Консультация для педагогов "Основные принципы обучения и развития маленьких детей с КИ".
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Ершова Ольга Борисовна

Консультация поможет Вам  в работе со слабослышащими детьми по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-printsipy_obucheniya.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

Тема: Основные принципы обучения и развития

маленьких детей с кохлеарным имплантом.

        


При обучении маленьких детей с КИ важно иметь в виду следующее:

  • У ребенка с КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом,  процесс обучения слушанию и говорению является активным – это не столько обучение, сколько научение.

Ребенок научается многому самостоятельно, просто наблюдая за действиями взрослого, подражая ему, общаясь с ним и делая что-то вместе, изучая-играя с разными предметами. Наша задача – создать ребенку условия для постоянного слушания звуков, речи и развития умения общаться с помощью речи в разных ситуациях общения.

  • Овладение речью ребенком происходит в течение всего дня во время обычных ежедневных дел со взрослым.

Кормления, умывания, одевания, посещения магазина, самостоятельной или совместной со взрослым игры с игрушкой, уборкой и др.

  • Родители ребенка с нарушением слуха, так же как и нормально слышащего, являются основными учителями по развитию у него речи.

Ребенок овладевает речью, общаясь целый день с мамой и другими членами семьи. Получасовое занятие с сурдопедагогом, даже если оно проводится ежедневно, принципиально не может решить задачу развития речи у ребенка с нарушением слуха. Поэтому основная цель сурдопедагога при работе с детьми с КИ, особенно маленькими, - научить родителей развивать у ребенка слух, понимание речи, устную речь, мышление, двигательные навыки при  выполнении обычных ежедневных дел. При этом мама не должна заменять сурдопедагога и превращать жизнь ребенка в круглосуточное занятие! Родители должны не только обязательно присутствовать на занятии педагога с ребенком, но быть равным партнером занятия. Часть занятия родитель проводит сам (40-60% времени) под наблюдение педагога.

  • Самой естественной и эффективной формой обучения является игра.

Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес.

20 принципов общения и обучения маленького ребенка.

        При общении и обучении/научении малыша взрослые (мама, папа, бабушка, дедушка и сурдопедагог) должны следовать 20 важным принципам:

  1. Правильно располагайтесь по отношению к ребенку во время общения, особенно во время целенаправленного занятия.

Глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребенка. Для этого вы можете сидеть рядом на полу, на маленьких стульях или на диване.

  1. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Когда малыш смотрит на лицо взрослого, общающегося с ним, он больше обращает внимание на речь взрослого, лучше улавливает связь между предметами и тем, что говорит взрослый, запоминая слова, лучше понимает, сто взрослый от него хочет и как оценивает его действия и поступки. Привлечь внимание ребенка к вашему лицу помогает выразительная мимика, яркая помада, поднесение интересующей ребенка игрушки к вашему лицу.

  1. Устанавливайте совместное с ребенком внимание (взгляд) на предмете или действии.

Ребенок и взрослый вместе должны смотреть на предмет, чтобы взрослый смог чему-нибудь научить малыша. При этом возможно несколько способов возникновения совместного внимания.

  • Первый способ: взрослый сам смотрит на этот предмет и пытается привлечь к нему внимание ребенка. Например, вы, сидя рядом с малышом, берете в руки резиновую игрушку-лягушку и говорите, пытаясь привлечь его внимание к игрушке: «Ой, какая игрушка! Смотри. Лягушка. Лягушка говорит «ква-ква» и прыгает (делаете соответствующее движение)». Все это время вы следите за взглядом ребенка, стараясь сосредоточить его на игрушке. Он тянется за игрушкой, пытаясь подражать действиям взрослого. Вы продолжаете комментировать действия ребенка: «Да, лягушка прыгает. Лягушка говорит «ква-ква».
  • Второй способ: ребенок смотрит на какой-либо предмет или действия взрослого, а взрослый, следя за его взглядом, начинает смотреть на этот предмет вместе с малышом и рассказывать о нем (см. след. пункт). Можно поднести игрушку к своим губам, тогда ребенок обратит внимание на ваше лицо, губы, и это поможет ему связать вашу речь с игрушкой.
  1. Следуйте за направлением внимания ребенка.

Например, вы хотите играть с ним в пирамидку, помогая ему при этом научиться соотносить предметы по размеру. Но малыш в этот момент заинтересовался цветком, стоящим на подоконнике, и смотрит или потянулся к нему. Вы пользуетесь тем, что его внимание привлечено к цветку, и рассказываете ему про цветок: «Цветок. Ты хочешь цветок? Цветок. Тебе нравится цветок? Красивый цветок! Смотри у него зеленые листья. Цветок растет в горшке. Вот горшок. Давай потрогаем цветок. Листья гладкие… цветок хочет пить. Польем цветок водой…». При этом вы многократно повторяете ключевое слово, выполняя с ребенком совместные действия (смотрите на цветок, трогаете листья, поливаете цветок) и комментируя их. Когда внимание ребенка активно привлечено к чему-то, то он хорошо усваивает информацию, связанную с этим предметом. Любую ситуацию можно использовать так, чтобы научить ребенка думать, понимать речь и говорить! Любой предмет можно превратить в интересное учебное пособие для ребенка! К пирамидке вы вернетесь позже.

  1. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям малыша.

Игра – самый естественный и лучший способ развития, научения и обучения ребенка. Ребенок, видя вашу заинтересованность, будет стараться делать то, что вызывает вашу положительную реакцию.

  1. Комментируйте все свои действия и действия ребенка, так как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша.

Нередко мамы имплантированных детей, уже привыкшие к тому, что их ребенок не слышит, перестают с ним говорить в обычных ситуациях. Часто они говорят: «как же с ним говорить? Он же ничего не понимает». Да, с КИ малыш слышит, но сначала не понимает речь. Но для того чтобы он научился понимать ее, он должен ее постоянно слышать. Мы же не рассчитываем, что новорожденный или даже ребенок в возрасте до 1 года понимает речь! Но мы разговариваем с ним, осознавая, что когда мы с ним говорим, он и учится нас понимать. Мы также учитываем его возможности, разговаривая с малышом, и подстраиваем свою речь к его возможностям. Сначала мы говорим очень простыми и короткими фразами, по мере развития у ребенка словаря и понимания речи наша речь усложняется. Ребенок может понять и запомнить значение слова только если он много раз слышит это слово и одновременно видит предмет/действие, которое оно означает.

Комментирование взрослым своих действий или действий ребенка является идеальной естественной ситуацией для развития у ребенка понимания значения слов и предложений. Например, вы одеваете утром ребенка (процессор КИ уже одет и включен!) и комментируете свои и его действия: «Давай наденем футболку. Вот он воротник! Руки надо в рукава футболки. Вот рукава! Надели футболку. Красивая футболка. А теперь наденем шорты. Где Сашины шорты? Правильно, вот шорты! Синие шорты. Смотри, на шортах зайчик нарисован. У него уши. Да! (ребенок берет футболку неправильно). Зайчик на животе, спереди. Вот так. Правильно! Надень шорты. Молодец! Заправь футболку в шорты. Нет, неправильно. Давай я тебе помогу. Теперь красиво. Молодец!». При этом вы обращаете внимание ребенка на соответствующие предметы.

  1. Обязательно делайте паузы между своими фразами.

Дайте ребенку возможность ответить вам – что-то возбужденно пролепетать, привлечь ваш взгляд к своим действиям, попытаться повторить ваши слова или действия, посмотреть, одобряете ли вы его действия. Маленький ребенок думает и действует медленно, ему нужно время, чтобы вам ответить. Это надо делать всегда, даже если ребенок пока ничего не говорит.

  1. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка.

Это помогает развитию у ребенка понимания речи и умения общаться с помощью речи. Речь – это, прежде всего, диалог. Вот так должен выглядеть комментарий из п.6: «Давай наденем футболку. Где у футболки воротник? ( - пауза для реакции ребенка). Вот он воротник! Руки надо в рукава футболки. Где рукава? ( - пауза для реакции ребенка). Вот рукава! Надели футболку. Красивая футболка. А теперь наденем шорты. Где Сашины шорты? ( - пауза для реакции ребенка). Правильно, вот шорты! Синие шорты. Смотри, на шортах зайчик нарисован. У него уши. А где у тебя уши? (- пауза для реакции ребенка). Молодец, правильно! А у меня? ? ( - пауза для реакции ребенка). Да! (ребенок берет футболку неправильно). Зайчик на животе, спереди. А где у Саши живот? ( - пауза для реакции ребенка). Вот так. Правильно! Надень шорты. Молодец! Заправь футболку в шорты. Нет, неправильно. Давай я тебе помогу. Скажи: «Мама помоги!» ( - пауза для реакции ребенка). Теперь красиво. Молодец!».  Ребенок может не знать, как ответить. В этих случаях можно с паузой ответить за него, попросив его повторить ответ, или задать тот же вопрос другому взрослому. Второй вариант дает ребенку возможность видеть, что один человек спрашивает, а другой отвечает, и помогает быстрее понять, что надо не повторять, а отвечать!

  1. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним.

Неговорящий или плохоговорящий ребенок часто и хочет вам ответить при общении, но не знает, что сказать и как это сделать. Поэтому при общении с ним, оставляя паузу для его реакции, нужно помочь ему. При этом вы говорите те слова, которые, как вы думаете, он должен был бы сказать, если бы умел. Вот так должен выглядеть конец диалога с ребенком из п.7: «Заправь футболку в шорты. Нет, неправильно. Давай я тебе помогу. Скажи: «Мама помоги!» ( - пауза для реакции ребенка. Ребенок произносит: «Мама-пама…»). Правильно: «Мама, помоги!». Теперь красиво. Молодец!».  

  1. Моделируйте жесты, действия, мимику, звуки, слова, которым вы хотите научить  малыша.

Глухому малышу часто трудно объяснить, что мы от него хотим, даже если он старается это понять. Ему поможет понять, что он должен сделать, когда другой взрослый сыграет его роль, т.е. сделает то, что мы хотим от малыша. Например, мы хотим научить ребенка различать один и много ударов барабана. Папа сидит с барабаном напротив ребенка, рядом с которым сидит мама. Папа ударяет в барабан 1 раз, так что бы ребенок видел действия папы, и, показывая один палец, говорит: «Один». Потом папа ударяет в барабан несколько раз и, шевеля всеми пальцами поднятых рук, говорит: «Много-много». Он повторяет эти действия 2-3 раза. Затем папа говорит: «Сейчас будет слушать мама». Он опять ударяет в барабан 1 раз (ребенок видит действие), а мама, показывая на ухо «я слышу», говорит: «Один» - и показывает один указательный палец. Папа хвалит маму: «Молодец!».  Потом папа ударяет в барабан несколько раз, а мама, показывая на ухо, говорит: «Я слышу», шевелит всеми пальцами поднятых рук, говорит: «Много-много». Мама моделирует поведение ребенка в этой ситуации, что помогает понять ему его задачу и ожидаемые от него действия. На следующем этапе ребенок выполняет задание сам или с небольшой помощью мамы. После того, как станет ясно, что ребенок понял задание, упражнение выполняется только на слух, чтобы ребенок не виде действия при ударе.

  1. Подражайте действиям/жестам/мимике ребенка, а также поощряйте подражание ребенком ваших действий/жестов.

Малыш учится разным вещам, подражая или имитируя действия, жесты взрослого. Поэтому формирование подражательной активности ребенка очень важно для его развития. Например, малыш бросает мяч, вы, подражая его действиям, включаетесь в игру с ним и учите его бросать мяч не просто в сторону, а вам в руки, говоря каждый раз, когда кидаете мяч: «Оп!». А если мяч или малыш упал, произносите: «Бах, упал», одновременно показывая жест рукой – «упал». Малыш предпочитает играть вместе и уже будет бросать его вам, ожидая, сто вы бросите ему мяч. Если в следующий раз малыш, бросая мяч, произнесет «а!», подражая вам, похвалите его, показывая, что он сделал правильно: «Оп! Молодец!». Постепенно малыш будет подражать вашим жестам и словам в этой игре, а жест и слова «бах» (а, ба, бах), «упал» (па, пап, пал, упал) – использовать в разных ситуациях, когда что-то падает. Для развития речи и умения общаться с людьми важно учить малыша подражать жестам общения (жесты – нельзя/ай-я-яй, нет, хорошо/ молодец, дай, на, пока, привет, тут, там и др.). Помним: жесты обязательно сопровождаются словами. Похвалите ребенка за любую попытку подражать вашим жестам, действиям, словам, действовать вместе с вами.

  1. Подражайте звукам, произносимым ребенком (с детьми до 2-х лет), а также поощряйте подражание/повторение ребенком произносимых вами слов, фраз.

Это правило является продолжением предыдущего, направленного на развитие у ребенка подражательной активности. Оно еще в большей степени связано с развитием у ребенка произношения звуков речи, слов, фраз, контроля интонации, развития силы голоса и речевого дыхания. Например, малыш 1,5 лет играет с любимым мишкой. В процессе игры он эмоционально произносит, что-то похожее на «а!». Вы повторяете это «а!» с той же интонацией (подражая ему) и затем продолжаете этот диалог, давая малышу свои образцы для подражания: «мишка! Как мишка ходит?». Вы вступаете с малышом в игру и показываете, как мишка ходит, переваливаясь, озвучиваете эти движения: «топ-топ-топ…». При этом делаете паузу, чтобы ребенок мог повторить ваши действия и слова. При любой его попытке это сделать вы слушаете его, повторяете произносимый им звук и говорите: «да, правильно, топ-топ». В процессе такого взаимодействия ребенок уточняет свои артикуляции с тем, что он слышит, постепенно приближая произношение слова к нормативному.

  1. Создавайте привычные, повторяющиеся для ребенка ситуации и действия.

Все время ребенка состоит из повторяющихся изо дня в день дел – встал, оделся, помылся, покушал, пошли гулять (в магазин, в детский сад) и т.д. это позволяет ему запомнить эти дела, понять связь между ними, предметами и действиями. Например, если он видит, что мама берет сумку, он знает, что она, наверное, пойдет в магазин. Если мама ведет его в ванную, значит, они будут мыть руки. Если мама моет ему руки, то это значит, что руки грязные или что они будут кушать. Все это позволяет ребенку учиться прогнозировать события и действия, а, в соответствии с этим, правильно на них реагировать. Если мы при этом говорим они и те же слова, акцентируя внимание ребенка на них и действиях, то ребенок запоминает соответствующие слова. Создавая привычные, повторяющиеся ситуации и действия, мы учим малыша говорить: «пока-пока» - при прощании со всеми, «привет» - при встрече, «дай» и многому другому. Например, надевая утром или после дневного сна процессор КИ, вы, включив его, всегда говорите: «па-па-па, Саша слышит». При этом вы показываете ему на ушко и выражаете радость: как это замечательно «слышать»! Через несколько дней большинство малышей уже сами после того, как им надевают и включают процессор, показывают на ушко, кивают головой и произносят «па-па-па». Создание привычных, повторяющихся ситуаций и действий для ребенка во время целенаправленных занятий облегчает ребенку запоминание требуемых от него действий, произносимых слов и т.д.

  1. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребенка.

В предыдущем пункте мы говорили о важности создания привычных, повторяющихся ситуаций и действий для обучения ребенка. Не менее важно создавать ситуации, удивляющие его. Такие ситуации улучшают запоминание слов, фраз, поддерживают интерес ребенка к занятию. Они вызывают эмоциональное возбуждение, во время которого малыш произносит больше звуков, что необходимо для развития речи. Например, вы собираетесь гулять и, «перепутав», даете ребенку свою куртку, а сами пытаетесь надеть его куртку. Ребенок сразу замечает это, начинает что-то лепетать. Вы делаете непонимающее лицо и спрашиваете его: «что? Что случилось?.. это куртка, да. Мы идем гулять – надеваем куртку… это не твоя куртка? Чья куртка?.. ой это моя куртка… а где твоя?.. ой я перепутала… я глупая… на, вот твоя куртка. Дай мне мою куртку. Спасибо».

А всем известная любовь малыша к открытию коробочек позволяет положить туда самые неожиданные для него предметы, которые потом можно с ним называть, рассматривать, как они работают, рассказывать о них и др.

  1. Используйте при обучении случайные ситуации.

Нередко случайные ситуации, возникающие во время обычных ежедневных дел или занятий, помогают ребенку быстро понять или запомнить  что-то важное. Например, во время утреннего одевания вы забыли надеть малышу второй носок, он это замечает и начинает показывать вам, что нет носка. Вы делаете вид, что не понимаете, показываете, что у него есть уже носок, потом, смотря на свои ноги и как бы догадываясь, хвалите малыша: «да, правильно, нужен второй. Сколько у тебя ног? Две ноги – одна (показываете ее) и вторая (показываете). Да, и у меня «два» носка. А давай посмотрим у куклы…». Потом подключаем к этому руки и перчатки. А для контраста с числом два можно привести сравнение с одной головой и шапкой.

  1. Всегда хвалите и поощряйте ребенка за его действия, которых вы от него ждете, или даже за попытку этих действий.

Это помогает ребенку понять, что это хорошо и стимулирует повторение этих попыток. Поощрением для ребенка, в зависимости от возраста и уровня речевого развития, служат жест – поднятый большой палец, ласковый взгляд, слова «молодец, хорошо, красиво, правильно, умница, у тебя получилось», аплодисменты, возглас «ура!» и др. Ну и, конечно, для всех детей лучшая награда – это любые искренние проявления вашей радости к его успехам, ваша улыбка, поглаживание по голове, поцелуй. В предыдущем пункте приведен пример того, как это делается во время обычной ситуации одевания.

  1. При общении с ребенком говорите короткими фразами, с четкой артикуляцией, в чуть более медленном темпе (не отдельными словами, а немного нараспев), выделяя ключевые слова фразы интонацией и повторяя их.

Именно так говорит мама с нормально слышащим малышом, облегчая ему восприятие речи, выделение и запоминание слов. Такая манера речи является адекватной не только для нормально слышащих малышей, но она так же наиболее легко воспринимается детьми с КИ. В предыдущих пунктах приведены примеры речи взрослого при общении с малышом.

  1. Сопровождайте речь выразительной мимикой, естественными жестами, когда это необходимо для усиления эмоционального воздействия на малыша и понимания им просьб взрослого, так, как мы это делаем с нормально слышащим малышом.

Это же естественно, что мы зовем малыша: «иди ко мне» - и при этом улыбаемся и машем руками к себе. Или говоря «нельзя» малышу, делающему что-то неправильно, мы качаем головой, хмурим лицо и грозим пальцем. Благодаря сочетанию мимики-жеста-слова ребенок легче запоминает значение слова, и потом ему достаточно услышать слово «нельзя», как он прекращает действие. Помним: жест должен немного отставать от слова/фразы, иначе глухому ребенку, который привык ориентироваться на зрение, не надо слушать – он все поймет не слушая. Лучше сначала сказать: «иди ко мне», а потом повторить эти слова, сопровождая жестом.

  1. Во время занятия с малышом необходимо правильно организовать окружающее пространство.

Необходимо убрать все лишние предметы, которые могут отвлечь ребенка во время вашей совместной игры-занятия. Но те предметы, которые вы планируете использовать чуть позднее, должны быть под рукой, например, накрытые платком.

  1. Целенаправленные занятия лучше проводить в утреннее время. В это время малыши наиболее активны и способны поддерживать интерес к занятию.

Многие маленькие дети становятся беспокойными, капризными, быстро утомляются после включения КИ. Это обусловлено тем, что мозг получает больше стимулов.

Нередко родители, начав активно заниматься с малышом (до и после операции), превращают жизнь ребенка в сплошное занятие. И, как результат, ребенок отказывается заниматься и с ними, и с сурдопедагогом, устраивает истерики на занятиях. Родители жалуются: «он со мной не занимается, только с педагогом». Во время занятия педагог вынужден просить маму выйти, потому что в ее присутствии ребенок постоянно капризничает.

Помните: мама не должна заменять сурдопедагога. Вы должны научиться развивать у ребенка умение слышать, думать, понимать речь и говорить при выполнении обычных дел и игр.

Занимаясь-общаясь с ребенком, важно подобрать дело, которое для него интересно. Многие дела можно сделать интересными для ребенка, если превратить их в игру. Возможно, ребенок отказывается от занятия/дела, потому что оно слишком трудное и ребенку нужно больше времени, чтобы у него что-то получилось. Больше следуйте за интересами и возможностями ребенка во время занятий и в обычной жизни при  его обучении. Одни дети обучаются быстрее, другие – медленнее. Подумайте и посоветуйтесь с педагогом, что можно требовать от малыша, а что еще слишком сложно для него на этом этапе его развития.


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития.

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития....

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Консультация для родителей на тему «Потешки для маленьких детей»

В данной консультации материал на тему"Потешки для маленьких детей"...

Консультация для родителей «Основные правила чтения вслух маленьким детям»

Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли....

Консультация для родителей на тему «Потешки для маленьких детей»

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции....

Консультация для родителей " Осторожно - открытое окно и маленькие дети!"

В летние месяцы во многих городах России учащаются случаи, когда маленькие дети выпадают из открытых окон многоэтажных домов.Здесь основные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизн...

Консультация для родителей. Принципы обучения дошкольников в детском саду. 8.11.2022

Консультация для родителей.Принципы обучения дошкольников в детском саду....


 

Комментарии

Бабаева Евгения Анатольевна

Очень нужная и полезная статья для родителей. Многие родители думают, что сделав ребёнку операцию кохлеарной имплантации (КИ), их ребёнок сразу начнёт всё слышать, понимать и разговаривать. Но это не так! КИ – это не только хирургическая операция, а целая система мероприятий, включающая в том числе и послеоперационную слухоречевую реабилитацию, в которой главная роль отводится родителям, так как они находятся с ребёнком большую часть времени.Только совместная работа педагога и родителей может привести к высоким результатам – ребёнок сможет понимать речь и разговаривать.