Консультация на тему «Формируем у детей умение рассуждать» (подготовительная группа)
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Формируем у детей умение рассуждать

Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.

Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые сред­ства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно), употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

Одним из главных условий для формирования умения рассуждать, является организация содержательного общения взрослых с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, например, можно использовать:

—   труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влага и света на рост и развитие растений);

—   наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;

—   обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);

—   конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);

—   классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

—   объяснение правил настолько-печатных, подвижных, словесных игр.

Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

 

1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

а)  складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих
действий. Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение
составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;

б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной
последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др.
Игры типа «Разложи и объясни». Цель задания: учить устанавливать
логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве
союзами так как, если — то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать
рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому.

в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке,
выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках»). Цель
задания: учить определять нарушения в логике событий, делать
умозаключения, используя для выражения логических связей
сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования
использовать слова во-первых, во-вторых.

г) выявление причинно-следственных отношений между объектами,
изображенными на картинке.

д) классификация картинок по родам и видам.

е) отгадывание загадок с опорой на картинку.

Рассуждение ребенка дошкольного возраста должно строиться как приятная форма общения, игра, соревнование, спор, обсуждение житейских ситуаций, понятных и близких ему. Практическая деятельность ребенка и его совместная деятельность с другими людьми является источником рассуждения. Рассуждение сначала строится с опорой на практическое действие, потом на речь саму по себе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.  Выгодский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч.; В 6т. – М., 1982, т.ч.

 

2.  Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.

 

3.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998.

 

 Недоспасова В.А. Учимся рассуждать: Пособие по дошкольному воспитанию. – Тольятти: МОУ ДО «Центр медиаобразования», 1998. – 76с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult_form_umen_u_detey_rassuzhdat.doc70.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей на тему «Формируем у детей умение рассуждать» (подготовительная группа)

Составила: воспитатель Бычихина Н.А.

ДС № 140 «Златовласка»
г. Тольятти, 2011


«Формируем у детей умение рассуждать».

Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.

Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые сред ства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно), употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

Одним из главных условий для формирования умения рассуждать, является организация содержательного общения взрослых с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, например, можно использовать:

         труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влага и света на рост и развитие растений);

  •  наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;
  •  обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);

        конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);

        классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

— объяснение правил настолько-печатных, подвижных, словесных игр.

Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

а)        складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих
действий. Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение
составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;

б)        выстраивание серии сюжетных картинок в определенной
последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др.
Игры типа «Разложи и объясни». Цель задания: учить устанавливать
логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве
союзами так как, если — то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать
рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому.

в)        определение несоответствия явлений, изображенных на картинке,
выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках»). Цель
задания: учить определять нарушения в логике событий, делать
умозаключения, используя для выражения логических связей
сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования
использовать слова во-первых, во-вторых.

г)        выявление причинно-следственных отношений между объектами,
изображенными на картинке.

д)        классификация картинок по родам и видам.

е)        отгадывание загадок с опорой на картинку.

Рассуждение ребенка дошкольного возраста должно строиться как приятная форма общения, игра, соревнование, спор, обсуждение житейских ситуаций, понятных и близких ему. Практическая деятельность ребенка и его совместная деятельность с другими людьми является источником рассуждения. Рассуждение сначала строится с опорой на практическое действие, потом на речь саму по себе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1.  Выгодский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч.; В 6т. – М., 1982, т.ч.

  1.  Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.

  1.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998.

  1.  Недоспасова В.А. Учимся рассуждать: Пособие по дошкольному воспитанию. – Тольятти: МОУ ДО «Центр медиаобразования», 1998. – 76с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по подготовке детей к школе (подготовительная группа)

В консультации даны рекомендации родителям, детей идущих в школу....

Пальчиковые игры и физкультминутки по теме "Осень" для детей старшей и подготовительной группы

Пальчиковые игры и физкультминутки по теме "Осень" для детей старшей и подготовительной группы...

Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ТНР подготовительной группы " На пути к грамоте"

Наш разговор будет о том, как   подготовить  детей к овладению грамотой в школе. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие ...

Консультация для воспитателей Физическое развитие детей в ДОУ (подготовительная группа)

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:– становления у детей ценностей здорового образа жизни;- овладение элементарн...

Родительское собрание на тему "Психологическая готовность детей к школе" (подготовительная группа)

Ознакомление родителей с критериями готовности детей к школе. Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...

"Тематические темы недель для детей старших и подготовительных групп"

Тематические темы недель для детей старших и подготовительных групп....