"Развиваем ручки-развиваем речь"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Елисеева  Юлия  Валерьевна

Материал о необходимости развития мелкой моторики  у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развиваем  ручки – развиваем речь»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»- это слова известного педагога Сухомлинского.

В последнее время в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Возникновение речевых нарушений связано, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые нарушения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается закономерность – если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Движения руки человека формируется в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного  анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляции  слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикулярный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умения выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам заканчивается созревание зон коры головного мозга, развитие мелких мышц  кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Все это создает благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная  гимнастика.

Ребенок   говорит неправильно, а   почему? Когда  мы  говорим ,  наш  язык   во  рту в постоянном  движении.    Но   эти   движения  не хаотичны ,  а   строго четкого порядка ,  при  котором язык при   произношении звука    занимает  только  определенное  положение. Малейшие  отклонения языка  от правильного   положения , и   звучание становится  нечистым , невнятным. В   силу  чрезмерной  подвижности  языка  или  наоборот его  вялости ,движения  языка  несовершенны , не упорядочены ,поэтому  ребенок   совершает  множество  замен  одних  звуков на другие. Ребенок растет  ,крепче становятся его  мышцы ,  язык   становится эластичней  и   гибче  при  помощи   слуха  ребенок  находит правильное положение .Меньше возникает ошибок при звукопроизношении   ,   совершенствуются   двигательные  навыки  языка, переходя в автоматизм. А  там,  где   подвижность   языка  осталась  вялой  или   напряженной,  закрепляются   неверные   положения языка. Поэтому для  развития  правильного  звукопроизношения , необходима    артикуляционная  гимнастика.

Артикуляционная  гимнастика-это  специальные  упражнения для   развития  подвижности языка,  губ, щек,  уздечки . Мы   выполняем  гимнастику   для рук  ,ног,  чтобы  они  стали   сильными ,  ловкими.  Такая  же  гимнастика необходима  и   для   речевых  органов ,  где  язык  нуждается в  достаточно   хорошем  развитии  для   выполнения   тонких   целенаправленных   движений .Для детей  5-6  лет артикуляционная гимнастика  поможет преодолеть уже  сложившиеся  нарушения звукопроизношения ,В  начальный   период   обучения  артикуляционную  гимнастику необходимо  выполнять  только  перед зеркалом .Ребенок  должен видеть  ,что  делает язык .Ведь  мы  взрослые   ,  не   задумываемся ,где  находится язык в данный  момент. Это   у  нас  происходит  автоматически, а  ребенку  необходимо  через зрительное восприятие обрести  этот   автоматизм , постоянно упражняясь .Не  огорчайтесь , если  упражнения   не  будут  получаться  с   первого   раза, даже у  Вас. Попробуйте повторить вместе с ребенком ,сказав  ему-«Смотри,  и  у   меня пока  не  получается, давай попробуем вместе.»Будьте  терпеливы  ,ласковы  и спокойны .И   у  Вас  все  получится! Каждое  упражнение  выполняется в   медленном   темпе, четко   и  повторяются   10-15   раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Очень дружно мы играем, наши ручки развиваем!" - динамические игровые упражнения как одна из форм развития ручной моторики у детей с синдромом Дауна

Материал предназначен для работы с детьми 2-4 лет, имеющих синдром Дауна. Он поможет систематизировать и успешно осуществлять работу по развитию ручной моторики у малышей на основе специально подобран...

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста "С пуговками играем - ручки развиваем"

В методической разработке представлено актуальное направление в работе с детьми дошкольного возраста - развитие мелкой моторики, что достигается привлечением интересного для детей материала - разнообр...

Детские ручки развиваем

            Консультация для родителей«Соблюдайте Правила дорожного движения»...

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начина...

Фото-презентация "Шарики су-джок катаем-наши ручки развиваем"

Уважаемые родители. Мы вместе с детьми подготовили фотоотчет по работе с Су-джок....

«ДОМА ВЕСЕЛО ИГРАЕМ – ГЛАЗКИ, РУЧКИ РАЗВИВАЕМ»

Зрительно-моторная координация — это осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения....

Сборник игр и упражнений «Вместе играем - речь развиваем» на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста (для педагогов и родителей)

В данном сборнике представлены дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи ребёнка-дошкольника. Данный сборник развивающих игр адресован педагогам ДОУ для использования в различных м...