Развитие диалогического общения у старших дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием
методическая разработка

Маненкова Татьяна Николаевна

Именно на игре словом ребёнок учится

тонкостям родного языка,

 усваивает музыку его, и то,

 что филологи называют «духом языка».

М.Горький

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Т.Н. Маненкова, воспитатель II квалификационной категории

                                           МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Теремок»

        Развитие диалогического общения у старших дошкольников через  

              проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием

                                                                                   Именно на игре словом ребёнок учится

                                                                                                          тонкостям родного языка,

                                                                                                        усваивает музыку его, и то,

                                                                                    что филологи называют «духом языка».

                                                                                                                                    М.Горький

         Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Истоки такого понимания – в детстве. Общение матери с ребёнком филолог Н.И. Лепская образно называла дуэтом, в котором есть две партии, но нет согласия. С опытом приходит согласование партий. Дуэт превращается в диалог. Общение ребёнка в раннем возрасте с матерью, близкими людьми – необходимое условие его здорового психического развития. Со временем особое значение для ребёнка приобретают общение с ровесниками. Место ребёнка в обществе сверстников во многом определяется умением вести диалог. Это весьма важная сторона социального, личностного развития ребёнка, источник развития его речи, становление коммуникативной активности, саморазвития.

         Тема моей работы «Развитие диалогического общения у старших дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием».

Цель моей профессиональной деятельности: создание условий для развития диалогического общения у воспитанников детского дошкольного учреждения. Объектом моей работы выступает диалогическое общение в системе педагогического процесса.

 А предметом является развитие диалогического общения дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием.

Чтобы добиться намеченного поставила перед собой задачи:

  1. Формировать диалогическую речь у детей старшего дошкольного возраста через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием.
  2. Создать предметно – развивающую среду для развития диалогического общения старших дошкольников.
  3. Подобрать цикл игр и упражнений с грамматическим содержанием.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Вербальная коммуникация использует  человеческую речь.

  Речь является важнейшей творческой психической функцией человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Следовательно диалог – форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром диалогические отношения в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.

 Я считаю, что диалогу человек учится всю жизнь. Диалог многолик. Он имеет две составляющие – языковую и личностную. Чтобы вести диалог, человек должен научиться правильно пользоваться всеми составляющими родного языка: его звуковой, словарной, грамматической системами. Необходимо овладеть умением правильно выражать мысли и чувства в форме развёрнутого высказывания, налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения.

В нашем дошкольном учреждении я детей обучаю родному языку, используя

базисную программу развития ребёнка – дошкольника «Истоки», внедряю в работу с детьми парциальные программы и технологии:

-социо – игровую методику В.М. Букатова;

- «Обучение письму и счёту» Е.Е. Шулешко;

- «ТРИЗ» М. Шустермана. А также методики А.Г. Арушановой по формированию грамматического строя речи и развитию диалогического общения.

Программа «Истоки» рекомендует работу на занятиях проводить в малых группах по 3-6 человек. Создание в детском коллективе микрогрупп – самый простой путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, диалога.

Я подобрала и изготовила игры с грамматическим содержанием. Эти игры направлены на:

- умение подбирать однокоренные слова;

- умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;

- умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов;

- умение образовывать приставочные глаголы;

- умение образовывать глаголы совершенного вида;

-умение образовывать прилагательные от существительных: относительные, притяжательные;

- умение образовывать трудные формы родительного падежа существительных;

- умение употреблять предложно – падежные конструкции с предлогами;

- умение составлять предложения разных типов.

 С помощью таких игр я лучше узнаю возможности своих воспитанников, вовлекаю в деятельность малоактивных и застенчивых детей. Организую игры с раздаточным материалом. В таких играх  и упражнениях дети накапливают опыт творческого использования своих умений, что необходимо для полноценного овладения грамматическим строем языка.

          Для занятий материал я отбираю таким образом, чтобы дать ребёнку широкую, полную ориентировку в способах словообразования, словоизменения, воспитываю у детей языковоё чутьё, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю. Для того, чтобы дети вступали в диалог со сверстниками, получая опыт равенства в общении, учились контролировать друг друга и себя;

- говорить понятно, связно;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы;

- рассуждать, аргументировать, высказывать предложения я подобрала цикл игр и упражнений с грамматическим содержанием. В играх я использую приём ролевого моделирования. Дети охотно включаются в игру. Даже застенчивые дети  начинают сами придумывать загадки и это им очень нравится. С помощью дидактических игр парами: «Угадай по звуку», «Найди пару», «Угадай, кого я встретил», «Костюм на заказ», дети, которые раньше не могли высказаться, задать вопрос, обосновать своё суждение, сейчас прекрасно это делают.

 Также я использую такие формы организации диалога со сверстниками:

- недисциплинарные формы привличения и удержания внимания;

- организация пространства общения;

- беседы;

- занятия: эмоциональный комфорт(волшебная палочка, зажжённая свеча);

- творческая атмосфера в группе.  

         Культура речевого воспитания в детском саду складывалась на протяжении всего двадцатого века. У её истоков стояли такие замечательные педагоги и психологи, как Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, А.П. Усова, Ф.А. Сохин.

В детском саду ребёнок учится диалогу в процессе общения при разнообразных видах деятельности. Взрослый – основной источник языка и форм речи, общение с ним вовлекает ребёнка в мир языка, в мир диалога.

 Я целенаправленно вовлекаю детей в общение, реагирую на инициативные высказывания, отвечаю на вопросы детей, организую разнообразные игры и занятия, в том числе и речевые. На занятиях очень хорошо помогают групповые беседы: деятельность кооперативного листа, театрализованные игры. В процессе игры дети общаются между собой, у них развивается диалог. С помощью игр я учу детей рассказывать сказки, сочинять по картинке, охотно изображать различные ситуации из жизни героев.

Придерживаясь принципов о том, что среда является воспитывающим и развивающим элементом образовательного процесса, я работаю над оснащением и оформлением групповой комнаты. Мною были выделены разнообразные уголки и целевые зоны: игровой уголок, уголок интересных книг, уголок «уединения», «мы художники», «мы спортсмены», уголок экспериментальной деятельности, «мы строители», музыкальный уголок. Созданная предметно – развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на «зоны ближайшего развития», на информированность и индивидуальные возможности детей.  

В развитии диалогического общения у старших дошкольников мне очень помогает совместная деятельность:

-второго воспитателя,

-педагога – психолога,

-музыкального руководителя,

-преподавателя физической культуры,

-преподавателя изодеятельности.

Мы работаем в тесном сотрудничестве. Педагог – психолог проводит с детьми различные коррекционные занятия по развитию диалогического общения. Музыкальный руководитель, преподаватель физической культуры и преподаватель изодеятельности на своих занятиях проводят различные игры по развитию у детей диалогического общения, т.е. умению договариваться между собой, умению задавать вопросы и отвечать на вопросы, говорить различные высказывания, рассуждать. Результатом сотрудничества является цикл комплексных развивающих занятий, подборка дидактических игр по развитию речи детей, родительские уголки, информационно – консультативные стенды, выставки поделок.

 Одним из условий воспитания ребёнка в дошкольном учреждении является взаимодействие с семьями воспитанников. Я убеждена, что только при  взаимодействии с родителями можно добиться результатов в воспитании и обучении детей. Сотрудничество с родителями  реализуется через:

- посещение детей на дому;

- посещение открытых мероприятий.

Использую разнообразные формы работы с родителями:

- «Открытые занятия»;

- консультации;

-анкетирование;

- родительские собрания;

- дискуссии;

- тематические встречи.        

 Мои воспитанники поступили в разные учебные заведения города: гимназии, лицей, общеобразовательные школы. Уровень знаний детей  высок.

После просмотра «Открытых занятий» для учителей СОШ № 18 был сделан вывод учителями о том, что дети нашей группы готовы к школьному обучению.

По итогам  проведённой мною диагностики в начале учебного года, в подготовительной к школе группе на умение в диалоге инициативно высказываться, умение привлекать внимание своими высказываниями, грамматически правильно строить речь, я пришла к такому выводу: общение детей и их диалогическую речь нельзя назвать сформировавшимися. Так как в старшем дошкольном возрасте не все дети могут вести диалог. У некоторых детей наблюдается проявление интереса к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, т.е. каждый ребёнок говорит о своём и не слышит партнёра, не отвечает на их высказывания.

Но по итогам проведённой диагностики в конце года, в подготовительной к школе группе  я сделала вывод, что дети в диалоге  со сверстниками, получая опыт равенства в общении научились уже:

- контролировать друг друга;

- говорить понятно, связно;

- задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и понимать;

- грамматически правильно строить речь.

Также они научились слушать своего собеседника, сказанного не повторять, вежливо высказывать предложения, несогласие, пожелания.

 С данной темой выступала на ГМО воспитателей в ДОУ № 52 в марте 2008 года. Участвовала в конкурсе на получение денежного поощрения лучших воспитателей муниципальных дошкольных учреждений в 2008 году. Принимала участие в III педагогической конференции работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края.

Начало года  

 

Конец года

Список литературы

1. Арушанова А. Г. Речь и  речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 1999. – 272 с.

2.Арушанова А.Г., Дурова Н. В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога/ Под ред. А. Г. Арушановой. – М.: «Мозаика – Синтез», 2003. – 216 с.

3. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога. 5 – 7 лет: Книга для воспитателей/ Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: Мозаика – Синтез,2004. – 186 с.

4. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. – М.: А.П.О., 1996. – 102с.

5.Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.

 6.Подготовительная к школе группа в детском саду. Книга для воспитателя. Под. ред. М.В.      

 Залужской. Сост.Г.М. Лямина. – М., «Просвещение», 1972. -319с.

7.Развитие речи дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И.Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,1984. – 223с., ил.

8.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных сло...

Развитие диалогической и монологической речи дошкольников через игру- драматизацию

laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».(К. Д. Ушинский.)...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»

Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошко...

«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»

Основная цель моего опыта – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального...

Комплекс упражнений и игр для развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР

№ п/пНазвание упражнения или  игрыЦельОписание1Упражнение «Обратись с просьбой»Учить детей формулировать просьбу и благодарить. В роли ведущего выступает взрослый, дет...

«Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя ...