"Казачьи посиделки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лупонос Зоя Николаевна

Итоговое логопедическое занятие  по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казачьи посиделки!

Цели: совершенствование речи детей.

Задачи: Образовательные – закреплять умение определять местоположение звука в слове; упражнять в делении слов на слоги; определять первый звук слова;  образовывать относительные прилагательные от существительных, закреплять понятия «предмет» «признак предмета», « действие предмета», продолжать знакомить с понятием – предложение.

 Воспитательные – воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца; развивать личностные качества – взаимопомощь и взаимовыручку в затруднительной ситуации.

Развивающие – развивать навыки творческого рассказывания, развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

  • Речевые способности, связанные с коммуникативными функциями речи (совместное планирование действий в речевом общении, умение передавать содержание придуманного)
  •         Речевые действия и способности, связанные с регулятивными функциями речи – умение подчиняться правилам и следить за этим на основе самостоятельного речевого планирования.
  • Умения, связанные с выполнением знаково-символических действий и выполнением действий во внутреннем умственном плане.

        Данное занятие - занятие практического применения знаний, умений. Для знакомства детей с правилами составления Синквейнов, в течение учебного года проводились  игры, в процессе  которых шло знакомство с  понятиями  «предмет» «признак предмета», «действие предмета», «предложение».

  Дети учились работать с таблицами  и пересказывать, а те дети, которые  могут печатать, сами записывали синквейны.

Ход занятия

          Зал стилизован под казачью горницу (плетень, печь, на печи блюдо с пирожками,  сундук,  этажерка, прялка).  Детей встречает казачка.

Казачка (учитель-логопед):  Готовилась к приёму гостей, закрутилась как «зинчик»  – уже и на улицу выглянуть некогда. Что за погода хоть на дворе, ребятушки?

Дети:  Читают стихи о весне:          « Весна»

Весна пришла по снежному

По влажному ковру

Рассыпала подснежники

Посеяла траву

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла

Березового  соку

Ребятам раздала

В берлогу заглянула

«а ну вставай медведь»

на веточку дохнула –

пора зазеленеть.

Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов

Гусей стрижей и аистов

Кукушек и скворцов.

                 «АПРЕЛЬ»

                 Мы раскрыли окна

            Распахнули дверь

                Солнечный и мокрый

           К нам пришел апрель   

 Забурлил ручьями

      Зазвенел, запел

      Первыми скворцами

       На березы сел.

Казачка (учитель-логопед): какие вы, молодцы, о погоде  мне стихами рассказали!

Воспитатель - казачка:  Спасибо за похвалу, мы очень много знаем стихов  о погоде, о животных, и сами умеем сочинять стихи нерифмованные – называются   СИНКВЕЙН.

Казачка (учитель-логопед): Синквейн – что это такое Максим?

Дети (Максим): Синквейн – это нерифмованное стихотворение

Казачка (учитель-логопед): Слово то, какое «мудреное», не иностранное неверное?

Дети (Вика): Синквейны придумали во Франции и означает оно  5 строк.

Казачка (учитель-логопед):  очень интересно,  научите меня?

Воспитатель - казачка: конечно научим, правила очень простые:

Правила составления синквейна

1 строка – одно слово. Слово, обозначающее предмет

2-ая  строка – два  слова. Слова  - признаки

3-я  строка –   три  слова. Слова  - действия

4-ая  строка – 4-5 слов.   Предложение по этой теме

5-ая  строка –  то, что мы представляем, когда слышим  слово-предмет

Казачка (учитель-логопед):  Ой, как интересно, я поняла, что синквейны можно составлять о чем угодно?   Давайте еще составим весенние синквейны например о деревьях, о цветах?  (работа в парах – составление стихов. 1- подгруппа с учителем логопедом, 2- подгруппа с воспитателем).

Дети: рассказывают или зачитывают синквейны.

Казачка (учитель-логопед):   какие вы, молодцы казачки да казачата! Такие красивые стихи – синквейны  весенние  сочинили!

- Я для вас угощение приготовила  пирожки: становитесь в круг.

Дидактическая - динамическая пауза «Пирожки»:

Пирожков я напекла                    (дети идут по кругу)

Не больших, ни маленьких.        (Поднимаются на носочки, приседают)

Из  пшеничной из муки,..            (имитируют лепку пирожков)

Всем на радость сладеньких.      (Разводят руки в стороны, наклоняются)

Вкусные,  душистые                   (потирают руки, делают глубокий вдох)

С коркой золотистою                  (прыжки на одной ноге)

Подбегайте, не зевайте               (идут по кругу в припрыжку)

Пирожки вы выбирайте.

Ирина  Кошевец.

Казачка (учитель-логопед):  берите ребятки по пирожку, начинка  в пирожках разная, посмотрите  да скажите, что кому положила я в пирожок и назовите первый звук в слове – начинке.

Дети: по очереди называют слово и определяют первый звук.

Казачка (учитель-логопед):  По казачьему обычаю, после угощения всегда делились новостями, расскажите хлопцы да девчата какие новости у нас в станице?

Дети:  по очереди рассказывают «новости» - скороговорки.

Казачка (учитель-логопед):  Спасибо за новости ребята, я вам подарочки памятные приготовила …. Ох, это не они, это внучата ко мне в гости приходили и оставили свои игрушки. Поможете  расставить их на полочки, в определенном порядке?  На первую полку,  игрушки в названии которых – один слог;  на вторую полку – игрушки, в названии которых два слога;  на третью полку игрушки, в названии которых три слога.

Дети: выбирают игрушку из корзины, определяют, сколько слогов в слове и ставят на полку.

Казачка (учитель-логопед):  А вот и подарочки для вас, книжки, авторами которых  стали вы сами. Ведь за прошедший год вы проделали такую огромную  работу. Даже сегодня  показали, как вы умеете:

  • Сочинять стихи – синквейны;
  • Красиво рассказывать стихотворения и скороговорки;
  • Делить слова на слоги;
  • Определять место звука в слове;

Продолжайте развиваться, пополнять багаж знаний и никогда не сдавайтесь. Ведь вы юные казачата, а значит терпеливые, упорные…

Дети: исполняют песню «Эх казачата»

Анализ:

- поставленные цели достигнуты, задачи реализованы при активном вовлечении в учебный процесс детей, временные рамки выдержаны;

- процесс освоения учебного материал строился на самостоятельной мыслительной активности и практической деятельности детей;

- созданные проблемные ситуации способствовали формированию у детей способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении новых задач;

- визуализация представляемого материала обеспечивает наглядность, четкое однозначное восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации;

- для восстановления работоспособности, осуществляли смены активной интеллектуальной деятельности психическим расслаблением, используя активные физические игры;

- осуществлялось взаимодействие детей и педагога в процессе совместной творческой деятельности;

- повысилась: речевая активность; желания свободно высказываться; коммуникативные навыки, умение работать в команде, что способствовало  установлению межличностного доверия, развитию эмпатии и интереса к партнерам по общению;    

Приложение1

1 строка –                  одно слово.

Слово, обозначающее предмет

2-ая  строка –                  два  слова.

Слова  - признаки предмета

3-я  строка –                  три  слова.

Слова  - действия предмета

4-ая  строка –        4-5 слов.                

Предложение по этой теме

5-ая  строка –                  

то, что мы представляем, когда слышим  слово-предмет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий "Казачьи посиделки"

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам кубанской культуры» Разработка сценария  «К А З А Ч Ь И      П О С И Д Е Л К И»...

Конспект занятия "Казачьи посиделки"

Комплексное  занятие  по  развитию  речи  с  музыкальными  играми и песнями...

Осеннее развлечение "Казачьи посиделки"

Развлечение «Казачьи посиделки»У каждого на свете есть, наверно,...

Сценарий мастер-класса "Казачьи посиделки"

Разработка мероприятия для педагогов и родителей....

Сценарий фестивальной программы «Казачьи посиделки»

Возрождение традиций казачьей культуры, сохранение, развитие, пропаганда национальных традиций, обычаев и обрядов народов России,  духовно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Сорбонки "Казачьи посиделки" и "Казачьи игры и забавы"

Инерактивная игра "Казачьи посиделки" выполненная в виде сорбонки. Она предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В нее можно играть как индивидуально, так и командами. Игра помо...

Сценарий встречи воспитанников подготовительной к школе группы с представителями Кубанского казачьего войска «Традиционные казачьи посиделки» .

Материалы данного сценария могут быть использованы воспитателями детских садов Краснодарского края  в рамках проведения воспитательных патриотических мероприятий по сохранению и укреплению  ...