Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Альчикова Антонина Ивановна

Данная методическая разработка представляет собой образовательную ситуацию, раскрывающую способ развития монологической речи дошкольников с опорой на символы. Обогащение и активизация словаря детей идет за счет использования одного из методов технологии ТРИЗ: "Метод фокальных объектов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_a.i.docx206.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

с использованием элементов ТРИЗ.

(непосредственная образовательная деятельность)

Цель: развитие связной речи старших дошкольников

Задачи:

  • развитие умения составлять рассказ с опорой на таблицу;
  • обогащение и активизация словаря детей;
  • развитие у детей способности слушать и слышать друг друга.

Необходимые материалы: коробочки с игрушками, изображающими диких животных; картинки с изображением: снежинки, сосульки, звездочки, солнышка; простые карандаши, таблицы (6 клеток – по 3 в каждом ряду) на каждого ребенка; магнитная доска; запись спокойной музыки; картина с изображением зимнего леса.

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель: ребята, чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадки. Ребенок, отгадывающий загадку проверяет правильность отгадки, открыв сюрпризную коробку. Игрушку животного оставляет у себя на столе.

  1. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку? (заяц)

  1. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

  1. Кто в лесу огромней всех, кто богатый носит мех.

Кто в берлоге до весны днем и ночью смотрит сны? (медведь)

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (еж)

  1. Посмотрите ка какая вся горит как золотая.

Ходит в шубке дорогой хвост пушистый и большой. (лиса)

  1. Он в лесу один живет, там он воет как поет

Все вокруг его бояться не хотят и прикасаться.

Он обидел 7 козлят, красную Шапочку и поросят.

Дети знают в сказках толк.

Ну, ка, дети это….. (волк).

Воспитатель: после того как дети отгадывают все загадки, педагог уточняет: «О ком же у нас сегодня пойдет речь?» (О диких животных). Сегодня каждый из вас попробует рассказать о животном, которое вы отгадали. Педагог вывешивает таблицу с условными обозначениями и еще раз проговаривает с детьми значение символов.

Цвет

Части тела

Где живет

        Березовый лист

           Drawing Dog Bone

Чем питается

Члены семьи животного

Как заботится человек о них (какая польза для человека)

Каждый ребенок составляет свой рассказ с опорой на символы, нарисованные им в таблице с учетом характерных особенностей животного. Заслушиваются рассказы детей в парах (1-ый начинает, 2-ой заканчивает).

Воспитатель просит детей доказать, что те животные, о которых они рассказывали – дикие (живут в лесу, добывают себе пищу сами, сами себе строят жилище).

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо справились с заданием. Скажите пожалуйста, зимний лес отличается от осеннего, весеннего и т.п.? Какой он, опишите? (вывешивается картина зимнего леса). Дети описывают лес. А хотите я вас научу подбирать красивые слова для описания зимнего леса? (используется метод фокальных объектов технологии ТРИЗ).

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\OBTSIZHB\goldstar[1].jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\9FUJUB1L\flake[1].jpg

Детям предлагается на выбор 4 картинки (солька,снежинка, солнышко, звезда) из которых они должны выбрать 2 и описать их. Напрмер:

Снежинка:

-холодная,

- голубая,

- пушистая,

- колючая,

- блестящая;

- легкая и т.п.

Зимний лес:

- холодно-лучистый,

- колючий,

- пушистый,

- лучисто-пушистый,

- желто-голубой и т.п.

Солнышко:

- желтое,

- горячее,

- яркое,

- лучистая,

- оранжевая и тп.п.

Используя прилагательные правого и левого столбца, а также их двусложную комбинацию дети пытаются вместе с педагогом подобрать новые, красивые прилагательные для описания зимнего леса. Воспитатель спрашивает у детей о том, когда может быть лес например: желто-голубой, колючий и т.д.

Заключение.

Воспитатель спрашивает у детей: о чем говорили сегодня, что нового узнали, что для вас было трудным, а что особенно интересным, что запомнилось и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий. Тема занятия «Домашние птицы»

           Мультимедийные презентации мы используем в качестве современного наглядного материала. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материал...

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...

Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатель

Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна...