Педагогические условия формирования личностной подготовки ребенка к школе в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья

Никулина Наталья Владимировна

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования личностной подготовки ребенка к школе в условиях дошкольного образовательного учреждения

Личностная подготовка – это определенный уровень произвольности поведения, сформированности навыков общения, самооценки и мотивации учения; активность, инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать другого, согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в группе. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной подготовки к школе. Личностная подготовка к обучению в школе является итогом всего предшествующего развития ребенка. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма[1].

Условия формирования личностной подготовки дошкольников к школьному обучению определяются спецификой ее структурных компонентов, возрастными особенностями развития старших дошкольников и условиями образовательной среды.

Процесс формирования личности в дошкольном возрасте не является стихийным, он происходит в результате целенаправленного воспитания, опирающегося на механизмы онтогенеза, при активном участии взрослого об этом говорили: Лисина М.И., Мухина В.С., Гальперин П.Я., Выготский Л.С.. В семье таким взрослым является родитель, а в образовательной среде дошкольного учреждения – воспитатель.

К моменту поступления в школу у ребенка происходит оформление основных элементов волевого действия, необходимого для полноценной учебной деятельности школьника: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план, проявить усилия по его выполнению и преодолению препятствий на пути к достижению цели, оценить результат своего действия. Ребенок становится способным соподчинять мотивы, что позволяет ему действовать по моральным правилам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает. Все эти данные свидетельствуют о возможности эффективного обучения детей в школе, при условии грамотной организации учебной деятельности детей данной возрастной категории. Это позволит удовлетворить потребность ребенка в новой социальной позиции, взять на себя роль ученика. Однако следует помнить, что большинство детей, приходя в школу с ярко выраженным желанием учиться, смутно представляют конкретные формы и содержание обучения. Такие представления в высшей степени формальны. В реальном столкновении с действительностью положительное отношение к школе может укрепиться, стать содержательным или, напротив, разрушиться, превратиться в нейтральное или даже отрицательное [2].

Необходимым условием формирования личностной подготовки ребенка к школе в условиях дошкольного образовательного учреждения является внеситуативно – личностное общение со взрослым, взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение, опосредованное речью, выступая, с одной стороны, в качестве условия формирования личности, одновременно является и средством достижения целей личности, и способом его  жизнедеятельности.

Проблема развития способности к общению стала особенно востребованной обществом в наши дни. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключаются в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности имеющиеся знания передать вербально.

Этот компонент личностной подготовки включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, в класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться [5].

Следующее условие формирования личностной подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению – это познавательная потребность, которую в полной мере невозможно удовлетворить дома или в детском саду. Если у детей дошкольного возраста есть личностная мотивация к школьному обучению, то это облегчит развитие сферы произвольности. Дети дошкольного возраста с развитой учебной мотивацией стремятся выполнять правила школы, прислушиваться к требованиям учителя, стараются контролировать свое поведение в школе. Таким образом, развитие правильной мотивации к обучению в школе является условием формирования внутренней позиции школьника и, в целом,  личностной подготовки к школьному обучению.

Еще одним педагогическим условием формирования личностной подготовки дошкольника, является поддержка родителей. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. С точки зрения обсуждаемой проблемы – трудные ситуации у детей – роль родителей представляется двоякой: во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации; во-вторых, родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни. Можно выделить три аспекта влияния:

1.Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка.

2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок принимает для себя в качестве примера для подражания.

3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций [6].

Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно не эффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и не вербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.

Чтобы поддерживать и помогать родитель и педагог должны знать, какие силы способны привести к разочарованию. По мнению американских психологов Дрейкурс и Динкмейер, этими силами являются: завышенные требования; соперничество (сиблингов); чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей и педагогов к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Что касается сиблингов, то родители и педагоги могут непреднамеренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции.

Типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личностной подготовки.

При подготовке детей к школе необходимо установление делового контакта между семьей и детским садом. Основная роль всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать [7].

Еще одним из важнейших условий является современная диагностика степени подготовки к школьному обучению. Наличие подготовки к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее диагностика, позволяет педагогу вовремя скорректировать формирование ее отдельных сторон.

Не менее важным условием личностной подготовки к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель очень важен для эффективного включения в школьную жизнь. Он демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям задачи или требованиям педагога, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются не эффективными  [3].

Следующее условие – стремление ребенка к новому социальному положению, получить новую социальную роль, роль ученика. Дети дошкольного возраста стремятся подняться на новую ступень развития, вырасти в глазах младших детей и сравняться в социальном положении со школьниками. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям:  ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, то и любую учебную работу, которую он должен выполнить.

Личностная подготовка к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, то есть определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех», что типично для дошкольника, нельзя говорить о личностной подготовленности к обучению [4].

В качестве основного вывода можно предположить, что, прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Таким образом, условиями формирования личностной подготовки к обучению в школе являются формирование внутренней позиции школьника, способности к саморегуляции деятельности, адекватной самооценки, внеситуативно – личностного общения со взрослыми. Формирование личностной подготовки к обучению в школе происходит не стихийно, а в процессе целенаправленной воспитательной и коррекционно – развивающей работы при непосредственном участии взрослого.


Список использованных источников

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва, Знание: Питер, 2008. - 398 с. : ил., портр., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-91180-846-4 

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н. И. Гуткина. - 4-е изд. - СПб.: Москва: Просвещение,  205,с.; - (Детскому психологу).; ISBN 5-94723-625-7 

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: ТЦ Сфера, 2003. 464 с.

4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — Москва: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.   ISBN 978-5-7695-4068-4

5.Белова Т.В., Солнцева В.А., Готов ли ребенок к обучению в первом классе? Определение психологической готовности ребенка к школе. – Москва: Издательство «Ювента», 2005. -64с. ISBN 5-85429-209-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая подготовка ребенка к школе в условиях семьи

Советы родителям, как развить интерес ребенка к математике...

Формирование музыкально-творческих способностей ребенка на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Данная методическая работа рассчитана на обучение детей с пяти лет. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью. Начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, ...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье представлен опыт работы педагогов по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения. Автором описаны методы и приемы работы с де...

Содержание и формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО

Содержание и формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО Проблема преемственности в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобр...