Презентация опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Ярош Алла Александровна

Предварительный просмотр:

Презентация на тему

«Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

(из опыта работы)

Слайд № 2

МБДОУ № 1 «МАЛЫШ» Ярош Алла Александровна

Воспитатель высшей категории 

Слайд № 3 (актуальность)  В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению,  занятые родители  забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Вот несколько из них: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)   Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.  Плохая дикция. Всё это, а так же неуклонный рост числа воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи привели нас к  выводу, что уже с раннего возраста необходимо начинать развивать  речь. Поэтому мы, с Ольгой Александровной Зикеевой, решили  использовать  фольклор для   развития речи детей раннего возраста. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.

Слайд № 4 - Цель

Развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста через устное народное творчество

Слайд № 5-Задачи

- развивать активную речь детей

- показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;

- сформировать у детей интерес к устному народному творчеству;

- обогатить словарный запас детей;

Слайд №6                    Виды устного народного творчества

Слайд № 7

В адаптационный период использовали потешки:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду

Красно яблочко в саду.

Слайд № 8

Потешки мы включали во все режимные моменты: умывание, одевание, приём пищи, укладывание спать.

Я  сегодня утром рано

Умывался из-под крана

И я сам теперь умею

 Вымыть личико и шею

С  пестушками приступаем к приёму пищи.

Травка – муравка

со сна поднялась.

Птичка – синичка

 за зерно взялась.

Зайка за капусту,

Мышка за корку,

Детки за молочко.

Глубоко - не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка,

Крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

Слайд № 9

Колыбельные успокаивают перед сном, помогают детям расслабиться

Ай, бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух, не кричи!

А наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать.

Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка-веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.

Слайд № 11

Они же помогают нам весело одеться на прогулку или после сна.

 Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,                

Разные заклепочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два

Слайд № 11

 Потешки сопровождают игры взрослого с ребенком, его пальчиками, ручками

Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызовет  интереса, радости, желания повторить еще и еще.

Большие ноги шли

Шли по дороге

Т-о-о-п, т-о-о-п, т-о-о-п.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик буду Я,

Вот и вся моя семья.

Слайд № 12

Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России

Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов.

Через народный фольклор мы знакомили детей с домашними животными. Дети с удовольствием пели песенки  и рассказывали стихи про «Собачку Жучку, «Бобика», «Жили у бабуси» и др..

Слайд №  13 

Заклички  и народные игры помогали нам весело провести прогулку

Дети очень любят проговаривать заклички солнцу, дождю, радуге:

Солнышко – вёдрышко

Выгляни в окошко

Твои детки плачут

По камушкам скачут.

Слайд № 14

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с устным народным творчеством развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит.  И здесь большое значение мы уделяем книге, знакомим со сказкой, рассматриваем картины  и иллюстрации.

Слайд № 15

Мы также  младшей группе  решили использовать народные произведения (фольклор) в разных видах деятельности: в игровой, коммуникативной, познавательной, на занятиях по физической культуре, музыке, изобразительной деятельности.

Слайд № 16

Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Такие хороводные игры как «У Маланьи», «Пузырь», «Карусель», и др.

Слайд № 17

Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач. Это и развитие слухового и фонематического восприятия, Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания, обогащение словаря дошкольника.

Ведь детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой. Музыка в свою очередь может воздействовать не только на эмоциональное, но и физическое состояние всего организма ребёнка. Поэтому встречи с музыкальным руководителем в музыкальном зале мы начинаем с оптимистических песенок – распевок с нехитрым текстом: «Петушок, петушок…», «Солнышко – вёдрышко…», «Баю – баю – баюшки, прискакали заюшки…». Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации.

Слайд № 18

Хочется отметить положительное влияние  театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.

Слайд №19

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого

В помощь родителям нами были подготовлены консультации: «Развитие активной речи детей. Что значит развивать речь детей?», «Дети любят потешки», «Книга в жизни ребенка», и др.

Слайд №20

Для развития словаря рекомендуем:

 1.Родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации.

2. Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях.

3. Обязательно спрашивать у детей о прожитом дне: Чем тебя порадовал этот день? Чем огорчил? Чем удивил?

4.  Использовать игровые упражнения «Вежливые слова», «Назови предмет», «Какой он».

5. Советуем разучивать скороговорки, которые помогают лучше и быстрее выработать артикуляционные механизмы, которые в дальнейшем помогают овладеть полноценной техникой речи.

6. Проводим родительские собрания вместе с детьми, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.

7. Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках,  театрализованных представлениях.

Слайд №   21

Папка раскладушка «Артикуляционная гимнастика»

 У нас есть также картотека по звукопроизношению, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и подборка народных и хороводных игр.

Слайд №  22

Вывод:

 Таким образом, ознакомление детей с малыми формами фольклора влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь, учим детей ориентировке в пространстве давали  понятие о временных представлениях, величине, цвете.

 Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи.

 Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

 Мы убеждены, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.

Конечно, в своей работе мы пока не смогли охватить все виды народного творчества. Но в дальнейшем мы будем продолжать эту работу по развитию речи детей.

Слайд №  23

Литература

1.Воспитание и обучение детей раннего возраста  В.В. Гербова, Р.Г.Козакова

раздел «Развитие речи детей через народное творчество».

2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А.О.Рулёва

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё  личико» Г.Иванова, В.Курашева.

4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г  «Воспитание творчеством» Г.С.Косарева, Е.Б.Москалёва

5. Хрестоматия для маленьких.

6. Песенки, потешки  для детей младшего возраста.

Слайд № 24  Спасибо за внимание!