Консультация для воспитателей «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Детям предлагают для подражания различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, звукосочетаний, слов, стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonet.ritmikaoffice_word_4.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у  дошкольников».

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Рекомендации по проведению занятий:

  1. Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки.
  2. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются.
  3. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой а потом индивидуально.
  4. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным.
  5. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально-положительную окраску.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

  • У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • Улучшается фонематический слух;
  • Нормализуется речевое дыхание;
  • Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
  • Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
  • Повышается речевая активность детей.

Практические упражнения.

Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.

Согласные звуки.

«Пальчики здороваются».

Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».

Упражнение «Барабан».

Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та, та, та», а потом слитно : «Та-та-та-та». (затем добавляется громко – тихо).

Упражнение «Туча».

Туча тут                                    (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в сторону)

Туча там                                                 (левой рукой вверх и в сторону)

Туча, туча тут и там              (показываем правой и левой рукой).

Упражнение «Орех».

Хомячок нашел орех                 (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)

Разделил орех на  всех            (ребром правой руки ударяем по левой)

Дал соседям – хомячкам        (протягивают руки вперед ладошками вверх)

И еще осталось нам                 (прижимают ладони к груди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

laquo;Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у  дошкольников»....

опыт применения танцевальной ритмики, как эффективного средства гармоничного развития дошкольников

Танцевальное искусство - это мТанцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям....

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей: «Книжки-малышки как эффективное средство речевого развития»

Консультация для родителей:«Книжки-малышки как эффективное средство речевого развития»...

Консультация для воспитателей на тему: «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями....