, у какой группы список будет полнее. (Работа в группах. Обсуждение.)

        А теперь вы должны взять список полезных дел, выбрать одно из них и показать жестами ребятам из другой группы. Отгадают ли они, что вы показываете? (Проводится игра.)

        А теперь сядьте удобнее, послушайте рассказ В. Осеевой «Сыновья» и ответьте на вопрос: кого из мальчиков можно назвать настоящим сыном? (Вопрос записан на доске.)

        Две женщина брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

        - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

        - А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

        - Что же ты просвоего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки.

        - Что же сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.

        Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

        Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

        Спрашивают женщины старичка:

        - Ну что? Каковы наши сыновья?

        - А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

        Почему старичок увидел среди трех мальчиков только одного сына? Кого можно назвать настоящим сыном или дочерью? (Ответы детей.)

        Не зря в народе говорят: «Детки – деткам  рознь». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.)

ИГРА

«Ситуации»

У каждой группа на парте есть конверт с заданиями. Группа делится на пары и берет одно из них. Один человек пары предлагает правильное решение заданной ситуации, а второй – противоположное. Все остальные должны показать карточку-сигнал. Красная означает «не согласен», зеленая – «согласен».

Примерные задания:

  1. Мальчик пришел из школы, мама вернулась с работы.

А) Мама готовит ужин. Мальчик смотрит телевизор.

Б) Мама готовит ужин. Мальчик чистит картошку или моет посуду.

2. Мальчик вернулся с прогулки. Папа колет дрова.

А) Мальчик берет мяч и начинает играть.

Б) Мальчик начинает складывать расколотые дрова.

        3. Мама готовит торт для вечернего чая.

А) Девочка играет в куклы.

Б) Девочка помогает взбить крем и украсить торт.

        4. Посмотрите фрагмент мультфильма и покажите карточку-сигнал, как вы оцениваете поступок мальчика.

Показ фрагмента мультфильма «Новогоднее путешествие», режиссер П. Носов.

Медвежонок: Я все понял! Раз ребята так заботятся о своих родителях, то и я не буду отставать.

Воспитатель: Молодец, Медвежонок. А вот девочка Лялечка из стихотворения А. Л. Барто этого не поняла. (Чтение стихотворения.) Ребята, что девочка делала не так? (Ответы детей.)

        Домашнее задание

Медвежонок: Когда вы приходите домой, будьте очень внимательными: вдруг кому-то нужна ваша помощь? Не ждите, когда вас попросят, а помогите сами.

  • Когда останется у вас свободное время, нарисуйте своих родных за домашними делами. А мы по вашим рисункам узнаем о том, какие вы помощники.