Ребенок с нарушением речи в семье
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Бредихина Оксана Петровна

Ребенок с нарушением речи в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ребенок с нарушением речи в семье17.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок с нарушением речи в семье»

Автор: Бредихина О.П.

Учитель – логопед

МАДОУ города Нижневартовска

ДС №52 «Самолётик»

        Нужно ли ребенку заниматься с ребенком - дошкольником, чему - то его учить? Когда, в каком возрасте нужно начинать подготовку к школе? Как заниматься? Стоит ли учить ребенка читать и писать? Эти и многие другие вопросы волнуют пап и мам, бабушек и дедушек, педагогов и воспитателей. Ответить на все эти вопросы можно коротко: «Да, с дошкольниками обязательно нужно заниматься, их многому можно и нужно учить, но главное - знать, чему можно, а чему не стоит учить». Не менее важно уметь правильно организовать учебные занятия, учитывая и возраст ребенка, и его индивидуальные особенности.

      Для того чтобы правильно организовать обучение детей дошкольного возраста, родители должны знать, чем отличается четырехлетний ребенок от шестилетнего, понимать, что от 4 до 6 лет изменяются возможности детей, их способность внимательно слушать, не отвлекаться, четко выполнять задания.

     Возраст от 4 до 6 лет - это период активного и очень интенсивного развития детского организма. Ребенок растет «не по дням, а по часам», он осваивает сложные и тонкокоординированные движения - лепит, вырезает, манипулирует мелкими предметами, учится ездить на велосипеде, кататься на коньках, лыжах. Как правило, в 4 года ребенок осознанно берет в руки карандаш (фломастер, ручку). Первые опыты письма (букв, своего имени) в этом возрасте показывают, что ребенку трудно провести ровные линии, соблюсти пропорции и передать конфигурацию букв, многие буквы (цифры) дети пишут зеркально. Это естественно, так и должно быть: в 4-5 лет не сформированы мелкие мышцы кисти, еще идет процесс формирования костей запястья и фаланг пальцев, не созрели механизмы координации движений.

       Именно поэтому все задания «по письму» должны быть четко спланированы и ограничены во времени (не более 10 минут). Ребенок сначала должен научиться рисовать (чертить) прямые и ровные линии без ограничений (на всей плоскости листа) и лишь потом выполнять задания, в которых определена точка начала движения и указано направление. Затем он может проводить линии от точки, штриховать небольшие фигуры. При штриховке главное не размер заштрихованных поверхностей, не быстрота, а качество - четкость, ровность, параллельность штрихов. Следующим этапом может быть копирование простых геометрических фигур, букв, цифр.

     Успех и эффективность занятий с дошкольниками определяет не то, чему мы учим ребенка, но и в значимой степени то, как проводятся эти занятия. При организации занятий родители должны хорошо знать и учитывать то, что делает обучение легче, приятнее, интереснее и эффективнее.

     Пожалуй, самое главное - это тактика общения родителей и ребенка. И первая проблема, с которой они сталкиваются, - проблема внимания ребенка к тому, что говорит, показывает, делает взрослый. В тех случаях, когда дети испытывают трудности при выполнении задания, необходимо его более детально разобрать (объяснить), обсудить ход выполнения, возможно, опираясь на аналогичный вариант-образец. Есть еще один способ, который помогает не только запомнить инструкцию-задание (что делать) и ход ее выполнения (как делать), но и сконцентрировать внимание на главном. Этот способ состоит в определенной последовательности (поэтапности) действий, которые взрослый и ребенок выполняют вместе.

     Родители должны быть готовы к тому, что придется по нескольку раз отвечать на один и тот же вопрос, неоднократно объяснять одно и то же без раздражения и нетерпения, настойчиво двигаясь к достижению цели. При этом важно вовремя помочь ребенку, и так, чтобы ваши подсказки побуждали его к собственному решению.

Если ребенок не произносит правильно какие-либо звуки, с ним надо обязательно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

      К ежедневным занятиям с ребенком советую приступать, как только ему исполнится пять лет. Пусть он систематически занимается рисованием: раскрашивает картинки, перерисовывает, рисует с натуры - не сдерживайте его фантазии, но следите, чтобы он правильно держал карандаш, фломастер. Кисточку. Очень полезно лепить из пластилина и вырезать из бумаги, ткани или картона различные фигуры (ножницы должны быть достаточно острыми, но с закругленными тупыми концами). Если есть конструктор с мелкими деталями, собирайте его вместе с ребенком. Учите детей пришивать пуговицы, девочек вязать крючком, вышивать, но только под вашим наблюдением. Все это будет стимулировать развитие мышц кисти. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. Для того, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, чаще обсуждайте с ним прочитанные книги, предлагайте рассказывать об увиденном или составлять рассказы по картинкам.

     Рассматривая картинки, предложите показать предметы, животных, собственно тех, названия которых близки по звучанию (мышка, мишка). Хорошо если ребенок произносит потешку (считалку, чистоговорку) громко, тихо, быстро и медленно. В процессе разучивания стихотворений добивайтесь от ребенка четкого произношения слов и фраз и показывайте пример выразительного чтения. Например, прочитайте ребенку стихотворение В. Берестова «Бычок»: «Маленький бычок, рыженький бочок, ножками ступает, головой мотает: «Где же стадо? Му-у-у! Ску-у-учно одному-у-у!» Предложите повторить текст, повторить интонацию вопроса и ответа, а затем ребенок сам будет и спрашивать и отвечать.

Такие игры, упражнения, задания можно найти в книгах «Учите, играя» А. Маскакова и Г. Тумаковой (Просвещение 1983г.), «Правильно ли говорит ваш ребенок» А. Маскакова.

      Дети пяти лет могут составлять рассказ по картине. Они учатся замечать главное, правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

       Очень любят дошкольники рассматривать игрушки, и этот вид деятельности предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности ее внешнего вида (форма, цвет, величина). После этого можно предложить сравнение двух игрушек.

       Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы ребенок высказывался законченными предложениями. Прежде чем сравнивать обе куклы (как они одеты, какие у них волосы, глаза и т. д.), а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются. От таких упражнений в описании отдельных игрушек можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов. Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как он ходил в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке, в лесу.

      К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава языка), особое внимание следует уделять его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходными (синонимами) или противоположными (антонимами) по смыслу, многозначными словами.

      В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Большое значение для обогащения словаря, для понимания переносного значения слов имеет чтение художественной литературы. После чтения сказки, рассказа, стихотворения надо обратить внимание на отдельные слова и выражения, повторить их, чтобы задержать на этих словах внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и сможет в дальнейшем использовать их в других речевых ситуациях.

      Необходимо развивать у детей желание узнать, что означает новое слово, учить их замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов словосочетания и предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать...ветер, вьюга, солнце и т. д.).

      С детьми пяти лет уже надо проводить упражнения, которые подведут их к звуковому анализу слова, что имеет большое значение для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешки, стихотворения, в которых необходимый звук повторяется много раз. Взрослый спрашивает: «Какой звук чаще всего повторяется в прозвучавших словах?» Затем он предлагает придумать слова, в которых есть тот или иной звук.

       В работе по словообразованию обратите внимание детей на то, что не все названия предметов посуды звучат похоже (сахарница, салфетница, но солонка, масленка). Уделите особое внимание образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушек, ребенок обучается правильному употреблению приставок глаголов (залезла - вылезла; прыгнула - подпрыгнула, перепрыгнула).

      Поощряйте любые попытки ребенка говорить: он начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать. Говорите медленно, короткими фразами. Пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на детский язык сами и не разрешайте сюсюкать с ребенком другим. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если он в сотый раз просит прочесть его любимую сказку. Поощряйте детское любопытство, отвечайте на все вопросы, которые ребенок вам задает. Не перебивайте, если он что-то рассказывает взахлеб. Развивайте у ребенка слуховое внимание с помощью звучащих предметов - пусть он угадывает, какая игрушка издает тот или иной звук. Чаще давайте ребенку твердую пищу (яблоки, морковь) - это полезно для развития мышц лица.

     Родителям важно видеть и понимать, что удается в общении с ребенком, а что нет. В процессе совместных занятий учатся не только дети, но и взрослые. Внимание, понимание, доброжелательность и уважение к ребенку помогут вам преодолеть любые возникающие проблемы, сделать так, чтобы ваш ребенок учился с радостью и удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Развитие речи ребенка с нарушениями слуха в семье. Речевые игры.

Представлены рекомендации  и речевые игры по  развитию речи ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха  в семье....

«Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сообщение для родителей старшей группы с речевыми нарушениями на первичном родительском собрании....

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"...

Работа с семьей воспитывающей ребенка с нарушением речи

Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу....

Консультация для родителей: "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с на­рушениями речевого развития определяется следующими факторами.Во-первых, успешной работой с се­мьями воспитанников дошкольного образ...