Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Данная методическая разработка представляет собой образовательную ситуацию, раскрывающую способ развития монологической речи дошкольников с опорой на символы. Обогащение и активизация словаря детей идет за счет использования одного из методов технологии ТРИЗ: "Метод фокальных объектов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 206.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
с использованием элементов ТРИЗ.
(непосредственная образовательная деятельность)
Цель: развитие связной речи старших дошкольников
Задачи:
- развитие умения составлять рассказ с опорой на таблицу;
- обогащение и активизация словаря детей;
- развитие у детей способности слушать и слышать друг друга.
Необходимые материалы: коробочки с игрушками, изображающими диких животных; картинки с изображением: снежинки, сосульки, звездочки, солнышка; простые карандаши, таблицы (6 клеток – по 3 в каждом ряду) на каждого ребенка; магнитная доска; запись спокойной музыки; картина с изображением зимнего леса.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель: ребята, чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадки. Ребенок, отгадывающий загадку проверяет правильность отгадки, открыв сюрпризную коробку. Игрушку животного оставляет у себя на столе.
- Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку? (заяц)
- Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
- Кто в лесу огромней всех, кто богатый носит мех.
Кто в берлоге до весны днем и ночью смотрит сны? (медведь)
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (еж)
- Посмотрите ка какая вся горит как золотая.
Ходит в шубке дорогой хвост пушистый и большой. (лиса)
- Он в лесу один живет, там он воет как поет
Все вокруг его бояться не хотят и прикасаться.
Он обидел 7 козлят, красную Шапочку и поросят.
Дети знают в сказках толк.
Ну, ка, дети это….. (волк).
Воспитатель: после того как дети отгадывают все загадки, педагог уточняет: «О ком же у нас сегодня пойдет речь?» (О диких животных). Сегодня каждый из вас попробует рассказать о животном, которое вы отгадали. Педагог вывешивает таблицу с условными обозначениями и еще раз проговаривает с детьми значение символов.
Цвет | Части тела | Где живет |
Чем питается | Члены семьи животного | Как заботится человек о них (какая польза для человека) |
Каждый ребенок составляет свой рассказ с опорой на символы, нарисованные им в таблице с учетом характерных особенностей животного. Заслушиваются рассказы детей в парах (1-ый начинает, 2-ой заканчивает).
Воспитатель просит детей доказать, что те животные, о которых они рассказывали – дикие (живут в лесу, добывают себе пищу сами, сами себе строят жилище).
Воспитатель: Вы молодцы, хорошо справились с заданием. Скажите пожалуйста, зимний лес отличается от осеннего, весеннего и т.п.? Какой он, опишите? (вывешивается картина зимнего леса). Дети описывают лес. А хотите я вас научу подбирать красивые слова для описания зимнего леса? (используется метод фокальных объектов технологии ТРИЗ).
Детям предлагается на выбор 4 картинки (солька,снежинка, солнышко, звезда) из которых они должны выбрать 2 и описать их. Напрмер:
Снежинка: -холодная, - голубая, - пушистая, - колючая, - блестящая; - легкая и т.п. | Зимний лес: - холодно-лучистый, - колючий, - пушистый, - лучисто-пушистый, - желто-голубой и т.п. | Солнышко: - желтое, - горячее, - яркое, - лучистая, - оранжевая и тп.п. |
Используя прилагательные правого и левого столбца, а также их двусложную комбинацию дети пытаются вместе с педагогом подобрать новые, красивые прилагательные для описания зимнего леса. Воспитатель спрашивает у детей о том, когда может быть лес например: желто-голубой, колючий и т.д.
Заключение.
Воспитатель спрашивает у детей: о чем говорили сегодня, что нового узнали, что для вас было трудным, а что особенно интересным, что запомнилось и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ технологий....

Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ....

Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий : Триз, мнемотаблицы, коллаж по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.Задачи развивающих мнемотаблиц:- развитие основных психических процес...
Конспект мастер-класса "Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологи ТРИЗ"
Конспект мастер-класса...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий. Тема занятия «Домашние птицы»
Мультимедийные презентации мы используем в качестве современного наглядного материала. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материал...

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».
Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...