«Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Зубко Наталья Викторовна

В настоящее время общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.       В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя по теме:

«Развитие диалогического общения детей  старшего дошкольного возраста».

Личная карта

Тема: «Развитие диалогического общения детей  старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Зубко Наталья Викторовна

Специальность: воспитатель

Образование: среднее специальное

Педагогический стаж: 7 лет

Участие в конкурсах:

  • Победитель районного фестиваля «Дети земли кубанской» Номинация: «Фотовыставка (кубанский уголок ДОУ)» грамота 2017 года.
  • «Взаимодействие  педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС» серия  КС №8179 от 03.03.2019г.
  • Заняла I место во всероссийском конкурсе Методических разработках подвижных игр «Играем вместе» номер 5633-885186 от 15.09.2017 года.
  • Заняла I место в международном конкурсе Лучшая методическая разработка «Давайте сохраним природу» номер 9492-458524 от 15.10.2017 года.
  • Победитель I место финального (очного) тура Всероссийского педагогического конкурса «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика» (г. Москва) Номинация: «Методические разработки» Конкурсная работа. Свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ № ФС77-5643 от 10.11.2017 года.

 Курсы повышения квалификации:

  • Сертификат участник 12-ти онлайн - конференций большого фестиваля дошкольного образования «Воспитатель России», проходивших с 14 по 27 мая 2020 года.
  • Сертификат в создании социальной сети работников образования свой персональный сайт https://nsportal.ru/zubko-natalya-viktorovna. Свидетельство о регистрации электронного СМИ № ФС77-43268
  • Участник краевого семинара «Обобщение педагогического опыта работников ДОО в контексте ФГОС ДО» тема выступления «Игра как средство обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» - объём 16 часов регистрационный номер 2385-СнК-ДГО/С от 23.09.2017 года.
  • Регионального научного-практического семинара «Инновационные подходы в деятельности педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Тема выступления: «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО» - объем 8 часов.
  • Курсы повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательной организации: организация деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и профессионального стандарта». – объем 144 часа. Регистрационный номер 78/64-625 г. Санкт-Петербург от 15.12.2020 года.
  • Негосударственном частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Персонал-Ресурс» по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Современные подходы к созданию условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования в рамках ФГОС» - объем 72 часа. Регистрационный номер 13329 от 6.12.2018 года.

Дата начало работы над темой: сентябрь 2019 года.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2021года.

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: 

«Развитие диалогического общения детей  старшего дошкольного возраста».

Дата начало работы над темой: сентябрь 2019 года

Предполагаемая дата окончания работы: сентябрь 2021года

         

         Актуальность: в настоящее время общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.       В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.

     В двадцать первом веке, в веке инноваций, цифровых технологий всё чаще замечаешь, что многие дошкольники испытывают затруднения в общении с окружающими, испытывают затруднения в формулировке вопросов, ответов. Воспитанникам очень сложно, по собственной инициативе, обратиться с каким — то вопросом, предложением; возникают проблемы в умении чётко и грамотно сформулировать ответ на вопрос. Наблюдая за детьми в группе, обратила внимание, что старшим дошкольникам сложно поддерживать беседу на одну тему и развивать установившийся контакт. Слабо развито умение согласовывать свои действия с партнёрами по общению. Не сформировано умение выражать свои чувства словами: обида, горечь, радость, симпатия, сопереживание и так далее.

Возник вопрос, как научить детей старшего дошкольного возраста общаться друг с другом, со взрослыми, вдвоём, в подгруппе, в группе.

Изучая литературу по данном вопросу, для себя я сделала вывод, что одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является формирование диалогической речи старших дошкольников.

Что же такое «диалог, «диалогическая речь»? Как развивать диалогическую речь у воспитанников?

«Диалог — обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц реплики имеют определённый языковой состав».

Л. П. Якубинский считает, что диалог — это не просто одна из форм речи.   Диалог — это один из главных видов поведения человека. Диалог — главная форма общения между людьми. Он состоит из высказываний, которые могут принимать форму вопросов и ответов, возражений и пояснений. Во время диалога большую роль играет большую роль жесты, мимика, тон голоса — всё это вкладывается свой смысл и может даже изменять значение произнесённых высказываний.

«Диалогическая речь — это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же — высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них. Для диалогической речи наиболее благоприятны неофициальность и не публичность контакта, его устный и непринужденно-разговорный характер, атмосфера нравственного равенства говорящих». Диалогическая речь, как и сам диалог, сопровождается мимикой, жестами, тоном голоса. Во время общения собеседники понимают о чём идёт речь.

Можно выделить следующие характеристики диалогической речи:

  • в разговоре должно участвовать минимум два человека;
  • речь постоянно меняет направление от одного участника к другому;
  • речь одновременно воспринимается, продуцируется и высказывается: все это происходит без значительных задержек; активно используются внеязыковые коммуникативные средства;
  • языковая ситуация изменяется.

Диалогическая речь позволяет ребёнку лучше усвоить родной язык, научиться использовать различные языковые средства для понятного другим людям изложения своих мыслей.

Многие дошкольники старшего возраста способны участвовать лишь в простых формах диалога. При построении диалога они испытывают такие проблемы, как:

  • не могут рассуждать и приводить аргументы своим высказываниям.
  • не могут долгое время поддерживать разговор
  • не проявляют инициативу в том, чтобы начать разговор.

Диалоги могут различаться:

  • диалог сверстников
  • диалог «ребёнок — взрослый»

В диалоге со сверстниками воспитанники равны, свободны, раскованы, не возникает ситуации, когда необходимо тщательнее подбирать слова и выражения. В таком диалоге есть содержание, которое может возникать только во взаимодействии. В диалоге сверстников нет прямых указаний, учебной мотивации и жёсткой регламентации.

Но, тем не менее, диалогу со сверстником можно и нужно обучать.

В подготовительной к школе группе (6 — 7 лет) у воспитанников формируется умение грамматически правильно строить развёрнутые, связные высказывания, идёт активное освоение сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, формирование грамматически и фонетически правильной речи, идёт освоение способов выделения из речи предложений, слов, звуков. В это время происходит становление скоординированного диалога со сверстниками.

Не меньшую роль в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста (речь идёт о подготовительной к школе группе), имеет диалог «ребёнок — взрослый». Такие диалоги выстраиваются вне занятий и в организованной деятельности.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды в группе детского сада, микроклимате внутри группы, семьи, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

В моей группе созданы условия для реализации тех задач, которые ставятся для обучения детей диалогу. Развивающая предметно-пространственная среда группы организована в соответствии с ФГОС ДО. Создан речевой центр, центр игровой деятельности, центр познания, художественно –эстетический и центр физического развития. Дети имеют возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр в театральном уголке, мини-библиотеке, мини — музее. Методическое оснащение группы направлено на формирование диалогической речи.

В работе по формированию диалогической речи у детей использую следующие методы и приёмы:

  • Беседа - организованный диалог группой детей, подгруппой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В ходе беседы воспитатель:

  • уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
  • воспитывает правильное отношение к окружающему;
  • приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
  • учит просто и понятно излагать свои мысли;
  • воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Для разговоров с детьми использую все моменты жизни воспитанников.

  • Приём словесных поручений. Например: можно дать ребёнку поручение передать какую — то словесную информацию родителям, сменному воспитателю и т. д. Попросить повторить поручение (для лучшего запоминания). После выполнения поручения — узнать у ребёнка, как он с ним справился.
  • Чтение и пересказ литературных произведений — в произведении даются образцы диалогов, а также формируется умение слушать и слышать другого.
  • Рассказывание — игра, когда дети играют в стихи и сказки в ролях, там, где есть диалог персонажей
  • Различные игры: дидактические игры (закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, быстроту реакции на услышанное), сюжетно — ролевые, режиссёрские игры (чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества), подвижные игры (игры, в которых используются диалоги, например, «Гуси-лебеди», «Царь Горы» — закрепляется умение адресовывать речь собеседнику, отвечать на заданный вопрос); игры — драматизации, игры - инсценировки (ребёнок принимает на себя роль сказочного персонажа, понимает его позицию, ведёт диалог с другим персонажем).

Вся организованная деятельность направлена на развитие связной речи. На каждом занятии ведется учебный диалог.

И ещё, важный аспект успешного развития диалогической речи у детей старших дошкольников в группе детского сада — это эмоциональный комфорт, микроклимат.

Когда воспитанники бегут в группу, когда им не хочется уходить из детского сада домой, когда у них есть возможность задать любой вопрос взрослому, и, знают, что получат на него ответ, когда они понимают, что есть возможность даже пошуметь и поспорить, потому что в споре рождается истина.

Цель самообразования:  

1. Изучить влияние игры на развитие диалогического общения дошкольников.

2. Подобрать инструментальные средства для развития диалогического общения в игре и применить их в методике.

Задачи самообразования:

1.Совершенствование диалогического общение детей: умения вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.

2.Организация парного взаимодействия детей в разнообразных видах детской деятельности.

3.Формирование творческих способностей в речевом развитии дошкольников, побуждение детей к речевой импровизации во время игры, игры – драматизации, инсценировок и действий с игрушками.

4.Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками.

Список литературы для самообразования по теме:

1.Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения: методическое пособие. — М.: Мозаика-синтез, 2008. — 126с. 2.

2.Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Издательство КРСУ. А. А. Князев, 2002.

3.ЯкубинскийЛ.П. О диалогической речи (Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. — М., 1986 — С. 17-58)

4.Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. Пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 220с.

5. Арушанова А. Г. Сверстники: обучение диалогу// Дошкольное воспитание.- 1999 - №5, с. 68-105

6. Бодалев А. А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988, 188 с.

7. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997, 200 с.

8. Мазепина Т. Б. Развитие навыков общения ребенка. - Р-на-Д.: Феникс, 2002, 20 с.

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. - М.: «Педагогика», 1990, 157 с.

10. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. - М.: Пед. общество России, 2001, 320 с.

11. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М.: 2002, 156 с.

12. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Васильевой Т. Н. - М.: «Просвещение», 2000, 165 с.

13. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Школа-пресс, 2000, 528 с.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт- Петербург.: «Питер», 2000, 720 с.

15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека.- М.: «Школа-пресс», 1995, 384 с.

16. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: Владос, 2003, 158 с.

17. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов

по психологии. - Р-на-Д.: Изд. центр «МарТ», 2000, 253 с.

18. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: 1998, 150 с.

19. Усова О. С. Роль игры в воспитании детей. - М.: 1976, 95 с.

20. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе.-- М.: Владос, 2001, 207 с.

21. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2000, 200 с.

22.Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду.- М.: 2000, 210 с.

23. Юрьева Н. М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников// Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: 1993, 254 с

Индивидуальный  план самообразования по теме:

«Развитие диалогического общения детей  старшего дошкольного возраста»

Раздел плана

Содержание деятельности

Срок исполнения

Практические выходы (рефераты, док

Самореализация

Изучение методической литературы:

 

- программа теоретического курса «Основы коммуникации» (институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им.Рауля Валенберга);

- программа практического курса «Азбука общения» Шипицына Л.М.;

- «Ступени общения: от года до семи лет». Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. М.,1992;

- «Общение детей в детском саду и в семье» Репина Т.А., Стерхина Р.Б. М.,1990»

- «Учимся общаться с ребёнком. Руководство для воспитателя детского сада» Петровский В.А, Виноградова А.М, Кларина Л.М. М.,1993;

- «Психогимнастика» Чистякова М.И, М.,1990.

Сентябрь

Подборка тезисов по теме

Работа с детьми

Раздел программы «Языки общения»

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Подвижная игра «Весёлый хоровод»

Игра «Я люблю свою лошадку»

Раздел программы «Тайна моего «Я»»

Игра-драматизация «Наша Маша маленькая»

Упражнение «Обезьянка»

Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»     Этюд по стихотворению Е.Юдина «Вот такой малыш»

Раздел программы «Как мы видим друг друга»

Игра-драматизация «Мишка-отгадчик»

НОД «Кого можно назвать другом?»

Чтение стихов и рассказов о дружбе

Сюжетно-ролевая игра «В гостях»

Раздел программы «Фантазия характеров»

 

Обыгрывание стихотворения А.Кузнецовой «Подружки»

Подвижная игра «Нам не тесно»

Игра-драматизация «Девочка чумазая»

Раздел программы «Умение владеть собой»

Упражнение «Отдыхаем»

Игра «Соседи»

Чтение стихотворения И.Демьянова «Трусов Федя»

Дидактическая игра «Таня простудилась»

Раздел программы «Этот странный взрослый мир»

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Подвижная игра «Карусели»

Беседа «Что делают наши мамы и папы?»

Творческая игра «Автобус»

Раздел программы «Культура общения»

 

Дидактическая игра «У нас в гостях кукла Маша»

Показ воспитателем драматизации по стихотворению З.Мошковской «Вежливое слово» (отрывок)

Игра-упражнение «Передай другому»

Игра-драматизация «Угощение»

Раздел программы «Мальчик и девочка»

 

Дидактическая игра «Мальчик или девочка?»

Подвижная игра «Цветы и пчёлки»

Упражнение «Приглашение на танец»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с детьми

Работа с родителями

Родительское собрание по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей»

Ознакомление с результатами психологического исследования детей группы.

Консультация для родителей «Учимся общаться с ребёнком»

Ознакомление родителей с исследованием внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)

Совместный досуг с родителями «Дружная семья»

Выставка «Как научить малыша играть»

Заседание родительского клуба «Дети и родители: мы разговариваем»

Фотовыставка «Мы общаемся»

Сентябрь

2 раза в год (сентябрь, май)

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май

Доклад по теме

Протокол исследования

Памятка для родителей

Протокол исследования

Сценарий

Папка-передвижка

План-конспект

Газета

Работа с педагогами

Взаимодействие с психологом ДОУ.

- исследование межличностных отношений ( по Рене Жилю);

- исследование внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»);

- диагностика форм общения (по М.И. Лисиной).

Презентация для воспитателей ДОУ                       « Развитие личности младшего дошкольника, навыков общения со взрослыми и сверстниками» (из опыта внедрения в практику Программы «Азбука общения»)

2 раза в год (сентябрь, май)

Ноябрь

В течение года

Май

Составление практических рекомендаций по работе с каждым ребёнком и с группой в целом (для воспитателей и родителей)

Планируемый практический выход:

1.Были подготовлены доклады на родительские собрания по темам «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста», «Общаемся в детском саду и дома», «Развитие диалогического общения дошкольников», «Общение детей со сверстниками».

2.Подготовлены консультации для родителей: «Счастье – это когда тебя понимают», «Поговори со мною, мама», «С пальчиками играем – речь развиваем», «Значение сюжетно – ролевой игры в воспитании и развитии личности дошкольника», «Без игры нет детства», «Почему дети разные?», «Кризис трех лет», «Влияние родительских установок на развитие детей», другие.

3.Подготовлены памятки: «Мудрые советы и наставления», «Три способа открыть ребенку свою любовь», «Сюжетно – ролевые игры», папки – передвижки: «Адаптация детей к ДОУ», «Развитие мелкой моторики рук», «Уроки добра», анкетирование: «Оценка детей родителями». «Что нам мешает?»

4. Проведены индивидуальные беседы.

5. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Заключение.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать ситуации возникновения диалога, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности педагога.

Нельзя оставлять без внимания детей имеющих низкий уровень диалогического общения. Следует организовать для них индивидуальные занятия, вовлекать в совместные игры, учить культуре общения, чтобы улучшить их уровень диалогического общения, и, вследствие этого, - положение в группе сверстников.

Для детей с высоким уровнем диалогического общения следует предусмотреть дополнительные занятия, чтобы не допустить понижения достигнутого уровня, потери познавательного интереса.

Для воспитателей организовать занятия по культуре речи, с целью научить их общаться с детьми диалогически, строить субъект - субъектные отношения.

Итак, в процессе проведенного исследования влияния обогащения игровой деятельности на формирование уровня диалогического общения дошкольников старшего возраста выяснилось, что наша гипотеза подтвердилась. Полученные результаты свидетельствуют, что после применения разработанной методики уровень диалогического общения дошкольников повышается по сравнению с первоначальным.

Изучение природы диалогического общения - непростая и еще малоисследованная задача. В своей работе мы попытались положить начало для ее дальнейшей разработки.

Диалог становится способом бытия человечества, и поэтому он должен быть естественной формой взаимодействия с ребёнком с самого раннего возраста. Формирование диалогического общения может проходить не только путем обогащения игровой деятельности (как в нашем исследовании), но и при непосредственном общении между взрослым и ребенком, в совместной деятельности разнопланового характера (рисование, лепка и т. д.). Диалогическая форма речи не дана человеку от природы. Диалогу необходимо обучать. Эта обязанность лежит на взрослом, как на основном носителе культуры.

Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения диалогического общения как в данном возрасте - старший дошкольный, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста испытуемых и ориентации на ведущий тип деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие диалогического общения дошкольников старшего возраста с помощью игры"

Методическая разработкаНа тему:РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ...

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Концептуальное  изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...