Обучение дошкольников постановке вопроса в диалоге.
методическая разработка по развитию речи

Смирнова Наталья Валериевна

Дошкольный возраст – период «задавания» вопросов. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_doshkolnikov_postanovke_voprosa_v_dialoge.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников постановке вопроса в диалоге.

В условиях современных преобразований в области дошкольного воспитания  приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

ФГОС отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются дошкольных образовательных организаций, семей воспитанников.

Одним из принципов ФГОС является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Каждый педагог усиленно работает над обогащением словаря и развитием связной речи, над ознакомлением с окружающим и расширением кругозора. Но уровень познавательного развития зависит не только от объёма знаний, но и от того, как он задаёт вопросы.

Дошкольный возраст – период «задавания» вопросов. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов. Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильна дошкольнику, но не очень простой.  Вопросы должны нацеливать на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно – следственных связей.

Нами было замечено, что вопросы детей однотипны (Что это? Как это? Куда это?), нет указания на объект, признаки, которые уточняются.

Для работы над качеством вопросов нами было изготовлено пособие «Ромашка», где на каждом лепестке с помощью модели обозначены типы вопросов.

Типы вопросов в русском языке:

  1. Описательные – Что? Где? Как? Кто? С помощью этих вопросов можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т.д.)
  2. Восполняющие – Когда? Какие? Эти вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию.
  3. Казуальные («почемучкины» вопросы) – Почему? Отчего? При решении проблем они могут получить развёрнутую информацию об интересующем объекте и выяснить непонятные причины действий и поступков людей и явлений.
  4. Воображаемые – Что было бы если? Что случилось бы? Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогнозы.
  5. Уточняющие – Верно ли что? Надо ли? Должен ли? Правда ли? Цель этих вопросов – уточнить информацию.
  6. Оценочные – Что лучше? Что правильнее? Что ещё может интересовать? Эти вопросы помогут дать предельно точную оценку предметам, событиям, фактам.
  7. Субъективные – Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю? Спрашивают собеседника об его отношении к чему либо или о его поведении в определённой ситуации.

Работа велась с детьми средней группы (4-5 лет). Детей познакомили со схемой составления вопроса.

  ?

Вопрос должен состоять из 3х частей и содержать вопросное слово, объект и имя признака. В течение недели дети учились задавать вопросы одного типа, затем придумывали модель вопроса и прикрепляли к «Ромашке» лепесток с этой моделью.

На первом этапе дети учились составлять восполняющие (когда? какие?) и описательные (что? где? как? кто?) вопросы. С детьми проводились игры «Шкатулка вопросов», «Чудесный мешочек», «Закодируй вопрос» и др.

Вторым этапом было составление «почемучкиных» вопросов (почему? отчего?). Параллельно велась работа над формированием умения устанавливать причинно – следственные связи. Если у детей сформирован переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, ребёнок начинает понимать линию времени, что является причиной, а что следствием. Для этого проводились игры «Что сначала, что потом?», «Цепочка».

Следующими этапами было освоение составления воображаемых (что было бы если? что случилось бы?), уточняющих (верно ли что? надо ли? должен ли? правда ли?) и оценочных (что лучше? что правильнее? что ещё может интересовать?) вопросов. При этом количество предложений в ответе наглядно демонстрирует уровень развития связной речи: 1-2- низкий, 3-4- средний, от 5 и более - высокий.

С детьми проводились игры:

«Спроси меня» Цель. Формирование умения задавать различные типы вопросов объекту. От имени объекта воспитатель предлагает детям задать вопрос, называя при этом признак. Например, спросите меня о том, какой я по форме (по размеру, по месту, по времени и т. д.).

«Тайна» Цель. Упражнение детей в умении задавать вопрос каузального типа. Суть игры заключается в том, что через постановку вопроса дети узнают информацию  об объекте,  где скрыто имя признака. Например, объект – утюг. Почему я не могу гладить бельё, когда я холодный? Рассматривается имя признака – части, температура, структура или рельеф.

«Выбор» Цель. Упражнение детей в умении задавать оценочные вопросы. Воспитатель предлагает детям два объекта. Эти объекты должны выполнять одну функцию. Например – дом и нора.

«Выдумлялка» Цель. Упражнение детей в умении задавать воображаемые вопросы.

В старшем возрасте дети обучаются субъективному типу вопросов (что вы об этом знаете? что я об этом думаю?) Этот вопрос, как правило, внутренний, у дошкольников он в подсознании, формулировать они его не умеют. Воспитатель должен помочь его сформулировать ( что я об этом думаю? какой выбор я делаю?).

С детьми проводилась игра «Интервью». Так как у детей преобладает наглядно-образное мышление, опираясь на пособие «Ромашка вопросов» у ребят была возможность использовать разные типы вопросов в своём интервью.

Пособие «Ромашка» можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной и игровой деятельности детей. Например, после чтения художественной литературы проводится игра «Задай вопрос герою». Играют 7 детей. Каждый ребёнок берёт себе свой лепесток с моделью вопроса. Воспитатель играет от имени любого героя, которому нужно задать вопрос. Ребёнок должен сформулировать вопрос не только про внешний вид, но и про чувства героя. Нужно подвести детей к пониманию скрытого смысла произведения, умению задавать вопросы не о том, что очевидно, а о том, что словами не сказано.

Таким образом, работая над обучением детей составлению вопросов, мы реализуем образовательную область «Познавательно-речевое развитие», при этом создаём предметно-развивающую среду, перестраивается характер взаимоотношения детей и взрослого, помогаем детям выстраивать систему отношений к миру, другим людям и самому себе.

Работа с вопросами полностью отвечает «Требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации Основной образовательной программы:

  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников правилам дорожного движения.

В данной статье представлен материал, который рассказывает о совместной деятельности родителей  с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна ...

Обучение дошкольников постановке вопроса в диалоге

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

«Совместная деятельность ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников правилам дорожного движения»

Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям...

Консультация для родителей "Игровые техники и упражнения для обучения дошкольников Художественно-выразительной передачи образов персонажей постановки"

Методы, приемы и упражнения, которые помогут ребенку научиться перевоплощаться, играть, любить театр....

Челлендж как форма организации совместной деятельности ДОО и семьи по вопросам воспитания и обучения дошкольников

Челлендж как форма организации совместной деятельности ДОО и семьи по вопросам воспитания и обучения дошкольниковЧеллендж – эффективная нетрадиционная форма работы, использование котор...