Обучение дошкольников постановке вопроса в диалоге
консультация по развитию речи на тему

Четверухина Светлана Валерьевна

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy.doc84.68 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников постановке вопроса в диалоге

C времен древности виднейшими философами и ораторами признано, что эффективность решения проблемы в значительной степени зависит от умения правильно задавать вопросы. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или предмете, с которым связана ваша проблема. Почему педагога волнует процесс задаваемых детьми вопросов различного характера? Да, потому - что вопрос ко всему прочему является функциональной единицей диалога.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

 Вопросы бывают уточняющие, почемучкины, воображаемые, описательные, оценочные, субъективные, восполняющие.

1.Уточняющие вопросы.

Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?»

2.Восполняющие.

Когда? Какие?

Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую  информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Когда появилась туча?», «Какие бывают тучи?»

3.Описательные.

Что? Где? Как? Кто?

С помощью этих вопросов можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т.д.).  

4.Каузальные. Детям объясняем («почемучкины» вопросы).

Почему? Отчего?

При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей и явлений. Например: «Почему туча темного цвета?»

5.Субъективные.

Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?

Спрашивают собеседника об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Что вы думаете о надвигающейся  туче?  

6.Воображаемые (гипотетические).

Что было бы если? Что случилось бы?

Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если не будет туч?»

7.Оценочные.

Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать? Эти вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Например: «Почему светлая туча безопаснее, чем темная?»

Методика работы по обучению детей составлять разные виды вопросов для диалога:

Вид вопроса

Возраст детей

Методика работы

 Восполняющие

Когда? Какие? Какой? Какое?

Младшая группа (3-4 года)

Необходимо ввести схему составления вопроса

?

Вопрос обязательно должен состоять из 3 слов и содержать вопросное слово, объект и имя признака. Например: «Какой мяч по размеру?»

На первом этапе воспитатель учить  задавать вопросы одного типа в конце недели знакомит детей со значком, который обозначает вид вопроса, лепесток занимает свое место на ромашке вопросов

Описательные

Что? Где? Как? Кто?

Почемучкины

Почему? Отчего?

Конец второй младшей группы

Формирование причинно-следственных связей.

Если у детей сформирован переход от наглядно действенного к наглядно образному мышлению, ребенок начинает  понимать линию времени.

Воображаемые

Что было бы если? Что случилось бы?

Средняя группа(4-5 лет)

Работа по обучению детей  задавать  воображаемые вопросы связана с ТПФ.

Уточняющие

Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что?

Оценочные

Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать?

Второе полугодие  средней группы

Субъективные

Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?

Старшая группа (5-6 лет)

Основополагающим направлением данной работы является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации с окружающим миром.

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников правилам дорожного движения.

В данной статье представлен материал, который рассказывает о совместной деятельности родителей  с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна ...

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

Обучение дошкольников постановке вопроса в диалоге.

Дошкольный возраст – период «задавания» вопросов. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов....

«Совместная деятельность ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников правилам дорожного движения»

Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям...

Консультация для родителей "Игровые техники и упражнения для обучения дошкольников Художественно-выразительной передачи образов персонажей постановки"

Методы, приемы и упражнения, которые помогут ребенку научиться перевоплощаться, играть, любить театр....

Челлендж как форма организации совместной деятельности ДОО и семьи по вопросам воспитания и обучения дошкольников

Челлендж как форма организации совместной деятельности ДОО и семьи по вопросам воспитания и обучения дошкольниковЧеллендж – эффективная нетрадиционная форма работы, использование котор...