Занятие по коммуникации в средней группе «Плат узорный»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Никитина Мария Михайловна

Тема:     Знакомство с русским платком.  

Программное содержание:

Познакомить детей с деталью женской одежды – платком. Дать представления об истории возникновения платка Познакомить с Павлопосадским платком. Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа. Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей  Материал: волшебный сундучок, платки, презентация «Плат узорный»,  кукла-модельер, раскраски  платков на каждого ребенка,карандаши.

Ход    занятия:
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: - Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
- Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это?
Дети: - Это платок.
Воспитатель: Да. Это платок. Давайте посмотрим.
( дети рассматривают платки, а воспитатель их развешивает)
Воспитатель: Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком.
Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. (Демонстрация презентации)
Давным - давно крестьяне  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 91»

 

  «Павловские платки»

воспитатель высшей  квалификационной категории

Никитина Мария Михайловна

г.Нижнекамск, 2014

    «Народное искусство радостно, и радостно потому, что труд доставляет радость. Даже в труде подневольном, крепостном, охранялась радость творчества для крестьянина. Он делал красивые предметы быта, свое жилище, свою одежду, орудия труда красивыми и радостными. Все было друг с другом связано»

                                                                                                                                    Д. С. Лихачев

     Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества. Многие промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло.    

     История современного платка создавалась на протяжении не одной сотни лет. Платок – важная часть культурного и исторического наследия не только нашего народа, но и всего мира. Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с особенной вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок.

     Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

     Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы изготавливали себе из ткани, как правило, однотонные платки: теплые, мягкие, удобные, но не радостные. Одной из женщин захотелось украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Она взяла краски и украсила свой платок диковинными цветами, да так искусно, что женщины городка тоже захотели носить яркие, красивые платки. Постепенно складывалась традиция, которая вобрала в себя лучшие фантазии женщин, и слава о мастерицах распространилась по всей Руси. Богатые купчихи следовали Европейской моде, и им не могли не прийтись по душе великолепные шали, богато украшенные неповторимыми узорами. Изящный яркий платок согревал и украшал  женщин всех сословий, от крестьянки до царицы. 

     Каждое поколение добавляло что-то новое, свое выражение радости жизни, любви к ней, потому что любое творчество – от любви к жизни, от желания жизнь украсить. Впервые промысел производства павловопосадских платков был документально зарегистрирован на имя крестьянина Ивана Дмитриева Лабзина, который дал подписку исправнику о том, что будет платить налог на производство платков. Это было в 1795 году. С тех пор эта дата и считается датой начала производства великолепных произведений искусства – павловопосадских платков. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

     На ткани набивали рисунок из цветов деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: “манеры” и “цветы”. “Цветок” резали из дерева, и с их помощью наносили краски, причем каждый цвет “требовал” отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”. Учитывая многоцветье павловопосадского узора, неудивительно, что для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.

     В середине XIX  Яков Лабзин начал производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком. Партнером Якова Ивановича Лабзина, правнука основателя, стал человек очень высокой духовности Василий Иванович Грязнов. Он был управляющим мануфактуры с 1816 по 1869 год. За это время производство набрало обороты и прославилось за пределами России. Село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

     В Павлове шумели богатые ярмарки, на которых и продавались знаменитые набивные павловские платки. Расходились они по всей России. Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом – это визитная карточка павловопосадских платков.

     Во второй половине XIX в. изображение цветов  было очень модным. Если мы внимательно рассмотрим платки, созданные давно, то увидим на них знакомые полевые цветы, которые сохранились до наших дней, потому что экологическая обстановка в то время была намного лучше чем сейчас. И если мы не будем заботиться об улучшении экологии окружающей среды, то могут исчезнуть некоторые виды растений, которые изображены на павловопосадских платках.

     В изображении цветов предпочтение отдавалось садовым, в первую очередь, розам и георгинам. Также был популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху.

     Позднее в производство стали внедрять паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами.

     На протяжении 1920–1930-х годов в Павловском Посаде выпускались хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного платка было возрождено в послевоенные годы. В 1954 году в Павловском Посаде открывается платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел.

     С конца 1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов, что позволило существенно упростить процесс изготовления. Такая печать позволяет наносить неограниченное число цветов, получать на ткани тонкий изящный контур.

     Работа над павловопосадским платком начинается с авторского рисунка. Его создают здесь же, на фабрике, в специальных художественных мастерских, с учетом лучших традиций ткацкого промысла. Обычно мастер создает один повторяющийся фрагмент, реже  изображение рисуется полностью.

       Затем к работе подключается колорист, главная задача которого – правильно подобрать цвет.  Именно этому человеку обязаны павловопосадские шали своей пышностью и красочностью.

     Ткань для платков также изготавливают в стенах фабрики из отборной шерсти овец. Ее отбеливают в течение двух суток сначала в отбеливающей машине, а затем она отлеживается в специальной тележке. Далее полотно кипятят и промывают. Промытая ткань высушивается и пропитывается раствором для умягчения шерстяного материала. В  специальной вакуумной камере через материал пропускают электрический заряд, с целью лучшего нанесения краски на ткань. Печать рисунка обеспечивают несколько печатников, осуществляющих контроль за автоматической печатью на машине. Каждый из них в свою очередь контролирует несколько шаблонов. После нанесения рисунка шали попадают в сушильный цех, а оттуда на прилавки магазинов.

     Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение. Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. На Руси женщины всегда любили покрывать голову платком, потому что это удобно и красиво. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

     В музее платков можно увидеть все разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века до современных платков и шалей. Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются  и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

                                                  Использованный материал:

В. Н.  Аршинова http://festival.1september.ru/articles/613971/

А. М. Маринина  http://festival.1september.ru/articles/504965/

Русские платки http://vse-plaki.ru/

Павловопосадские платки http://spbart.clan.su/Less8.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа «Жадная жаба». Пересказ рассказа.

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа "Жадная Жаба", пересказ рассказа.Задачи: - познакомить детей с рассказом "Жадная Жаба";            ...

Занятие по коммуникации в средней группе.

Занятие по коммуникации в средней группе.Воспитатель: Антонюк К.С.Тема: Беседа о домашних животных. Дидактическая игра: «Назови правильно».Цель: формирование представления о домашних животных.Задачи: ...

Занятие по коммуникации в средней группе.

Занятие по коммуникации в средней группе.Воспитатель: Антонюк К.С.Тема: Беседа о домашних животных. Дидактическая игра: «Назови правильно».Цель: формирование представления о домашних животных.Задачи: ...

Конспект занятия по Коммуникации в средней группе "В гостях у Смешариков"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе...

Конспект занятия по коммуникации в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект по развитию речи в средней группе с использованием сказки "Теремок"...

Конспект интегрированного занятия по аппликации в средней группе. "Платье"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Платье для куколки».

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Платье для куколки».Кривогина М.О.Цель: развивать умения создавать целостность изображаемого предмета из отдельных деталейОбучающие задачи: ...