Математическая подготовка ребенка к школе в условиях семьи
консультация на тему

Гришина Мария Алексеевна

Советы родителям, как развить интерес ребенка к математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическая подготовка ребенка к школе в условиях семьи

   Обычно родители очень рано начинают учить детей считать и гордятся счетными умениями детей.

   - Мой Коля отличником будет: шести лет нет, а считать умеет до ста. Боюсь только, что в школе начнет баловаться – ведь все уже знает!

  - А я Петю никак не научу считать до десяти. Досчитает до шести, а дальше путается. Неспособный он к математике, в меня пошел. Я в школе еле – еле на «тройки» математику тянула, и он, наверное, так же будет мучиться!

   Многие из вас слышали подобные разговоры, восхищались умом Коли, который считает до ста, сочувствовали Петиной маме. Значит ли это, что Пете уже сейчас, в шесть лет, предопределена судьба неуспевающего по математике?

   Да, многое в успехах первоклассников, в том числе и математических, завит от их дошкольной подготовки. Нет людей неспособных к математике. Причины плохой успеваемости по математике могут быть различными и одна из них – неправильное обучение на самом раннем этапе, в частности, чрезмерное увлечение счетом, желание научить детей считать как можно раньше, быстрее, дальше. Ребенок не привыкает вдумываться в содержание тех действий, которое он делает, механически за взрослыми называет слова-числительные, не понимая смысла счетной деятельности.

   Учебник для первого класса называется очень серьезно «Математика». Это значит, что в первом классе ученик будет не только считать, но и познакомиться с арифметическими действиями, приемами вычислений, овладеет некоторыми элементами математической речи, научиться решать простейшие задачи и уравнения, познакомится с элементами геометрии, с величинами и способами их измерений. Всему этому научит учитель. Но обучать можно только того ученика, который готов к усвоению нового материала, иначе ребенку трудно следить за объяснениями учителя, он не поймет некоторых слов, выражений учителя, не сможет быстро, в нужном темпе выполнить задание. И, конечно, в результате будет отставать.

   Подобных неприятностей можно избежать. Надо только уделить немного больше внимания математическому развитию ребенка перед школой. Для этого не обязательно заставлять ребенка насильно считать, решать задачи, запрещать ему играть. Первое и главное условие – сделать занятия математикой интересными, занимательными, научить видеть математические отношения предметов в окружающих вещах, явлениях. Тогда ребенок и сам будет находить, выделять эти отношения в самой привычной обстановке: на кухне, в комнате, во дворе, в магазине, в своем игровом уголке. И математика станет близкой, понятной и интересной, а затем появится желание преодолеть те трудности, которые могут возникнуть при изучении этой науки. В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему-либо ребенок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, которые окружают ребенка.

   Задача обучения счету состоит не в том, чтобы научить трехлетнего малыша считать до 3, пятилетнего до 7, а семилетнего до 10. Главное – овладение правильными приемами счета, умение сознательно применять эти приемы в самых разнообразных условиях.

   Для математического развития важно овладеть понятиями «больше», «меньше», «равно». Их дети осваивают постепенно. Сначала это делается без чисел, способом соотношения один к одному. Затем равенство – неравенство устанавливается на различных количествах: два больше одного, один меньше двух. Установив, что две группы предметов по количеству равны (или неравны), ребенок должен сделать их неравными (или равными), добавив (или убрав) нужное количество предметов.

   Скоро придут гости. Сколько ожидаем гостей? Для шести гостей нужно приготовить шесть приборов. Принесли 6 блюдец, а чашек 5. Сколько надо добавить чашек? Положили 7 вилок. Сколько надо убрать вилок. Один гость не пришел. Сколько приборов уберем со стола.

   Можно использовать самые разные жизненные ситуации, чтобы лишний раз поупражнять ребенка.

   Вы пришиваете пуговицы. Ребенок рядом рассматривает, перебирает их, любуясь цветом. Воспользуйтесь случаем и предложите: «Возьми 4 пуговицы, разложите их по одной. Положи еще одну пуговицу. Сколько получилось пуговиц? Как получилось 5, если у нас уже есть 4? Как снова сделать 4, если у нас есть 5 пуговиц?». Подобные упражнения можно провести с разными предметами, например посадить каждую куклу на стул, поставить каждого солдатика возле своего орудия и т.д. При этом ребенка спрашивают, хватит ли соответствующих предметов (например стульев для всех кукол), что изменится, если мы уберем один предмет, или убрать один предмет).

   Предлагайте детям для счета разнообразные по цвету, форме и величине предметы: игрушки, посуду, мебель, овощи. Легче сосчитать предметы, расположенные в ряд, близко друг к другу. Поэтому старшие дошкольники должны упражняться  в счете предметов, удаленных друг от друга: машины на улице, окна дома, деревья в парке. Овладение счетом будет более совершенным, если в этой деятельности участвует не только зрение, но и слух, и мускульно-двигательные ощущения. Поэтому полезно считать предметы на ощупь, не видя их, считать звуки (хлопки в ладоши, количество ударов на барабане), считать движения.

   Для закрепления знаний детей чаще используйте настольно-печатные игры, которые можно приобрести в любом магазине для детей. Среди них есть специально предназначенные для упражнения детей в счете. Например, лото «Сколько?» знакомит детей в интересной, увлекательной форме с составом числа, игра «Стук-стук» предназначена для счета звуков, «Учить читать и считать» поможет познакомить с цифрами и знаками математических действий.  

   К семи годам ребенок должен считать от любого числа до 10 и обратно, уметь отсчитать нужное количество из большей группы предметов, понимать, что число не зависит от величины взятых для счета предметов и их пространственного расположения, понимать отношения между смежными числами, знать количественное и порядковое значение числа, уметь раскладывать число на группы в пределах пяти, уметь самостоятельно составлять простые задачи и решать их, различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Литература:

Журнал «Дошкольное воспитание №6», 1972 г. Л.Левинова.

Комитет по вопросам образования

Администрации Щелковского Муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Солнышко» общеразвивающего вида

Консультация для родителей:

«Математическая подготовка ребенка к школе в условиях семьи»

                                                                                         Выполнила: воспитатель

                                                                                         Гришина М.А.

Щелково, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая подготовка ребенка к школе

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальн...

Консультация для родителей "Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи".

В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему либо ребёнок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, ...

Консультация для родителей: «Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи»

В домашних условиях обучение можно проводить неторопясь, возвращаясь в любое время в материалу, который ребенок не сразу усвоил, пользуясь предметами, окружающими ребенка....

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

Содержание и формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО

Содержание и формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО Проблема преемственности в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобр...