Конспект занятия по обучению детей рассказыванию на тему:"Поздняя осень"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Шабаева Светлана Викторовна

В своей деятельности, обучая детей рассказыванию, я использовала современную образовательную технологию - мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определённая информация, она же является ключом к запоминанию информации и её воспроизведению.

Работа по таблице состоит из нескольких этапов:

1 этап- Рассмотрение таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап- Осуществление перекодировки информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:

Буква О - осень             солнце – ясная погода            тучи - дождь

3 этап - После перекодировки осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания.

С помощью мнемотаблиц рассказы детей становятся четкими, связными, последовательными и содержательными. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

на тему: «Поздняя осень»

Цель:   Уточнение и закрепление у детей представлений об осенних изменениях в природе.

Обучающие задачи:

1.      Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (поздняя осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

2.       Совершенствовать умение называть отличительные черты поздней осени от «золотой».

3.      Формировать умение отвечать на поставленный вопрос.

Развивающие задачи:

1.      Продолжать активизировать словарь детей: по данной теме: сентябрь, октябрь,  ноябрь, листопад, непогода, слякоть; ранняя, солнечная, золотая, поздняя, разноцветные, багряные; дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая.

2.      Продолжать развивать психические процессы: память; внимание; наглядно – действенное мышление.

3.      Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.

4.      Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.

Воспитательные задачи:

1.       Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное, заботливое отношение к  живой природе.

2.       Формировать  дружеские доброжелательные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

3.       Воспитывать любознательность, желание познать новое,  умение слушать ответы сверстников, дополнять и анализировать их.

Предварительная работа с детьми:  Просматривание картин, иллюстраций на тему «Осень», наблюдение за изменением в природе на территории участка. Беседа с детьми  об осени и осенних признаках. Игры с детьми на осенью тематику.

Предварительная работа с родителями: Привлечение внимания детей к осенней природе в парках,  садах, лесу. Наблюдение родителей с детьми за изменениями в одежде людей осенью.

Образовательные технологии:  Мнемотехника,  здоровьесбережение (Физминутка).

Материал и оборудование: запись песни «Осень», мнемотехническая  таблица, карточки-символы, картинки с изображением месяцев «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Ход занятия

1.Организационный момент.

    Ручки, ручки просыпайтесь    

    Здравствуйте!

    И ладошки наши крошки.

    Здравствуйте!

    Разбудите ножки,

    Ножки, здравствуйте!

    И улыбки, и улыбки,

    Здравствуйте!

    Все друг другу улыбнитесь,

     Здравствуйте!

    Поцелуй воздушный всем гостям пошлите,

    Здравствуйте!

2. Активизация внимания.

      Тише, тише. Тишина

      Сказка в гости к нам пришла.

      Вы, ребята, не шумите

      Сказку нам вы не спугните!

  Какими словами обычно начинаются сказки? Правильно! Жили-были! И так жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. А помогали ей в её капризах три помощника, три осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь…

Рассказ прерывает стук в дверь, заходит Незнайка:

- Я услышал, что вы говорите об осени, а я так мало знаю о ней.

- Проходи Незнайка и послушай, что дети расскажут о волшебнице  осени.

Обращает внимание на фото на доске.

- Осень в сентябре какая? ( Ранняя осень, теплая, солнечная)

- А в октябре как называют осень и почему? (Золотая осень: деревья разноцветные, листья красные, желтые, золотые, листопад)

- А какая осень в ноябре? (Поздняя осень, дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая)

- Вот сейчас наступил месяц ноябрь, на дворе поздняя осень.

3. Сравнение.

Задание: Закончите предложения:

В октябре было тепло, а сейчас – … (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас – … (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас – … (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас – … (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас – … (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает … (первый снег).

4. Физминутка:

Ветер северный подул: «С-с-с», (Руки вверх, покачивание влево-вправо) 

Все листочки с липы сдул…       (Пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились               (Побежали, закружились)

И на землю приземлились.               (На пол опустились)

Дождик стал по ним стучать:               (Изображают дождик пальцами рук)

 «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,                         (Изображают град, постукивая кулачками

Листья все насквозь пробил.                по коленям)

Снег потом припорошил,               (Плавные движения руками вперёд-

 одеялом их накрыл.                        назад, присесть ладони на пол)

5. Рассказ педагога об осени (с использование мнемотаблицы).

А теперь внимательно посмотрите на мольберт, где у меня таблица. Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки на таблице? ( Об осени) А теперь я расскажу вам об осени:

О

6 Марта 2014 - Video and Soft

Weather Windy

33b.ru " Поэзия " Юмор " СКОРО ОСЕНЬ. - ДА И ХРЕН С НЕЙ.

Weather Forecast Symbols Rain

Осень

Голые Осеннее дерево дизайн векторные Скачать вектор

Напомните ребенку, что одна из примет осени отлет перелетных птиц в теплые края. Знает ли он, почему птицы улетают?

Материалы за 11.08.2011 " Страница 313 " Образовательный портал МистерГИД

«Наступила поздняя осень. Солнце светит редко и не греет. Дуют сильные, холодные ветры. Небо закрыто тучами. Идут холодные моросящие дожди. Листья пожелтели и опали. Деревья и кустарники стоят голые. Перелетные птицы улетели на юг. Люди надели теплую одежду».

6. Работа с карточками-символами.

Педагог перемешивает карточки-символы и предлагает разложить их в той последовательности, в которой он задает вопросы.

 - Какое время года наступило?

– Как осенью греет солнце?

– Какой дует ветер?

– Что появляется на небе?

– Какой осенью моросит дождь?

- Что происходит с листьями?

– Какими становятся деревья и кусты?

– Куда улетают птицы?

- Как одеваются люди?

7. Самостоятельная работа.

- А тетерь вы расскажите об осени.

Педагог предлагает детям самостоятельно составить рассказ (используя опорные карточки-символы).

8. Итог занятия.

Незнайка говорит: «Я всё понял. Послушайте мой рассказ об осени:

      Ноябрь – последний месяц осени. Это теплый месяц. Солнце сильно греет и тепло. Небо затянуто тучами. Иногда идет дождь, но он теплый. Листья пожелтели, начинается листопад. Птицы улетели на юг, но люди не торопятся одеваться в теплую одежду».

Дети исправляют ошибки в рассказе Незнайки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку Тема: «Бар матур бакча»

Тема: «Бар матур бакча»Возрастная группа: Старшая группа.Программные задачи:Обучающие:1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.Яңа сүзләр өстендә эш:кишер,кәбестә,кыя...

Конспект занятия по обучению детей средней группы творческому рассказыванию. Тема : "Я-волшебник"

Програмное содержание :Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения. Материал к занятию :"Волшебное дерево&qu...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку Тема: «Разноцветные мячи »

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку Тема: «Разноцветные мячи »...

Конспект занятия по обучению рассказыванию на тему: «Поздняя осень» (средняя группа)

Закрепить у детей представления об осенних изменениях в природе; развивать связную речь детей посредством обучению рассказыванию, используя мнемотаблицу....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: "Поздняя осень"

Данное занятие по рисованию в старшей группе.В начале занятия мы с детьми обратили внимание,какое время года за окном,отгадали загадку и охарактеризовали позднюю осень.Дети рассказали о приметах и при...