Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Олейник Марина Анатольевна

Цель НОД:

-Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи.

1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их внешнем виде.

2.Уточнение, расширение и активизация словаря по темам: «Весна», «Цветы», «Насекомые».

3.Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме множественного числа, предложно- падежных конструкций с простыми предлогами.

4.Стимулирование речевой активности детей.

5.Закреплять умение детей отвечать на вопросы кто? Какой? (-ая, -ое, -ие).

6.Согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

7.Правильно использовать в речи предлоги «на», «между», «под».

 

Коррекционно-развивающие задачи.

1.Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематического слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

 

Коррекционно-воспитательные задачи.

 

1.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2.Воспитание бережного отношения к природе.

 

 

Оборудование. Картины «Весна», «Первоцветы», «Насекомые», «пальчиковые бассейны» с разными наполнителями (манка, горох, греча, пшено),карточки насекомых, Карточки-подсказки с признаками весны, солнышко и прищепки-лучики, цветы и веточка, мягкая игрушка Колобок, корзинка, цветная бумага , клей, салфетки.

 

Предварительная работа. Разучивание физкультминутки «На полянке», пальчиковой гимнастики «Цветок», рассматривание картин по темам, отгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «майский жук», стихов К.Быковой, Е.Файерабенда, басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей, мяч, фланелаграф.

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД.

В.- Ребята, у меня для вас сюрприз. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто сидит у меня в корзине. Загадка:

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился……….(Колобок).

В.- Правильно, это Колобок.

Колобок (голосом воспитателя) –Здравствуйте, ребята! Как хорошо вы умеете разгадывать загадки.

В.- Ребята посмотрите на Колобка, какой он (румяный, круглый) , на что похож Колобок? (на солнце).

В.- А из какой сказки он к нам пришел? (из сказки «Колобок»).

-Давай все вместе покажем нашему гостью, что мы хорошо знаем эту сказку. Давайте встанем в кружок.

-По дорожке, по тропинке (ходят на месте)

Между сосен прыг да скок (прыгают на двух ногах)

Очень весело, игриво покатился колобок (шагают на месте).

Он от бабушке ушел, и от дедушке ушел (грозят пальчиком поочередно левой и правой рукой).

Покатился, покатился не послушный колобок (круговые движения руками).

Колобок:- Какие молодцы , сколько всего умеете. А я качусь, качусь по дорожке и даже не знаю, какое сейчас время года? Вот беда.

В.- Ребята, а какое сейчас время года? ( Наступила весна).

-Что бывает весной?. В этом нам помогут картинки-подсказки.

(-Растаял снег, появились проталины, на деревьях распустились почки, прилетели птицы, ярко светит солнышко).

В.- Посмотрите, ребята, какое солнышко грустное. Наше солнышко без лучиков.

- Сейчас мы поиграем в игру «Подбери словечко».

У нас на столе лежат прищепки. Представим, что это лучики для солнышка.

Каждый из вас прикрепляет «лучик» и называет свое слово о солнышке.

- Солнышко весной какое? – (яркое, желтое, теплое, веселое, круглое, лучистое, весеннее, горячее).

- Солнышко нас благодарит за лучики и за красивые , добрые слова.

В.- Ребята, а еще Колобок нам приготовил посылочку. Давайте посмотрим, что в ней. ( Из коробки достаем на каждого ребенка по контейнеру- «пальчиковый бассейн»). Ставим на стол перед каждым ребенком.

- Опустите руки в «бассейны» и нащупайте там сюрприз (карточку). Доставайте то , что вы нашли, Что это?

(- Это бабочка. Это кузнечик. Это стрекоза. Это божья коровка. Это комар.)

В.- Кто это такие? Как назвать их одним словом. (Это насекомые.)

В.- Верно.Давайте попробуем составить рассказы о них.

План рассказа: -сначала вы рассказываете, как называется насекомое, как оно выглядит, перечислите части тела насекомого и какую пользу или вред оно приносит.

(- Это пчела. Она маленькая, полосатая, мохнатая. У нее шесть лапок и прозрачные крылышки. Пчела собирает с цветов нектар и делает из него мед.

_ Это бабочка. Она очень красивая, синяя. У нее есть большие крылышки, шесть лапок и длинные усики. Она откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Гусеницы наносят вред растениям.

- Это божья коровка. Она маленькая. У нее красивые красные крылышки с черными точечками и маленькая черная головка. Божья коровка полезное насекомое. Она уничтожает тлю.

- Это муравей. Он маленький, коричневый. У него шесть лапок, овальное туловище и длинные усики. Он уничтожает вредных насекомых.)

В.- Молодцы! Вы составили отличные рассказы.

- А теперь, ребята, я приглашаю вас погулять по весенней полянке.

Физминутка «На полянке».

На полянке я гуляю, ноги выше поднимаю ( ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе(наклоны)

Красоту их всю увижу

Нежный, чудный аромат

Ощутить я тоже рад (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться, повороты головы вправо-влево)

Много будет красоты (развести руки).

В.- Ребята, на нашей полянке по одному цветочку, а чтобы их стало много цветов поиграем в игру «Один-много» ( игра с мячом).

Капелька-капельки

Туча-тучки

Цветы-цветочки

Трава-травка

Кузнечик-кузнечики

Пчела-пчелки.

В.-Какой от цветов аромат, давайте ощутим его и понюхаем цветы. Нужно сделать глубокий вдох через нос, а выдох - через «трубочку» (складываем ротик в «трубочку»).

 

В.- Теперь, ребята, возьмите свое насекомое в руки и сыграем в игру «Посади насекомое на свое место».

На фланелеграфе прикреплены 2 цветка- красный и желтый, зеленый листочек, веточка.

В.- Поиграем с насекомыми.Посади свою бабочку на красный цветок. Где сидит твоя бабочка? (Моя бабочка сидит на красном цветке).

В.-Посади свою божью коровку на желтый цветок. Где сидит твоя божья коровка? (Моя божья коровка сидит на желтом цветке.)

В.- Посади своего кузнечика под зеленый листок. Где сидит твой кузнечик? (Мой кузнечик сидит под зеленым листком.)

В.-Посади своего муравья на веточку. Где сидит твой муравей? (Мой муравей сидит на веточке).

В.- Посади пчелу между цветами. Где сидит твоя пчела? (Моя пчела сидит между цветами).

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне. (показать руками цветок)

Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье (движение пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки. (ладони вниз тыльной стороной,

Друг к другу, пальцы развести).

 

Аппликация «Божья коровка».

Цветная бумага черного и красного цвета, ножницы, клей.

1.Складываем квадрат пополам, рисуем и вырезаем полукруг, раскрываем его и получаем круг.

2.Делаем надрез по линиям сгиба, раздвигаем и получаем крылышки.

3.Соединяем все детали вместе- оформляем божью коровку.

4.Приклеиваем на крылышки по два черных маленьких кружочка, два белых кружочка-глазки и рисуем усики. Все!

5.Возьмем в руки своих божьих коровок и отнесем на зеленую полянку, посадим кто на травку, а кто на цветочки.

В.- Чем мы занимались сегодня?

-О ком говорили?

-Где были, на каких полянках?

-С кем мы встретились? Как называется сказки?

-Что вам понравилось?

-Вы очень хорошо работали. Молодцы! Я вами горжусь. Похлопайте себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цель НОД:

-Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи.

1.   Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о                                                           насекомых, их внешнем виде.

2.Уточнение, расширение и активизация словаря по темам: «Весна», «Цветы», «Насекомые».

3.Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме множественного числа, предложно- падежных конструкций с простыми предлогами.

4.Стимулирование речевой активности детей.

5.Закреплять умение детей отвечать на вопросы кто? Какой? (-ая, -ое, -ие).

6.Согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

7.Правильно использовать в речи предлоги «на», «между», «под».

Коррекционно-развивающие задачи.

1.Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематического слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи.

 

1.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2.Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Картины «Весна», «Первоцветы», «Насекомые», «пальчиковые бассейны» с разными наполнителями (манка, горох, греча, пшено),карточки насекомых, Карточки-подсказки с признаками весны, солнышко и прищепки-лучики, цветы и веточка, мягкая игрушка Колобок, корзинка, цветная бумага , клей, салфетки.

Предварительная работа. Разучивание физкультминутки «На полянке», пальчиковой гимнастики «Цветок», рассматривание картин по темам, отгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «майский жук», стихов К.Быковой, Е.Файерабенда, басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей, мяч, фланелаграф.

Ход НОД.

В.- Ребята, у меня для вас сюрприз. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто сидит у меня в корзине. Загадка:

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился……….(Колобок).

В.- Правильно, это Колобок.

Колобок (голосом воспитателя) –Здравствуйте, ребята! Как хорошо вы умеете разгадывать загадки.

В.- Ребята посмотрите на Колобка, какой он (румяный, круглый) , на что похож Колобок? (на солнце).

В.- А из какой сказки он к нам пришел? (из сказки «Колобок»).

-Давай все вместе покажем  нашему  гостью, что мы хорошо знаем эту сказку. Давайте встанем в кружок.

-По дорожке, по тропинке (ходят на месте)

Между сосен прыг да скок (прыгают на двух ногах)

Очень весело, игриво покатился колобок (шагают на месте).

Он от бабушке ушел, и от дедушке ушел (грозят пальчиком поочередно левой и правой рукой).

Покатился, покатился не послушный колобок (круговые движения руками).

Колобок:- Какие молодцы  , сколько всего умеете. А я качусь, качусь по дорожке и даже не знаю, какое сейчас время года? Вот беда.

В.- Ребята, а какое сейчас время года?    ( Наступила весна).

-Что бывает весной?. В этом нам помогут картинки-подсказки.

(-Растаял снег, появились проталины, на деревьях распустились почки, прилетели птицы, ярко светит солнышко).

В.- Посмотрите, ребята, какое солнышко грустное. Наше солнышко без лучиков.

- Сейчас мы поиграем в игру «Подбери словечко».

У нас на столе лежат прищепки. Представим, что это лучики для солнышка.

Каждый из вас  прикрепляет «лучик» и называет свое слово о солнышке.

- Солнышко весной какое? – (яркое, желтое, теплое, веселое, круглое, лучистое, весеннее, горячее).

- Солнышко нас благодарит за лучики и за красивые , добрые слова.

В.- Ребята, а еще Колобок нам приготовил посылочку. Давайте посмотрим, что в ней. ( Из коробки достаем на каждого ребенка по контейнеру- «пальчиковый бассейн»). Ставим на стол перед каждым ребенком.

- Опустите руки в «бассейны» и нащупайте там сюрприз (карточку). Доставайте то , что вы нашли, Что это?

(- Это бабочка. Это кузнечик. Это стрекоза. Это божья коровка. Это комар.)

В.- Кто это такие? Как назвать их одним словом. (Это насекомые.)

В.- Верно.Давайте попробуем составить рассказы о них.

План рассказа: -сначала вы рассказываете, как называется насекомое, как оно выглядит, перечислите части тела насекомого и какую пользу или вред оно приносит.

(- Это пчела. Она маленькая, полосатая, мохнатая. У нее шесть лапок и прозрачные крылышки. Пчела собирает с цветов нектар и делает из него мед.

_ Это бабочка. Она очень красивая, синяя. У нее есть большие крылышки, шесть лапок и длинные усики. Она откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Гусеницы наносят вред растениям.

- Это божья коровка. Она маленькая. У нее красивые красные крылышки с черными точечками и маленькая черная головка. Божья коровка полезное насекомое. Она уничтожает тлю.

- Это муравей. Он маленький, коричневый. У него шесть лапок, овальное туловище и длинные усики. Он уничтожает вредных насекомых.)

В.- Молодцы! Вы составили отличные рассказы.

- А теперь, ребята, я приглашаю вас погулять по весенней полянке.

Физминутка «На полянке».

На полянке я гуляю, ноги выше поднимаю ( ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь   к цветам поближе(наклоны)

Красоту их всю увижу

Нежный, чудный аромат

Ощутить я тоже рад (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я  цветы (выпрямиться, повороты головы вправо-влево)

Много будет красоты (развести руки).

В.-  Ребята, на нашей полянке по одному цветочку, а чтобы их стало много  цветов поиграем в игру «Один-много» ( игра с мячом).

Капелька-капельки    

Туча-тучки

Цветы-цветочки

Трава-травка

Кузнечик-кузнечики

Пчела-пчелки.

В.-Какой от   цветов аромат, давайте ощутим его и понюхаем цветы. Нужно сделать  глубокий вдох через нос, а выдох - через «трубочку» (складываем ротик в «трубочку»).

В.- Теперь, ребята, возьмите свое насекомое в руки и сыграем в игру «Посади насекомое на свое  место».

На фланелеграфе прикреплены  2 цветка- красный и желтый, зеленый листочек, веточка.

В.- Поиграем с насекомыми.Посади свою бабочку на красный цветок. Где сидит твоя бабочка? (Моя бабочка сидит на красном цветке).

В.-Посади свою божью коровку на желтый цветок. Где сидит твоя божья коровка? (Моя божья коровка сидит на желтом цветке.)

В.- Посади своего кузнечика под зеленый листок. Где сидит твой кузнечик? (Мой кузнечик сидит под зеленым листком.)

В.-Посади своего муравья на веточку. Где сидит твой муравей? (Мой муравей сидит на веточке).

В.- Посади  пчелу между цветами. Где сидит твоя пчела? (Моя пчела сидит между цветами).

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне.           (показать руками цветок)

Утром весенним раскрыл лепестки.        (развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье          (движение пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.        (ладони вниз тыльной стороной,

                                                                                Друг к другу,  пальцы развести).

   

Аппликация «Божья коровка».

Цветная бумага черного и красного цвета, ножницы, клей.

1.Складываем квадрат пополам, рисуем и вырезаем полукруг, раскрываем его и  получаем круг.

2.Делаем надрез по линиям сгиба, раздвигаем и получаем крылышки.

3.Соединяем все детали вместе- оформляем божью коровку.

4.Приклеиваем на крылышки по два черных маленьких кружочка, два белых кружочка-глазки и рисуем усики. Все!

5.Возьмем в руки своих божьих коровок и отнесем на зеленую полянку, посадим кто на травку, а кто на цветочки.

В.-  Чем мы занимались сегодня?

-О ком говорили?

-Где были, на каких полянках?

-С кем мы встретились? Как называется  сказки?

-Что вам понравилось?

-Вы очень хорошо работали. Молодцы! Я вами горжусь. Похлопайте себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Коммуникация" на тему: "Весна" (старшая группа)

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: "Весна" с использованием игровых технологий. На протяжении всего занятия прослеживается одна тема, используются ра...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме:

Непосредственная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.Тема: «Прогулка по лесу»...

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...