Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Савуляк Лилия Владимировна

Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

I. Психологические аспекты развития речи.

Речь – процесс использования языка в качестве средства общения. У речи множество функций и форм. Речь это результат познания мира отраженного в сознании через слово.

1. Ранний возраст (1-3 лет)

Речь развивается под воздействием потребности совместной деятельности со взрослым по поводу познания окружающего мира.

Ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое значение.

Резко увеличивается словарный запас. Происходит полная интеграция мышления и речи. Сознание приобретает знаковую функцию. Развиваются такие функции речи как – коммуникативная, регулирующая, обобщающая, отражающая опыт взаимодействия с миром.

Для полноценного развития этих явлений ребенку необходимо общение со взрослым и включение в предметную деятельность. Для перехода от представления к понятию ребенку очень помогает рисунок. По мнению ряда авторов «детский рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи» т. е. слово – это символ обозначающий любое явление, рисунок эта схема так же обозначающее любое явление.

2. Дошкольное детство (3-7 лет)

Речь включается во все виды деятельности. Увеличивается словарь и что более важно идет осознание их значений. Повышается звуковая культура (фонематический слух и правила произношения, к концу периода завершается процесс фонематического развития. Усиливается обобщающая функция. Период усвоения морфологической системы языка (окончания, суффиксы). Усиливается обобщающая функция. Появляется контекстная (последовательная) и объяснительная (причинно-следственная) форма речи. Складывается интеллектуальная функция речи (слово фиксирует результат познания и закрепляет его в сознании, самореруляторная (планирование) .

Общение ребенка со взрослым носит внеситуативно-познавательный характер (несоответствие познавательных потребностей и способов их удовлетворения). Следовательно, для ребенка путь к пониманию явлений – общение со взрослым.

Освоение языка идет двумя путями: в повседневном, естественном общении со взрослыми и в процессе специально организуемого родителями и взрослыми обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvit_na_zanyatiyakh_psikhologa.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

«Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

I. Психологические аспекты развития речи.

Речь – процесс использования языка в качестве средства общения. У речи множество функций и форм. Речь это результат познания мира отраженного в сознании через слово.

1. Ранний возраст (1-3 лет)

Речь развивается под воздействием потребности совместной деятельности со взрослым по поводу познания окружающего мира.

Ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое значение.

Резко увеличивается словарный запас. Происходит полная интеграция мышления и речи. Сознание приобретает знаковую функцию. Развиваются такие функции речи как – коммуникативная, регулирующая, обобщающая, отражающая опыт взаимодействия с миром.

Для полноценного развития этих явлений ребенку необходимо общение со взрослым и включение в предметную деятельность. Для перехода от представления к понятию ребенку очень помогает рисунок. По мнению ряда авторов «детский рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи» т. е. слово – это символ обозначающий любое явление, рисунок эта схема так же обозначающее любое явление.

2. Дошкольное детство (3-7 лет)

Речь включается во все виды деятельности. Увеличивается словарь и что более важно идет осознание их значений. Повышается звуковая культура (фонематический слух и правила произношения, к концу периода завершается процесс фонематического развития. Усиливается обобщающая функция. Период усвоения морфологической системы языка (окончания, суффиксы). Усиливается обобщающая функция. Появляется контекстная (последовательная) и объяснительная (причинно-следственная) форма речи. Складывается интеллектуальная функция речи (слово фиксирует результат познания и закрепляет его в сознании, самореруляторная (планирование) .

Общение ребенка со взрослым носит внеситуативно-познавательный характер (несоответствие познавательных потребностей и способов их удовлетворения). Следовательно, для ребенка путь к пониманию явлений – общение со взрослым.

Освоение языка идет двумя путями: в повседневном, естественном общении со взрослыми и в процессе специально организуемого родителями и взрослыми обучения.

II. Словарная работа

1. Задачи словарной работы

В задачи работы психолога ДОУ входит развитие речи и в частности и работа со словарным запасом слов. Они в целом прописаны в программе под редакцией Васильева, по которой работает д/с и они разработаны с учетом возраста детей и соответствуют новообразованиям речи каждого периода развития:

• Обогащать словарный запас детей (знать слова, правильно понимать их значение)

• Способствовать активному использованию новых слов в речи

2. Формы работы

Обе эти задачи вместе возможно решить только в процессе общения ребенка и взрослого.

Причем недостаточно только знакомить ребенка с новым словом и объяснять его значение (этим решается только первая задача, необходимо создать для ребенка условия свободного общения, где ребенок может активно пользоваться формирующимся словарем, закреплять его в общении и уточнять и осознавать значения слов. Причем как правило ближайшие взрослые ребенка ограничиваются только первой задачей. Поэтому в ситуации дефицита общения, я стараюсь в своей работе решать в большей степени вторую задачу и на занятиях и в индивидуальной работе с ребенком и в процессе наблюдения режимных моментов.

3. Средства для решения задач

Спец. средством психолога является – диагностика, в том числе и диагностика словарного запаса ребенка. Диагностика позволяет выявить актуальные проблемы развития. Результаты ее показывают что у многих детей, словарный запас снижен. И если пассивный словарь детей в большинстве случаев близок к норме, то активный словарь требует интенсивного развития.

Основное средства для развития словаря в моей работе это организация и регулирование активного общения детей со мной и со сверстниками.

Основными приемами являются:

• организация детских высказываний по очереди по различным темам;

• вопросы – как средство стимуляции общения;

• подробные ответы на любые вопросы детей – как средство поддержания интереса детей к общению со взрослыми;

• разъяснения смысла некоторых незнакомых (малознакомых) слов и помощь в осознании смысла знакомых слов через проговаривание значения слова.

Все эти приемы могут применяться в любых формах работы (играх, рассказах по рисунку и т. д.)

4. Специфика словарной работы на занятиях психолога.

Как специфику тематики общения на занятиях психолога можно выделить слова в области эмоциональных переживаний детей, в области организации здорового образа жизни и актуальных проблем детского опыта (индивидуальные для каждого ребенка). Никаких специальных терминов, как проявило на моих занятиях я не употребляю и не обучаю им детей. Введение новых слов в общение на занятиях, обычно, адекватно запросам детей: либо я знакомлю с новым словом в том случае если на мой вопрос ребенок по каким – то причинам не может найти ответ в своем словаре; либо они спрашивают сами - я отвечаю, если работа групповая, то если в группе есть ребенок. знающий значение этого слова сначала даю ему возможность объяснить и по необходимости корректирую его объяснение.

III. Развитие речи на занятиях психолога

Развитие речи на занятиях не является основополагающей целью, но является одной из задач психолога. Но важно подчеркнуть что с какой бы психической функцией психолог не работал (эмоции, переживания, псих. процессы, часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития. Знаковая функция речи является показателем развития мышления памяти, воображения и т. д., в целом речь представляет наше сознание. Все что мы можем проговорить - мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то что важно – в ситуации общения. И на своих занятиях я в первую очередь стараюсь организовать это общение.

На занятиях развиваются следующие характеристики речи: грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыком коммуникации) ; стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития и организация занятий педагога - психолога с детьми с ЗПР.

статья: Особенности развития и организация занятий педагога - психолога с детьми с ЗПР....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

Консультация для педагогов "Развитие речи детей на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности"

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...

«Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

laquo;Развитие речи на занятиях педагога-психолога»...

Методическая консультация для педагогов «Развитие речи детей на музыкальных занятиях по средствам театрализованной деятельности»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полн...

консультация для педагогов "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

Речь человека – это вибрация мысли, не плод разума, как такового, а природный механизм, который существует ровно столько, сколько существует сам Человек  в независимости от среды обитания....