Особенности развития и организация занятий педагога - психолога с детьми с ЗПР.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Шашерина Регина Владимировна

статья: Особенности развития и организация занятий педагога - психолога с детьми с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития и организация занятий педагога - психолога с детьми с ЗПР.

Шашерина Регина Владимировна

педагог – психолог МБДОУ

г. Мурманска детский сад

комбинированного вида № 102

С 2011 года в нашем дошкольном учреждении функционирует группа коррекционной направленности, которую посещают ребята с разными диагнозами, в том числе и с ЗПР.

 Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.

В психологии под термином «задержка психического развития (ЗПР)» понимается синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций - моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.  ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

 Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной адаптацией и обучением.

 Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

Причины задержек психического развития могут быть самыми разными, поэтому и проявляться они могут по-разному. Очевидно то, что отставание касается как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер психики ребенка, только в разной степени.

Отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.

 Неблагоприятное течение беременности:

  • болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  • хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • токсикозы, особенно второй половины беременности;
  • токсоплазмоз;
  • интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

  • травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
  • асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

  • педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы. 

Задержку психического развития принято делить на четыре группы:

  • ЗПР конституционального происхождения;
  • ЗПР соматогенного происхождения;
  • ЗПР психогенного происхождения;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. 

Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

При одном виде задержки психического развития (конституционального происхождения) эмоционально-волевая сфера ребенка находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Такой ребенок ведет себя непосредственно, эмоции яркие, общий фон настроения приподнятый. Он и по физическим данным часто отстает от своих сверстников. Окружающие видят в нем только маленького незрелого ребенка и не предъявляют к нему особых требований.

Такая же картина поведения у ребенка с задержкой психического развития (соматогенного происхождения), вызванной каким-либо хроническим соматическим заболеванием ребенка: хроническими инфекциями и аллергическим состоянием, врожденным или приобретенным пороком сердца и т. д.  Такие дети неуверенны, боязливы, капризны. Они долгое время росли и развивались в режиме определенных ограничений и запретов. В этом трудно винить родителей, но в условиях гиперопеки дети вырастают, не способными организовать себя на уроке, выполнять требования учителя, контролировать собственное поведение и поступки.

Следует подчеркнуть, что перечисленные задержки психического развития затрагивают, в основном, эмоционально-волевую сферу ребенка, а возникающие проблемы в обучении и усвоении знаний являются их следствием. В этих случаях со стороны родителей было бы достаточно изменить свое отношение к ребенку, или условия воспитания.

Значительно хуже поддаются коррекции задержки психического развития церебрально-органического происхождения. Изучение таких детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чему предшествует патология беременности у матери (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, недоношенность, асфиксию и травму в родах), а также  заболевания первых лет жизни.

Этот тип задержек обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений и проявляется у ребенка в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, преобладанием игровых интересов, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности,  быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью. Психологические расстройства развития этих детей затрагивают не только эмоциональную, но и в большей степени  познавательную сферу.

Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития органического генеза представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания. 

Занятия детьми провожу индивидуально систематически, придерживаясь определенной схемы.

Сначала провожу  гимнастику, с целью создания хорошего настроения у детей. Кроме того она способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает активность ребенка. Особенно важно при работе с такими ребятами развивать мелкую моторику. В своей работе я использую массажер «Су-Джок», который  способствует развитию мелкой моторики рук.

Затем следует основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на развитие других психических функций.

Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

Таким образом, во время проведения работы с детьми, имеющими задержку психического развития необходимо осуществлять индивидуальный подход, обязательно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства. Во время работы с такими детьми необходимо проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.


Список используемой литературы.

  • Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2006. - №2. – С.53 – 54.
  • Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье // Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. – 2006. - №1. – С. 62 – 65.
  • Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
  • ru.wikipedia.org – статья "Задержка психического развития" в Википедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы по развитию эмоциональной сферы воспитанников как составляющей социально-коммуникативной компетенции

Субъект: подгруппа из 3 - 4 детей средней группы (дети 4-5 лет).Цель: развитие эмоциональной сферы, как составляющей социально-коммуникативной компетенции детей средней группы (детей 4-5 лет).Задачи:I...

Варианты занятий педагога-психолога с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития

Данный вариант занятий предназначен для детей с диагнозом ЗПР и ЗПРР  4 и 5 лет. Цикл занятий можно разработать по предложенной модели в соответствии с тематическим планом воспитателя, с рекоменд...

Организация занятий педагога-психолога с детьми раннего возраста

Организация занятий с детьми раннего возраста способствует успешной адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению резервных возможностей детского организма, а так же процессу ранней социализации....

Развитие психических процессов у дошкольников. Конспект занятия педагога- психолога с детьми 3–4 лет

Цель: Развитие восприятия длины: длинный-короткий.Развитие умения соотносить предметы по величине.Развитие мелких движений рук.Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению заданий.Матер...

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми «Ты мой друг и я твой друг» (развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста)

Цель: создание условий для единства с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности;помощь в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения, р...