«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»
статья (старшая группа)
Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошкольном учреждении. Главное – учитывать потребности ребёнка, а так же возможности воспитателя в конкретной ситуации. Предлагаемы игры и занятия не являются средством решения всех проблем, однако позволяют создать благоприятную атмосферу для развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический опыт на тему | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»
I. Условия возникновения опыта.
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье детей, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложноорганизованную систему регуляции поведения ребёнка.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей.
Взрослые порой часто не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, агрессию, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество.
Признаки агрессивности проявляются уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:
- демонстрация насилия по телевидению,
- экономическое неблагополучие семьи,
- социальная нестабильность в обществе,
- недостатки воспитания,
- неблагополучная семейная обстановка,
- низкий уровень эмоционально-волевой сферы,
- несформированность механизмов саморегуляции поведения.
У детей старшего дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.
Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: эмоционально-потребностной сферы.
Основная цель моего опыта – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального благополучия.
II. Актуальность.
Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.
Дети пяти - шести лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.
Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, непосредственность.
Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С.Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка.
Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства.
Но я заметила, что эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.
Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, принятые в состоянии эмоционального напряжения решения, как правило, не выполняются.
Для психического здоровья, на мой взгляд, необходима сбалансированность эмоций. Поэтому, при воспитании эмоций важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач.
В настоящее время у детей часто отмечается состояние эмоциональной напряжённости, и как следствие, напряжённые отношения в детском коллективе.
Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую игры и динамические паузы на развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.
III. Ведущая педагогическая идея.
Особенности эмоционально - волевой атмосферы общества не замедлили проявиться в виде эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:
- во взаимоотношениях мужчин и женщин как базиса построения семьи,
- во взаимоотношениях между родителями и детьми,
- во взаимоотношениях между педагогами и детьми,
- во взаимоотношениях между общественными учреждениями и семьёй в разделении функций обучения и воспитания ребёнка.
Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме – это эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый), неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.
Исходя из этих проблем, важным фактором в работе воспитателя становятся:
- уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка, особенно в период дошкольного возраста,
- раскрытие роли эмоций как мощного инструмента воспитания и обучения ребёнка,
- поиск методов, приёмов управления развитием эмоционально - волевой сферы ребёнка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.
Большинство детей старшего дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Всё это сопровождается насыщенными эмоциональными проявлениями.
При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.
Мой опыт направлен на развитие эмоционально - волевой сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.
IV. Теоретическая база опыта.
История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлёта и падений. Ещё в XIX веке психиатр И.А. Сикорский писал в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни».
В 1914 году психолог Н.Н. Ланге считает, что эмоции незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр» - мышления и воли. Возможно, причиной такого отношения к эмоциям явились трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.
В 1924 году в книге «Психология детства» психолог и педагог В.В.Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребёнка.
Примерно в тоже время, в 1926 году, психолог А.С.Выгодский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
Невнимание, невостребованность и даже как бы несуществование в течение ряда лет проблем воспитания, связанных с определёнными сторонами эмоциональной жизни ребёнка, можно объяснить специфическими для нашей страны причинами социального характера. Частично это можно объяснить длительным отсутствием запроса на исследовательские работы в области эмоций.
Однако в условиях последующей перестройки социально – экономического уклада жизни в нашей стране и связанных с этими изменениями трудностей эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильность. И как в прошлый период относительно стабильного уклада жизни, так и в сегодняшний – нестабильный – переживаниями людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии.
И всё-таки…. В последние годы интерес к проблеме эмоций, чувств и воли значительно вырос. Безусловно, это сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества. Лишь в последнее время проблема эмоционального благополучия детей становится предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.П. Зинченко, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков).
Итак, основные задачи современной психологии и педагогики эмоций состоят в следующем:
- уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка, особенно в период старшего дошкольного возраста,
- раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения детей,
- поиск методов, приёмов, техник управления развитием эмоционально – волевой сферы ребёнка, а так же коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.
V. Технология опыта.
Работа с детьми.
Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и воли и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.
Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.
Кому, как не воспитателям, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость, воспитывать силу воли. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходить в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает детей.
Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.
Изучив литературу по эмоциональному воспитанию старших дошкольников таких авторов как А.Д.Кошелев, Н.Л. Кряжева, В.М. Минаева, за основу своей работы я взяла принципы:
- Я не всезнайка. Поэтому я не буду стараться быть им.
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.
- Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.
- Я – единственная, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.
- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары.
- Я чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.
Чтобы работа с детьми носила целенаправленный характер, решила определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. За основу взяла диагностику, разработанную Л.П.Стрелковой, выделяя следующие параметры:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности,
- адекватная реакция на эмоциональное состояние других людей,
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
На основе результатов диагностики был составлен тематический план работы с детьми.
В течение года в совместной деятельности с детьми я провожу игры и динамические паузы, на которых использую элементы психогимнастики и игры, способствующие воспитанию эмоций и воли.
Дети охотно играют в «Дыши и думай красиво», «Качели», «Рыбаки и рыбки». Снизить уровень импульсивности у детей стараюсь в играх, например «Прошепчи ответ», «Горе с плеч» и т.д. Любят дети динамические паузы на занятиях («А-а- ах», «Тряпичная кукла» и солдат», «Просыпайся, третий глаз» и т.д.).
В результате работы по эмоционально - волевому воспитанию детей, в группе сложились определённые традиции. Мы завели «Дневник настроений». Утром, придя в группу, дети ставят свои фотографии с той пиктограммой, с каким настроением они пришли, а если оно меняется в течение дня, то они переставляют свою фотографию. Дневник концентрирует внимание детей на своих эмоциях и на эмоциях окружающих.
Педагогическую работу я строю с учётом следующих положений:
- Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.
- Опора на возрастные возможности старших дошкольников. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (динамические паузы, игры и т.д.).
- Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.
В своей работе я использую следующие формы организации работы с детьми:
- работа во время организованной образовательной деятельности в малых группах, при этом состав группы не постоянный – в течение учебного года у каждого ребёнка появляется возможность поработать со своими сверстниками,
- организация взаимодействия малых групп между собой,
- обмен мнениями между детьми и взрослыми (ребёнок не должен боятся высказывать свою точку зрения),
- отказ от жёсткой регламентации деятельности старших дошкольников,
- построение партнёрских взаимоотношений между детьми и воспитателем,
- использование аудиозаписей и других технических средств обучения,
Раскрою задачи для развития эмоционально - волевой сферы старших дошкольников:
- совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,
- стимулирование самобытности эмоционального реагирования.
Для решения этих задач я использовала серию игровых упражнений и динамических пауз. Я старалась подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.
Поддерживая в ребёнке радостное настроение, я стараюсь укрепить его психическое здоровье.
Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребёнок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться любить – этому научиться сложно.
Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким, насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».
Работа с родителями.
Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей, которое показало, что из 32 семей серьёзно к этой проблеме относятся всего 8. По результатам анкетирования я составила план работы с родителями.
На первом этапе работы я познакомила родителей с формами и особенностями игр по эмоционально – волевому развитию детей, а также старалась подключить к процессу развития эмоциональных способностей и навыков детей.
Я предусмотрела следующие формы работы с родителями:
- родительские собрания с чаепитием, где информировала их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития;
- анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско–родительских отношений и индивидуальности ребёнка;
- знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.
На следующем этапе я подключила родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом мне помогли:
- домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
- домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.
В организации мероприятий по познанию эмоционально – волевой сферы ребёнка я использовала следующие формы работы с родителями:
- анкетирование ребёнка с помощью родителей на тему «Вот я какой!», которое позволяет родителям совместно с ребёнком заметить, осознать и пережить приятные минуты, совместно изучая индивидуальность ребёнка;
- совместный тематический рисунок «Что нас радует?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие удовольствие, радость;
- разучивание с родителями психогимнастических упражнений;
- совместные рисунки родителей и детей «Что нас радует», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь» и т.д.;
- анкета – отзыв о проведённой работе в течение года.
Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять причины трудностей в эмоционально – волевом развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.
Последующее анкетирование подтвердило целесообразность выбранного направления работы. Из 32 семей серьёзно к этой проблеме стали относиться 26.
VI. Новизна.
Эмоционально - развитие детей старшего дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.
В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.
Вместе с тем, работа по развитию эмоционально – волевой сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоционально – волевой сферы должна стать особой заботой педагога.
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.
Совместная с воспитателем деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.
VII. Результативность
Результатом такой работы стало ее эффективность и положительное влияние на психическое здоровье детей. Комплексный подход к оздоровлению, развитию эмоциональной активности использование игр, динамических пауз в режиме дня, дали положительные результаты:
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:
- отношение детей к нравственным нормам повысилось с 11% (3 детей) в 2018 г до 80% (20 детей) в 2020г;
- увеличилось число лидеров с 31% (8 детей) в 2018г до 70% (18 детей) в 2020г;
- снизилась агрессивность с 38% (10 детей) в 2018г до 8% в 2020г (2 детей).
Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились показатели как физического, так и психического здоровья детей.
Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в режиме дня, делает возможным улучшение состояния здоровья, психического и физического развития детей в ДОУ.
В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
- возрос интерес родителей к эмоциональному развитию ребёнка с 11% (3 семьи) в 2019 г до 62% семей (16 семей) в 2020 г;
- активность участия родителей в педпроцессе увеличилась с 23% (6 семей) в 2019г до 77% (20 семей) в 2020г.;
- повысилась педагогическая компетентность с 19 % (5 семей) в 2019 г до 65% (17 семей) в 2020 г.
Я считаю, что работа прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки. Очевидно, что в главном направлении деятельности была обеспечена взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Это позволило повысить эффективность педагогической деятельности в целом.
Представленная система работы позволяет эффективно решать вопросы полноценного психического развития старших дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность положительном эмоциональном восприятии жизни.
Перспективу своей деятельности вижу в продолжение работы по формированию эмоционально – волевой сферы старших дошкольников и развитие активной деятельности в тесном сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрение современных технологий.
VIII. Адресная направленность
Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошкольном учреждении. Главное – учитывать потребности ребёнка, а так же возможности воспитателя в конкретной ситуации. Предлагаемы игры и занятия не являются средством решения всех проблем, однако позволяют создать благоприятную атмосферу для развития ребёнка.
При реализации работы по эмоционально - волевому развитию важно учитывать этапность поставленных целей и задач.
1. На первом этапе педагогу необходимо пробудить в детях эмоциональную активность, доверие к себе и другим людям, чувство Мы.
2. На втором этапе важно обратить внимание на интерес детей к сверстникам, развитие эмпатии, способности сопереживать, понимать, видеть, слышать другого.
3. На третьем этапе обратить внимание на формирование позитивных представлений детей о себе. Главная задача воспитателя – обеспечить сознание ребёнком своей значимости, гордости за свои успехи, познание своей индивидуальности.
4. На четвёртом этапе важно обратить внимание на эмоциональную восприимчивость детьми себя и сверстников, способность самовыражения. Это возможно при эмоциональной открытости самого воспитателя при взаимодействии с детьми.
5. На пятом этапе важно вести детей, опираясь на их чувства принадлежности к группе, умение воспринимать другого, согласовывать свои действия, достигать успеха в группе.
«Игры и динамические паузы для развития эмоционально - волевой сферы старших дошкольников»
Неваляшка (для детей с 6 лет)
Двое детей встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну ногу. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник игры с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное качание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами.
Жужжа (для детей с 6 лет)
«Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужжа» терпит, но когда ей это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
ЗАМЕЧАНИЕ: взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.
Переезд (для детей с 5 лет)
Осмотрите помещение, где вы занимались. А теперь представьте, что здесь можно изменить. Передвиньте стулья, столы – все, что под силу, поменяйте местами книги, игрушки, посуду, измените все, что можно изменить. Сделайте так, чтобы комнату было не узнать.
Посидите, посмотрите, как вам больше нравится. Если было лучше, потрудитесь и верните все на свои места.
Курицы и петух (для детей с 5 лет)
На скамейке –«насесте» тесно сидят «курицы», крепко уцепившись ступнями. «Петух», заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг «насеста». Неожиданно он толкает одну из «куриц». Та должна удержаться на «насесте», не столкнув при этом соседей. Тот, по чьей вине курицы упали, становится петухом.
Качели (для детей 6-7 лет)
Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».
Нет! Да! (для детей с 5 лет)
Дети свободно бегают по помещению и громко – громко кричат «Нет! Нет!» Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат «Нет! Нет!»
По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.
Тень (для детей с 5 лет)
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны и т.д. Все остальные встают в линию и четко повторяют эти движения.
Затем ведущий меняется.
Гора с плеч (для детей с 5 лет)
Когда ты устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз и тебе станет легче.
Строим цифры (для детей с 6 лет)
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5 и т.д.)»
Брыканье (для детей с 5 лет)
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит: «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию нервного напряжения.
Стойкий солдатик (для детей с 5 лет)
Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты частно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник.
Сиамские близнецы (для детей с 6 лет)
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки.
Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.
СОВЕТ: чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
Гуляем по парку (для детей с 6 лет)
Участники игры делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку и т.д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творение своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.
ЗАМЕЧАНИЕ:
1. Скульптуры не меняются свои позы и не умеют разговаривать.
2. Взрослый – главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их хвалит.
Театр прикосновений (для детей с 6 лет)
Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром руки к животу, кулачком к груди, а локтем – к животу и т.д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.
ЗАМЕЧАНИЕ: взрослый наблюдает за силой прикосновения.
Ругаемся овощами (для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами , а… овощами: «Ты – огурец, А ты – редиска». «Ты – морковка, «А ты – тыква» и т.д.
ЗАМЕЧАНИЕ: прежде чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.
Штурм крепости (для детей с 5 лет)
Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги…) – все собирается в одну кучу. У играющих есть мяч – «Пушечное ядро». По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» – не разлетится. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников « Волшебные средства понимания»
Цель:· Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение;· Дифференцировка слухового восприятия;·...
Занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Адаптированный вариант групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТема: «Развитие...
Проект «Развитие эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с ТНР – специфическое условие для получения образования детьми с ОВЗ».
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирск «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г. Новосибирск, ул. Обская, 96т/ф 2694933,...
Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников методами песочной терапии
Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с применением технологии песочной терапии...
«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»
Основная цель моего опыта – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством игры»
Познакомить родителей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста....