Путешествие по осеннему лесу
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Зайцева Татьяна Александровна

Игровое интегрированное занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_po_osennemu_lesu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое интегрированное занятие

Путешествие по осеннему лесу

Программное содержание:

1. Расширять представления детей об осени.

2. Помочь детям прочувствовать тему, разрабатываемую на занятии с разных сторон, и выразить свои чувства и эмоции через самостоятельно создаваемый образ.

3.Приучить детей к поэзии.

4.Побудить детей к образному движению, к звукоподражанию, развивать воображение, помогать в отработке произнесении звуков и в усвоении ритмической организации речи.  

5.Развитие мелкой моторики пальцев.

Задачи речевого развития:

 1. Ввести в активный словарь существительные (осень, дождь, ветер, зонтик, багряный, листья, лужи, осенняя сказка).

2. Учить отвечать предложением на вопросы (что это? что делает? что делают? что сделал? что сделали? что это? какие?); образовывать глаголы настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа (ходит — ходят; падает - падают; стоит — стоят; смотрю — смотрим; рисую — рисуем; нарисовал — нарисовали);

Предварительная работа: Знакомить детей с изменениями в живой и неживой природе осенью. Провести беседы о приметах осени, о поведении людей осенью. Прочитать стихи, рассказы, фольклорные песенки об осени. Побеседовать о поведении животных и растений осенью.

Демонстрационный материал: иллюстрации с картины известного  и понятного детям художника с осенним пейзажем, фотоиллюстрации из календарей, цветные листья разной формы, вырезанные из бумаги.

Ход занятия:

      

      Дети усаживаются за столики, стоящие полукругом. На каждом столике – открытка или фотография с осенним пейзажем, иллюстрация с картины известного художника.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся на прогулку в осеннюю сказку. Но прогулка будет необычная: путешествовать придется не ножками, а пальчиками. Умеют ваши пальчики двигаться, как быстрые ножки?

     

     Дети сначала шевелят пальчиками в воздухе, потом показывают, как быстро они могут бегать по поверхности стола.

Воспитатель: Замечательно. А теперь сожмите в кулачок – до поры до времени и послушайте, как мы будем путешествовать.

   Сначала наши пальчики пойдут тихо-тихо, потом побегут по лесной дорожке, перепрыгнут овражек и снова замедлят шаг. Старайтесь двигаться под музыку. Время от времени мы будем останавливаться и читать стихи. Как только музыка стихнет и я приложу палец к губам, вы должны замереть, будто бы вас заколдовали.

 

      Звучит  музыка. Дети изображают бег пальчиков, стараясь придерживаться ритма. Музыка затихает. Воспитатель прикладывает палец к губам.

 Воспитатель: (полушепотом): Первая остановка – «Тишина»

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, словно терем расписной, -

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

(И.Бунин «Листопад». Отрывок)

Воспитатель: «Подойдите» пальчиками поближе к картине. Осторожно, на цыпочках. Замрите. Всмотритесь в осенний лес. Слушайте тишину.  (На несколько секунд должна установиться полная тишина.) А теперь давайте вспомним стихотворение А.Кондратьева «Осенний лес». Но рассказывать его будем шепотом, чтобы никого в осеннем лесу не потревожить.

 В лесу такая тишина,

Как будто лес пустой.

Чтоб тишина была слышна –

Тихонечко постой.

Воспитатель: Но что это? Это в лесу прошел ветерок, начали качаться веточки, зашелестели листики. Давайте покажем, как шелестят листья на веточках.

     Дети поднимаются с места и «превращаются в деревья»: изображают, как шелестят листья на ветвях деревьев. Можно включить фонограмму со звуками ветра.

Воспитатель: А ветер все сильней и сильней.

О, буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите!

Мы с вами летим!..

(Ф.Тютчев «Листья» Отрывок)

Воспитатель подкидывает вверх ворох листьев разной формы, вырезанных их бумаги. Листья можно сделать вместе с детьми на предшествующих занятиях.

Воспитатель: Наконец-то ветер утих. Посмотрите, как много листьев сорвал он с деревьев. Подберите по три листочка. Давайте рассмотрим их: какого они цвета, с какого дерева упали?

       Дети ходят по комнате и собирают листья. Затем описывают их и определяют, с какого они дерева.

Воспитатель: У нас в руках осенние букеты. И на улице так хорошо дышится! Давайте погуляем. Правда, вот беда: осенью погода часто меняется. То светит солнышко, то идет дождик. Если вдруг услышите звуки дождя, бегите под зонтик.

Игра «Осенний дождик»

       Звучит музыка. Дети прогуливаются по группе. Вдруг музыка обрывается, и слышаться звуки металлофона или треугольничков. В это время воспитатель открывает зонтик. Дети бегут к нему прятаться от дождя, прижимаются друг другу. Игра повторяется несколько раз. В последний раз дети, стоя под зонтом, хором читают стихотворение М.Яснова, чеканя ритм, подражая звуку капель, четко произносят: «пап», «мама», «к нам».

Воспитатель и дети:

Дождик, дождик,

Как да кап!

Ты не капал бы

На пап.

Ты не капал бы

На мам –

Приходил бы лучше к нам.

Папам – сыро.

Мамам – грязно.

Нам с тобою –

Рас-

  пре –

     красно!

Еще некоторое время слышаться звуки металлофона. Затем «дождик стихает».

Воспитатель:

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал – не разрезал.

И устал,

И перестал.

(И.Токмакова)

     Дождик прошел. Можно закрывать зонтик. Ой, что это? (Воспитатель «замечает» где-нибудь в уголке кисточки0 Кто- то забыл в осеннем лесу кисточки для красок. Кто это мог быть? Наверное, кто-то сказочный. Как вы думаете?

Дети высказывают свои впечатления.

Воспитатель: Да вот же оно, объяснение! В осеннем стихотворении!

По волшебной сказке

разбежались краски…

Краска синяя на небо взобралась,

сверху капала и в речку растеклась.

Краска белая побегала слегла –

стали белыми на небе облака.

Краска желтая упала на листву

и с деревьев полетела на траву.

Краска красная в подарок к сентябрю

разукрасила вечернюю зарю.

Не зевала и зеленая без дела:

забывать верхушки сосен не хотела.

Разбежались краски

по осенней сказке!

(Т.Собакин «Осенние краски»)

Пришло время каждому из нас нарисовать свою осеннюю сказку.

Продуктивная творческая работа

Занятие завершается свободным рисованием на тему «Осенняя сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по осеннему лесу"

Логоритмика для детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

развлечение в младшей группе. Осенний праздник «Путешествие по осеннему лесу»

Осенний праздник «Путешествие по осеннему лесу»(1-ая младшая группа)Дети под музыку заходят в музыкальный зал и встают полукругомВедущий: Осень на опушке краски разводила,По листве тихоньк...

Самые маленькие воспитанники "Сказки"отправились в путешествие по осеннему лесу 01.12.17 До свидания осень,здравствуй зима!

Самые маленькие воспитанники "Сказки"отправились в путешествие по осеннему лесу 01.12.17 До свидания осень,здравствуй зима! 30 ноября в группе ГКП " Капелька"прошло тематическое со...

Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не ...

Сценарий осеннего праздника"Путешествие в осеннем лесу"

Сценарий праздника осени во второй младшей группе "Путешествие в осеннем лесу" с играми, стихотворениями, песнями, сюрпризным моментом....

Сценарий осеннего утренника во 2 младшей группе "Путешествие по осеннему лесу"

Вед: Заглянул сегодня праздник в каждый дом,Потому что бродит осень за окном.Заглянул осенний праздник в детский сад,Чтоб порадовать и взрослых и ребят....