Развитие коммуникативных способностей воспитанников подготовительной к школе группы в условиях дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка по развитию речи на тему

Исхакова Элла Михайловна

В современных  научных источниках  упоминается, что коммуникативные компетенции у детей дошкольного возраста значительно ниже,  чем у подростков. В то же время именно становление вполне определенных форм общения  является необходимой предпосылкой готовности к школе.  Именно развитая коммуникация, продиктованная необходимостью подготовки ребёнка к реальному процессу его взаимодействия с миром за рамками образовательного учреждения, является основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, важнейшим условием успешности учебной деятельности ребёнка, основным направлением его социально-личностного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

Тема: « Развитие  коммуникативных  способностей  воспитанников подготовительной к школе группы в условиях дошкольного образовательного учреждения».

 

                                                                                 

                                                                             

2014г.

Содержание

 1.   Введение ……………………………………………………………………..  .3

2.   Исследование и диагностика взаимоотношений  в группе………………...  6

3.   Диагностические исследования…………………………………………… …7

4.   Анализ результатов совместной деятельности……………………………..10

5.   Рекомендованные игры и упражнения …………………………………..…12

6. Практические рекомендации……………………………………………….....13      7.  Выводы…………………………………………………………………………16

8. Литература………………………………………………………..…………     17

 В современных  научных источниках  упоминается, что коммуникативные компетенции у детей дошкольного возраста значительно ниже,  чем у подростков. Отмечается, что в современном дошкольном образовании развитие коммуникативной сферы происходило спонтанно, не являясь предметом специального формирования. В то же время именно становление вполне определенных форм общения  является необходимой предпосылкой готовности к школе.                                                                                                        

         Именно в  дошкольном возрасте происходят самые важные для ребенка, в его дальнейшем коммуникативном развитии, закладки и приобретения. Постепенно, с возрастом,  круг его общения значительно расширяется. Помимо общения со взрослыми, дошкольник начинает выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал и не общался с ними ранее, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность.

Именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.  Работая в дошкольном образовательном учреждении, я имела возможность наблюдать, как порой в группах детского сада разворачивался сложный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда игнорируют интересы других. Все эти отношения остро переживаются детьми,  они окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о тех чувствах и отношениях, которые переживают их дети, и, зачастую, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:

- потребностью во впечатлениях;

- потребностью в активной деятельности;

- потребностью в признании и поддержке.

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся в умении слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

         Сформированность у ребенка коммуникативных компетенций позволяет ему самостоятельно решать разного рода задачи, возникающие в общении: с помощью своих представлений о том, что все мы разные, он способен понимать и принять позицию другого, даже если она не совпадает с его собственной; распознавать  различные коммуникативные ситуации, применяя правила действия в них, выстраивать свое поведение адекватно и творчески. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов детского сада. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.

В силу сказанного, следует,  что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения, чувствует себя некомфортно  среди сверстников, зачастую он чужд  устоявшейся детской культурной среде с ее неписанными законами и правилами.

Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача педагогов и родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.

В силу этого, целью моей работы является подбор диагностического материала для преодоления сложностей при формировании  коммуникативных способностей у детей, развитие  основных психических процессов  и  речи, социальной адаптации детей посещающих дошкольное образовательное учреждение. Работа в этом направлении, должна создать благоприятные предпосылки для перехода к новым условиям воспитания и обучения детей, например: систематическому обучению в школе, сформировать психологическую готовность  к новым условиям и новому кругу общения.

      Значимость формирования коммуникативных действий для общего развития ребенка ставит перед нами задачу, с одной стороны, выстроить процесс их развития как преемственный, с другой – определить специфику данного процесса для каждого детского возраста. На этапе перехода ребёнка в школу особо значимыми становятся имеющиеся у него коммуникативные умения (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, В.А. Петровский, А.Г. Рузская, Е.Е. Шулешко и др.): их отсутствие затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, усложняя процесс обучения в целом. Именно развитая коммуникация, продиктованная необходимостью подготовки ребёнка к реальному процессу его взаимодействия с миром за рамками образовательного учреждения, является основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, важнейшим условием успешности учебной деятельности ребёнка, основным направлением его социальноличностного развития.

 

   Для исследования и диагностики взаимоотношений  детей друг с другом, я наблюдала за поведением и эмоциональной  атмосферой  в подготовительной к школе группе. Для себя эту группу детей я определила, как объект  моего изучения. Проводя педагогический контроль я обратила внимание, что положение  детей в группе неодинаково:  одних любят, устраивают с ними совместные игры, делятся впечатлениями и тайнами и т.д..  Есть дети,  которые занимают не столь благоприятное положение,  но самый удручающий факт тот,  что существуют дети, которые являются  «одиночками» в коллективе и находятся в психологической изоляции.

    Возникает проблема: от чего зависит положение ребенка в группе сверстников? Моей задачей стало выяснить, какие факторы определяют взаимоотношения    сверстников? Предметом моего исследования стали – психологические особенности формирования взаимоотношений в группе сверстников.  На основе ранее сказанного мной выдвинута гипотеза : положение ребенка в детском коллективе зависит от степени сформированности у него коммуникативных способностей, от умения выстраивать взаимоотношения  и  уровня общения со сверстниками,  от речевого поведения , нравственных представлений и требований которые они уже предъявляют друг к другу.

Цель моей работы: Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого необходимо решить ряд задач:

1.Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

2.Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

3.Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

Диагностические исследования.

        Для  диагностики взаимоотношений в этой группе я использовала  методику, с помощью которой каждый ребенок  «распределил по двум домам» всех детей своей группы в зависимости от симпатии и антипатии (Дома: красный и серый). Проанализировав протоколы, сделала вывод о реальном положении каждого ребенка среди сверстников. В группе выявились явные лидеры .  определила детей пользующихся уважением и интересом у сверстников, а так же детей с  наиболее неблагополучной ситуацией во взаимоотношениях с другими детьми.

Наиболее неблагополучные дети в группе: М., В., О., Ж..-по их ответам видно, что они  не очень  любят своих сверстников,  да и сами  не пользуются симпатией в группе. Это дети с явно заниженной самооценкой, крайне неуверенны в себе.

     Важное значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения. в которой необходимо  предусмотреть возможное поведение, действия наблюдаемых, их реакции и т.д.   Поскольку я  посещаю  занятия в группах детского сада регулярно,  для детей я человек привычный. Дети меня хорошо знают, делятся какими-либо событиями или фактами из жизни и большинство детей ведет себя в моем присутствии естественно, так что момент повышенного интереса к ним «остается за кадром».                                                                                                                                                                    

Для изучения поведения исследуемой четверки  в ходе совместной деятельности с основной группой я использовала следующую схему наблюдений:

№/№

Наблюдение за..

М.

В.

О.

Ж.  

1

Проявляет ли солидарность, помогает и поддерживает других

2

Чувствует себя свободно  , шутит . смеется, доволен

3

Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим

+

+

4

Советует, руководит, причем учитывает мнение других.

5

Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои  чувства и желания.

6

Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.

+

7

Просит повторить, подтвердить, нуждается в руководстве

+

+

8

Не соглашается, противостоит, не оказывает помощи

+

+

9

Проявляет напряженность, раздражительность, уклоняется от совместных действий

+

10

Проявляет неуважение к другим, обижает , самоутверждает себя.

+

+

       Для того, чтобы быстро и эффективно составить представление об особенностях нарушений общения ребенка, в своей работе я использовала таблицу, включающую описание проявлений поведенческих расстройств и оценки их выраженности:

0 баллов – никогда не наблюдается у ребенка;

1балл – наблюдается иногда или изредка;

2 балла – часто проявляется;

3 балла – нарушение поведения наблюдается почти всегда;

4 балла – нарушение поведения наблюдается постоянно

Таблица проявлений поведенческих расстройств.

Проявление нарушений в общении

Степень выраженности

М.

 В.

О.

Ж.

Агрессивность

2

2

Конфликтность

3

3

Замкнутость

2

3

Гиперактивность

2

2

Тревожность

2

1

1

1

Неуверенность

3

2

После составления психологического портрета  этих детей я провела с каждым индивидуальную беседу, чтобы установить,  как сам ребенок понимает сложившуюся ситуацию, как  относится к определенным событиям и что он о них думает. Их ответы послужили для меня материалом  дальнейшего анализа. Выяснилось, что все они глубоко переживают ограниченность во взаимоотношениях со сверстниками. их накопленный жизненный опыт и информационный объем , требовали активного общения…взаимообмена… обсуждения и осознания в ином проявлении.. Однако,  внутренние противоречия не давали им приблизиться к какой-либо группе детей… боязнь быть отвергнутым и непонятым,  заставляла их проявлять агрессию и конфликтность. Однако параллельно с этим они испытали и чувство неуверенности в себе, своих силах, своей значимости в коллективе. Определить  желание  ребят общаться со сверстниками  из испытуемой четверки), я определила с помощью  игры. Которую предложила каждому ребенку, причем с первых же слов : я поставила его в роль учителя, а  себя в роль ученика. Я предложила ребенку научить меня правилам, чтобы потом мы могли играть вместе.

        Этот метод рекомендован швейцарским психологом Жаном Пиаже, который говорил: «..Чрезвычайно важно  в ходе первой фразы эксперимента выступить в роли новичка и дать ребенку почувствовать определенное превосходство над собой».

Проведя анализ результатов совместной игры с испытуемыми детьми я сделала предварительные выводы :

Проявления в общении

Степень выраженности

М.

 В.

О.

Ж.

Эмоциональ-ность

Сдержана в проявлении эмоций

Мало-эмоционален

Высокая степень

Высокая степень

Осознание значимости

Объяснала правила без «чувства превосходства»

Проявил  заинтересованность вначале игры, но постепенно терял интерес

Ярко выраженное чувство гордости за ведущую роль в игре, доминирующие интонации в голосе.

Проявил  заинтересованность, но мешало волнение..часто сбивался  с мысли. Путался

Умение руководить и устанавливать правила

Слабо выраженные умения руководить

Слабо выраженные умения руководить

Ярко выраженные задатки  «агрессивного лидера»

Руководит течением игры без проявления личного творчества, в известных ему рамках

Оказание помощи «при непонятных моментах» искусственно созданных

При обращении за помощью теряется, не хочет повторяться

После нескольких повторений игры теряет интерес, испытывает чувство тягости и дискомфорт

Желание доминировать в игре. Проявляется при повторном объяснении к-либо моментов

Оказывает помощь с чувством легко раздражения

Умение адекватно оценить действия иного участника игры

Не дает оценки действиям другому игроку

Отсутствует желание дать оценку или подвести итог

Оценка действий дается с таким расчетом, что основная роль и заслуга в результатах игры принадлежит ему.

Оценивает действия другого, стараясь сопоставить по значимости со своим вкладом

Речевая культура (этика общения, словарный запас)

В речи не использует оскорбитель-ных фраз и интонаций… предпочитает отмалчиваться

Словарный  запас соответствует возрасту. Однако в разговоре иногда проявляется чувство неувереннос-ти или сомнений.

Словарный  запас соответствует возрасту. В разговоре использует фразы и слова превосходства над другими.

Словарный  запас соответствует возрасту. Создает конфликтные ситуации из-за использования обидных выражений

Выявив наиболее выраженные нарушения в поведении ребенка, запланировала пути их коррекции через  игровую деятельность, при проведении прежде всего сюжетно-ролевых игр,  а с воспитателями обсудили пути грамотного воздействия. У исследуемых детей полноценная игровая деятельность самостоятельно не складывается. Но не секрет, что особые симпатии сверстников вызывает, тот кто умеет хорошо, интересно играть, кто в игре инициативен, справедлив, честен и добр.  Поэтому повышение игровых умений, должно благоприятно сказаться на положении ребенка в группе сверстников, расширить зону ближайшего взаимодействия. Повторное проведение совместных командных игр в группе, показало, что при выборе на роль «Водящего» - дети из исследуемой четверки, учли мои пожелания и рекомендации, двое проявили более высокую степень ответственности: были терпеливы, не создавали конфликтных ситуаций и сумели правильно оценить роль играющих на достижение общей цели- победы. Однако Т М.  и В., по-прежнему испытывали чувство неловкости  и сложности в речевом анализе действий играющих.  

       Следующим важным этапом  в формировании  коммуникативной компетентности испытуемых стало  развитие речи, обогащение активного словаря, активизация процесса  речевого общения в игре.

       Я считаю, что наблюдение за тем, как ребенок играет, является наиболее доступным для воспитателей и достоверным диагностическим методом определения уровня его коммуникативных умений. Игра помогает развивать у ребёнка способности к восприятию различных коммуникативных средств вербального и невербального общения.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников 

      -помогают научиться сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, говорить самому.  Для дальнейшей работы я предложила воспитателям   игру на развитие у детей  умений использовать невербальные средства общения – мимику и жесты.                                                                                   Детей из исследуемого звена рекомендовала чаще назначать на роль «Водящего», поскольку осознание ответственности и собственной значимости, придает уверенности, повышает самосознание и самооценку , с течением времени дети должны избавиться от чувства невостребованности и расширить круг взаимоотношений со сверстниками.

«Разговор через стекло».

Воспитатель и дети становятся друг напротив друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”.  Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука.  Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить. ”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Игра на развитие вербальной коммуникации.

  «Что в сундучке?» .                                                                                                       Оснащение: сундучок, различные предметы.

Воспитатель ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».Тот, кто первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

           Эти игры помогают не только объединять интересы  разных детей в игре. Но и активизируют речь дошкольника, активизируют мыслительную деятельность, развивают логику мышления. Это имеет огромное значение особенно в период подготовки к переходу в школу.

Практические рекомендации:

-по типу испытуемых детей  -М. и В. можно отнести к замкнутым, малообщительным детям, испытывающими трудности в речевом общении. С ними необходимо проводить занятия систематично, не реже 1-2 раз в неделю. Необходимо подбирать речевые игры, сюжетно-ролевые и игры с дидактическим материалом. В работе с такими детьми необходима взаимосвязь коррекционной и диагностической работы. Подбор занятий с последующим усложнением заданий, а так же привлечения других детей, для создания атмосферы группы, коллективного взаимодействия.

О. и Ж.- обладают более развитыми лидерскими качествами, хорошо развитой речью. Однако они имеют склонности к созданию конфликтных ситуаций  в группе, самоутверждению за счет принижения репутации других.  Для них во время занятий целесообразно привлекать детей старшего возраста, чей авторитет бесспорен, а так же  чаще возлагать на них роль водящего игрока, для формирования у них ответственности, справедливости, чувства товарищества. Признание их действий со стороны сверстников,  сформирует чувство потребности адекватного не конфликтного общения. В работе с ними целесообразно использовать упражнения:

Упражнение «Как можно помириться». 

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как можно помириться, показать, а затем назвать разные способы «примирения»: при помощи слов («Мир, мир всегда, ссора, ссора никогда»), жестами (например, зацепить друг друга мизинчиками) и так далее..

Упражнение «Закончи предложение».                                                         Дети завершают предложение : «Я подружился в группе с ... »;  или : «Я хочу дружить с ... ». Таким образом они мысленно определяют тех с кем бы хотели выстраивать отношения. Так же можно спросить: «А почему с ним»? Испытуемый дает оценку тому с кем хотел бы дружить, из чего видно по каким качествам и какими критериями он руководствуется в выборе.

     В работе воспитателей  нашего сада речевые игры коммуникативной направленности включаются в планы  занятий: по развитию речи, введению в художественную литературу,  формировании элементарных математических представлений, окружающему миру; используются на занятиях с психологом, логопедом; включаются  в свободную от занятий деятельность: прогулки, развлечения, праздники и досуги.

  Условно эти игры можно разделить по основным направлениям развития речи: для обогащения и закрепления словаря, развития грамматического строя речи; для развития диалогической речи, связной речи; для развития фонематического слуха и звуковой культуры речи; для совершенствования тонкой моторики рук; для развития психической сферы детей (внимания, памяти, мышления, восприятия, творческого воображения).

      Опыт использования  этих игр привёл к заметной позитивной динамике коммуникативной деятельности детей. Специальные творческие упражнения и игры по развитию речевой коммуникации способствовали сплочённости группы, организации совместных действий, проявлению чувства общности, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательного и бережного отношения друг к другу. Дети в совместных играх применяли свой приобретённый коммуникативный и игровой опыт.

          Речевые игры коммуникативной направленности улучшили не только речь детей, но и их способности общаться со взрослыми и сверстниками, повысили их самооценку, сформировали уважительное отношение к товарищам. Занятия, на которых использовались игры коммуникативной направленности, стали более содержательными, а свободное время – более продуктивным, интересным и насыщенным.

Таким образом, система воспитания коммуникативной компетентности старших дошкольников  включает  в себя:

- разработанный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка);

- комплексную программу развития коммуникативной компетентности дошкольников (речевое развитие, включение дошкольников в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками);

- отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации;

- повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры.

Педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает всеми возможностями развития  у него коммуникативной компетентности и способна выполнить свою развивающую функцию при разработке и осуществлении воспитателями дошкольного учреждения системы целенаправленной работы , включающей в себя:

- рассмотрение развития коммуникативной компетентности дошкольников в качестве цели педагогической деятельности;

- проведение системы развивающих занятий;

- осуществление сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью развития коммуникативной компетентности дошкольников;

- учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

Выводы:

Коммуникативная компетентность старших дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения). Включает в себя воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения старших дошкольника и средств его воспитания.

 Именно развитая коммуникация, продиктованная необходимостью подготовки ребёнка к реальному процессу его взаимодействия с миром за рамками образовательного учреждения, является основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, важнейшим условием успешности учебной деятельности ребёнка, основным направлением его социально-личностного развития.

    Используемая литература:

1. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.                                                                                                                         2. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] /Г.А. Широкова. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003. - 384 с.                                                                                                                    3. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 256 с.                                                                                        4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Москва.2010г.                                                                                                                                                5.Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в ДОУ.· - М.: Изд-во «Вита», 2009. 6.Дереклеева Н.И. Справочник психолога. - М.: ВАКО,2010.                                                                            7. Г.К., Насонкин С.А. Уроки Знайки. Воспитай себя. - С.-Пб: «Детство-Пресс»,2010.                                                                                                                     8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия Развития, 1996.                                                                                                                                                     9. Курносова Н.Г. Развивающие занятия с детьми. Выпуск 1. - Волгоград: «Учитель-АСТ», 2003.                                                                                                                                                  10.  Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002         11. Коломинский Я.Л. , Е.А. Панько. О психологии детей шестилетнего возраста .Москва:Просвящение. 2008г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Интерактивные игры-спектакли для детей среднего и подготовительного возрастов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

1. ВведениеИнтерактивные спектакли-игры – это совместная арт-терапевтическая творческая работа педагогов и воспитанников, где взрослый (педагог) для ребёнка (воспитанника) в большей степени выст...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...