Игры и упражнения с грамматическим содержанием.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кирюшина Наталья Геннадьевна

В статье описано значение детского речетворчества, необходимости развития творческих и языковых возможностей дошкольников. Представлены игры и упражнения для развития данной стороны речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_s_grammatich_soderzhaniem.docx14.3 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с грамматическим содержанием.

По определению А.Г. Арушановой, «речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами».  

Действительно, уровень развития коммуникативных способностей человека является предпосылкой благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества. Осваивая  средства и формы речи, ребенок становится источником речетворчества: создает новые слова, грамматические конструкции, тексты и приходит к свободному владению языком. Причем приходит к норме через её нарушение, через эксперимент. И важно не упустить это благодатное время.

Поэтому воспитатель ДОУ, должен строить общение с детьми, чтобы у них развивалось речетворчество.   В нем главное внимание уделено языковым играм и поисковой деятельности в сфере грамматики.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения с грамматическим содержанием для детей седьмого года жизни.

«Какой, какая, какое»

Цель: при согласовании слов ориентироваться на содержание. (Голубой лед, голубая вода, голубое небо)

«Слова-родственники»

Цель: учить подбирать однокоренные к заданному слову слова. (Лес, лесной, лесник, лесовичок)

«Хорошо – лучше»

Цель: учить образовывать степени сравнений прилагательных и наречий. (Холодно – холоднее, зеленая - зеленее, яркая – ярче, чистая – чище)

«Домашние животные»

Цель:  упражнять детей в образовании наименований детенышей животных в родительном падеже множественного числа, образовывать относительные прилагательные. (У лошади – жеребенок, много жеребят, у собаки – щенок, много щенят. У теленка длинные ноги – он длинноногий, большие глаза – большеглазый).

«Новенькая»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в словообразовании. (У Тани шарф, носки, колготки, пальто, штаны…. У Тани нет шарфа, пальто, носков и т.д. Хлеб кладут (в хлебницу), сахар  (в сахарницу), салфетки (в салфетницу)

«Первая рыбка»

Цель: обратить внимание детей на то, как разные суффиксы меняют смысл слов. (Рука – ручка – ручища, нос – носик – носище, зуб – зубик – зубище)

«Скажи наоборот»

Цель: упражнять в образовании слов с суффиксами оценки. (Большущий – малюсенький, домишко – домище, длинненький – длиннющий, дождик – дождище)

«Профессии»

Цель: систематизировать знания детей о способах словообразования. (Пишет – писатель, строит – строитель, учит – учитель)

«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»

Цель: учить составлять короткие тексты – рассказы, образовывать предметы посуды, строить предложения разной структуры, активизировать глаголы. (На столе стоит салфетница, конфетница, сухарница и т.п. Далее,  придумать свой рассказ на тему «Как черепаха гостей встречала»)

«Мы – спортсмены»

Цель: активизировать глаголы, побуждать к словообразованию на материале названий спортивных профессий. (Футбол – футболист (бегает, пинает, забивает), баскетбол – баскетболист (прыгает, ведет, кидает), теннис – теннисист (бегает, бьет, перекидывает), хоккей – хоккеист (катается, разгоняется, забрасывает).

«Мы – эрудиты»

Цель: учить обращаться друг к другу с вопросами и ответами на них, образовывать слова по аналогии. (Дети задают вопросы друг другу: Как называют еловый лес? (ельник), Как называют грибы,  растущие под березами?, Как называются цветы, растущие в саду?)

Следует упражнять детей в составлении рассказов по набору предметов, учить поддерживать диалог со взрослыми и детьми, побуждать к сочинительству (небылицы, фантастические рассказы).

Когда ребенок начнет свободно использовать весь арсенал грамматических средств во всех сферах общения (со взрослыми, детьми, во дворе, в театре и т.д), тогда и произойдет полное раскрытие его потенциальных возможностей. Ведь дошкольный период - это особое время для развития коммуникативных и творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных сло...

Актуальный педагогический опыт по теме: "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ор...

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми Грамматическая игра

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьмиГрамматическая игра ...

Развитие диалогического общения у старших дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием

Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его, и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький...

Дидактические игры с грамматическим содержанием для детей дошкольного возраста

Основным методом формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так ка...

Опыт работы "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".

Цель опыта: активизировать формирование навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием.Началом работы по теме актуального педагогического о...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень хороший материал для работы!