Перспективное планирование факультативных занятий в старшей группе по курсу «Говорим и развиваемся» по методике автора Г.В.Романовой «Формирование правильной дикции у дошкольников»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Макарова Наталья Валерьевна

Методическая разработка на тему «Формирование правильной дикции у дошкольников» (факультативные занятия) по курсу «Говорим и развиваемся» предназначена для воспитателей  старших или подготовительных к школе групп детского сада.

Перспективное планирование может быть использовано и логопедами, как часть коррекционных занятий для детей с ФФН, ОНР III ур. 36 занятий рассчитаны на учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_dlya_publikatsii.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование факультативных занятий в старшей группе по курсу «Говорим и развиваемся»

по методике  автора Г.В.Романовой «Формирование правильной дикции у дошкольников»

Если проводит воспитатель:

Цель: Совершенствовать произносительную сторону речи детей старшего дошкольного возраста.

       Задачи: Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику голоса. Формировать умение расслаблять группы мышц, мешающих свободной звукоподаче. Упражнять в умении пользоваться средствами выразительности (голосом и эмоциями), правильной и четкой дикции. Совершенствовать умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи без напряжения и усилий.

Если проводит логопед:

Цель: коррекция устной речи дошкольников с помощью игр и упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной).

Задачи:

  1. Проводить коррекционную работу по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, развивать дыхание, голос, вырабатывать умеренный темп речи и ее интонационную выразительность.
  2. Формировать и развивать основные психомоторные качества (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
  3. Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, воспитывать чувство ритма и темпа, активизировать все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
  4. Совершенствовать лексико-грамматическую структуру языка.

     Организация занятий    как факультатив  проводится с подгруппой детей старшего дошкольного возраста; может проводиться как коррекционное занятие для детей в группе с ФФН, ОНР III уровня.

    Расписание  один раз в неделю, продолжительность – 25 мин.

    Ожидаемые результаты: Свободное владение голосом, дыханием, мимикой, жестами, выразительной интонацией.


№ и тема занятия

Задачи

Материал

1. Занятие №1.

«Гласные звуки [А], [jА]».

Воспитывать умение слушать и слышать.

Развивать правильное речевое дыхание.

Формировать умение расслаблять группы мышц, приводящих к мышечным зажимам. Развивать подвижность губных мышц. Учить общению, пониманию друг друга. Стимулировать желание заниматься.

Стих-е С.Михалкова «Сашина каша».

Упр-е «Покачаем куклу».

Упр-е «Слушаем тишину».

Дин.пауза «Умелые ручки: «Гости».

Гимнастика для губ «Клоун», «Волейбольная сетка», «Кто сильнее».

Игра «Будь внимательным».

Игра «Сороки-тараторки».

2. Занятие №2.

Упражнять в умении слушать и слышать. Развивать правильное речевое дыхание. Тренировать в снятии мышечных зажимов. Тренировать дикцию на материале звуков А, ЙА.

Учить подбирать нужные и полезные движения к коротким стишкам.

Развивать координацию

Упр-е «Покачаем куклу».

Упр-е «Слушаем тишину».

Игра «Будь внимательным».

Дин.пауза «Умелые ручки: «Гости».

Упр-я для губ «Клоун», «Волейбольная сетка», «Кто сильнее».

Рус.нар.игра «Бабушка Маланья» («Делай, как я!»)

3. Занятие №3.

«Гласные звуки [О], [jО]».

Упражнять в умении слушать и слышать. Учить различать эмоции по схематическим изображениям. Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.

Упражнять в модулировании голоса. Развивать подвижность губ.

Игра «Что за окном?»

Игра «Подуем на свечу».

Упр-е «Угадай, что я чувствую?»

Дин.пауза «Умелые пальчики: «О»

Упр-я для губ «Чечетка», «Хоботок», «Точилка».

Игра «Будь внимательным».

Игра «Сороки-тараторки».

4. Занятие №4.

Упражнять в умении слушать и слышать.

Вырабатывать правильное речевое дыхание. Тренировать в правильной дикции на материале звуков О, ЙО. Учить подбирать движения к коротким стишкам. Развивать координацию, воображение.

Игра «Что за окном?»

Игра «Подуем на свечу».

Упр-я для губ «Чечетка», «Хоботок», «Точилка».

Упр-е в модулировании голоса «Динь-Динь».

Дин.пауза «Умелые пальчики: «О»

Игра «Волк и зайцы».

№ и тема занятия

Задачи

Материал

5. Занятие №5.

Тренировать правильное речевое дыхание. Упражнять в умении слушать и различать голоса своих товарищей. Учить использовать пантомимические движения для эмоциональной передачи образа.

Упр-е «Пушкин на ладони».

Упр-е «Угадай, кто позвал?».

Гимнастика для губ: удержать воображаемый леденец; втянуть губы в рот; сложить губы в кружок.

Игра «Будь внимательным».

Игра «Сороки-тараторки».

6. Занятие №6.

Упражнять в узнавании голоса товарищей. Упражнять в модулировании голоса. Тренировать речевое дыхание. Развивать подвижность губ. Учить подбирать движения к коротким стишкам.

Упр-е «Пушинки на ладони», «Угадай, кто позвал?».

Игра «Будь внимательным».

Дин.пауза «Умелые ручки» «Три Егора».

Гимнастика для губ: удержать воображаемый леденец; втянуть губы в рот; сложить губы в кружок.

Упр-е «Как на горке, на горе» (высота тона).

Рус.нар.игра «Гуси-гуси».

7. Занятие №7.

«Гласные звуки[ Э], [jЭ]».

Упражнять в умении слушать и угадывать по шуму и голосу, что происходит за спиной. Тренировать речевой аппарат (язык) и дикцию на материале звуков Э, ЙЭ. Уметь передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические средства.

Массаж передней поверхности шеи, наружных и внутренних мышц гортани.

Упр-е «Неожиданное известие», «Именинник».

Игра «Что за спиной?»

Дин.пауза «Умелые пальчики: «Водовоз».

Упр-я для языка «Лопаточка», «Жало», «Желобок».

Игра «Будь внимательным».

Игра «Сороки-тараторки».

8. Занятие №8.

Упражнять в умении слушать, различать объекты и действия по сопутствующим звукам. Упражнять в правильном речевом дыхании, модулировании голоса. Тренировать мимическую мускулатуру, учить снимать мышечные зажимы. Учить подбирать движения к коротким стишкам, развивать координацию, ритм, внимание.

Упр-я для языка «Лопаточка», «Жало», «Желобок».

Игра «Медведь на пчельнике».

Игра «Лохматый пес».

9. Занятие №9.

«Гласные звуки [Ы], [И]»

Упражнять в умении слушать, узнавать знакомое стихотворение по строке. Тренировать правильное речевое дыхание, подвижность органов артикуляции. Упражнять в эмоциональной передаче образа средствами пантомимики.

Игра «Угадай стих-е», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки».

Упр-е «Канделябры», «Не хочу кашу».

Дин.пауза «Моя семья».

Упр-е для языка «Чашечка», «Маятник», «Шарики»

№ и тема занятия

Задачи

Материал

10. Занятие №10.

Упражнять в умении угадывать стихотворение по строке. Вырабатывать умение модулировать голос. Тренировать в снятии зажимов, координации движения с текстом. Учить выдувать воздух порциями.

Игра «Угадай стихотворение», «Покажи слова в движении», «Куры и петухи».

Упр-е «Канделябры», «Не хочу кашу», «Семья муравья» (сила голоса).

11. Занятие №11.

«Гласные звуки».

Тренировать слуховое внимание, узнавать гласные звуки в словах, речевое дыхание, речевой аппарат, мимику. Упражнять в умении соотносить сигналы со звучанием, в произношении считалки в заданном ритме.

Игра «Какой колокольчик звенит?», «Будь внимательным», «Планета Нислована».

Упр-е «Цветочный магазин», «Мимисты», «Угадай, что я сказала?».

Дин.пауза «Петух».

Упр-я для языка «Кисточка», «Мост».

Игра-считалка «Дождь идет».

12. Занятие №12.

«Согласные звуки».

Упражнять в узнавании на слух детских музыкальных инструментов, различать их звучание. Тренировать речевое дыхание и речевой аппарат. Учить подавать голос «в маску».

Игра «Узнай по звуку», «Перышки», «Подскажи Петрушке звук».

Упр-е «Штангист».

Упр-я для челюсти «Большое яблоко», «Корова», «Шкатулка», «Колесо».

Упр-я для голоса «Маска», «В космос», «Массажист».

13. Занятие №13.

«Согласные звуки [П], [Б]».

Различать на слух звучание движущихся предметов. Тренировать речевой аппарат, речевое дыхание. Снимать мышечные зажимы пантомимическими действиями. Тренировать дикцию.

Игра «Что ты услышал?», «Планета Нислована», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки».

Упр-я «Подсолнушек», «Я на солнышке лежу».

Дин.пауза «Умелые пальчики: «Пекарь».

Арт.упр-я «Капель», «Балалайка, играй!».


№ и тема занятия

Задачи

Материал

14. Занятие №14.

Учить различать звуки движущихся предметов. Тренировать голос и дикцию. Упражнять в правильном речевом дыхании. Отрабатывать координацию движений пальчиков с ритмом текста.

Игра «Что ты услышал?», «Планета Нислована», «Будь внимательным».

Упр-е «Подсолнушек».

Дин.пауза «Умелые пальчики: «Пекарь», «Про бычка».

15. Занятие №15.

«Согласные звуки[ Д], [Т]».

Тренировать речевой аппарат, голос и дикцию. Упражнять в правильном речевом дыхании. Снимать мышечные зажимы. Отрабатывать координацию слова с движением.

Игра «Будь внимательным», «Сороки-тараторки», «Планета Нислована»: «Часы», «Поезд», «Подружки-говорушки».

Упр-е «Счет», «Саженец».

Упр-я для языка: облизывать ложку; «подчесывать» язык о резцы; «считать» языком зубки.

Дин.пауза «Дворник»

16. Занятие №16.

Упражнять: в правильном речевом дыхании, модулировании голоса, использовании мимики, пантомимики, жестов, в общении. Тренировать дикцию.

Упр-е «Счет», «Саженец», «Тихая сказка».

Дин.пауза «Дворник».

Игра «Во дворе».

Игра-хоровод «Галя по садочку ходила».

17. Занятие №17.

«Согласные звуки [В], [Ф]».

Упражнять в правильном речевом дыхании, снятии мышечных зажимов. Тренировать артикуляционный аппарат, голос и дикцию.

Игра «Будь внимательным», «Сороки-тараторки».

Упр-я «Слова», «Марионетка», «Мама кошка учит крошку», «Оса».

Дин.пауза «Филька и Филимонка».

Упр-я для языка: облизывать преддверие рта по кругу; катать конфетку по нёбу; глотать слюну с открытым ртом.

№ и тема занятия

Задачи

Материал

18. Занятие №18.

Тренировать речевое внимание, речевой слух, дыхание. Упражнять в снятии мышечных зажимов. Тренировать артикуляционный аппарат, голос и дикцию.

Упр-е: «слово», «Оса», «Мама кошка учит крошку», «Марионетка».

Игра-драматизация «Футбол».

Игра «Назови похожие слова».

19. Занятие №19.

«Согласные звуки [ К], [Г], [Х]».

Тренировать речевой аппарат, голос и дикцию, дыхание. Упражнять в снятии мышечных зажимов, движениях с разной скоростью и темпом. Вырабатывать умение общаться с помощью мимики и жестов.

Игра «Пойми меня», «Сороки-тараторки», «Планета Нислована», «Будь внимательным».

Упр-е «Надуй шарик», «Поводырь и слепой».

Арт.гимнастика «Скачки», «Стрельба по мишени».

20. Занятие №20.

Тренировать речевое дыхание, речевой аппарат, голос, дикцию, общение с помощью мимики и жестов. Учить «читать» схематические изображения позы человека, играть в рифму.

Игра «Пойми меня», «Замри!»

Упр-е «Надуй шарик», «Поводырь и слепой».

Арт.гимнастика «Скачки», «Стрельба по мишени».

Шутливые стихи «Час потехи».

Игра в рифму «Кто придумает конец, тот и будет молодец!»

21. Занятие №21.

«Согласные звуки[ С], [З]».

Тренировать речевой аппарат, голос, дикцию, общение с помощью мимики и жестов. Упражнять в подборе нужных и полезных движений к коротким стихам.

Игра «Пойми меня», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Арт.упр-я: «Проколотый мяч», «Насос».

Игровая разминка «Карась и карасенок».


№ и тема занятия

Задачи

Материал

22. Занятие №22.

Тренировать дикцию, голос.

Упражнять в координации движений с текстом, чувство ритма.

Игровая разминка «Карась и карасенок».

Игра «Планета Нислована».

Упр-е «Ежик и барабан».

23. Занятие №23.

«Согласные звуки[ Ш], [Ж]».

Тренировать дикцию, голос, речевой аппарат. Упражнять в умении подражать звучанию игрушек.

Игра «Будь внимательным», «Планета Нислована», «Сороки-тараторки».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Упр-е «Звучащие игрушки».

Арт.упр-я: «Утюг», «Пчелка», «футбольный мяч», «Полотер», «В гостях у Мухи-цокотухи».

24. Занятие №24.

Тренировать дикцию, голос.

Упражнять в умении подражать звучанию игрушек. Учить инсценировать диалоги.

Игра «Планета Нислована».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Упр-е «Звучащие игрушки».

Диалог «Кошка», «Ёжик».

Подв.игра «Сова».

25. Занятие №25.

«Согласные звуки [Л], [Л`]».

Тренировать голос и дикцию в диалогах. Упражнять в умении по стилю речи определять человека, его занятие.

Игра «Угадай кто?», «Тропинка», «Планета Нислована», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Добавлялка «Узнай нас».


№ и тема занятия

Задачи

Материал

26. Занятие №26.

Тренировать дикцию, голос.

Упражнять в умении вести диалог (голос, жесты, движения).

Игра «Планета Нислована»: «Колдуны и колдуньи».

Диалог «Разговор с пчелкой», «На ярмарке».

Белорусская нар.игра «Ёжик и мыши».

27. Занятие №27.

«Согласные звуки[ Ш], [Ж]».

Учить отражать в движении придуманный образ.

Тренировать дикцию, голос.

Игра «Будь внимательным», «Сороки-тараторки», «Танец».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Игровая разминка «Самолеты».

Арт.упр-я: «Фехтовальщики», «Садовник».

28. Занятие №28.

Тренировать дикцию, голос.

Упражнять в передаче образа, его характера в движении под музыку, в «оживлении» речи интонацией.

Игра «Танец».

Арт.упр-я: «Фехтовальщики», «Садовник».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Загадка-задача «Резинки у Зинок».

Инсценировка по ролям «Веселый магазин».

29. Занятие №29.

«Согласные звуки [М], [Н]».

Тренировать дыхание, голос и дикцию.

Учить выполнять звукослоговые упражнения.

Игра «Будь внимательным».

Упр-е «Шарик с пищалкой», «Пускание мыльных пузырей».

Игровая разминка «Дотопали до тополя».

Инсценировка стихотворения по ролям.

№ и тема занятия

Задачи

Материал

30. Занятие №30.

«Согласные звуки [Р], [P`]»

Тренировать дикцию, голос.

Развивать тактильные ощущения.

Игра «Разложи вслепую палочки», «Планета Нислована», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Арт.упр-я: «Верный пес», «Мотоцикл».

31. Занятие №31.

Тренировать дикцию, голос.

Учить «оживлять» речь интонацией.

Тренировка голоса и дикции «Дети и ворона».

Игровая разминка.

Оживление речи интонацией «Магазин игрушек».

32. Занятие №32.

«Согласный звук [Щ]».

Тренировать дикцию, голос.

Упражнять в наблюдательности.

Развивать воображение.

Учить определять звуковой состав слова.

Игра «Нелепые картинки», «Угадай-ка!», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки».

Арт.упр-я: «Косарь», «Чистильщик сапог», «Двойник».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Дин.пауза «Умелые пальчики»: «Щи-талочки».

33. Занятие №33.

«Согласный звук [Ч]».

Тренировать артикуляцию, голос и дикцию.

Учить определять сказки по ритму и слогам.

Игра «Угадай, какая это сказка?», «Назови ласково», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Арт.упр-я: «Магнит», «Леденец».

34. Занятие №34.

Тренировать артикуляцию, голос и дикцию.

Развивать тактильные ощущения.

Учить «оживлять» речь интонацией.

Игра «Разложи вслепую палочки», «Планета Нислована», «Будь внимательным», «Молчанка».

Арт.упр-я: «Магнит», «Леденец».

Дин.пауза «Чижик», «Паровоз».

Инсценировка «Птицы».

35. Занятие №35.

Тренировать дикцию, голос.

Учить «оживлять» речь интонацией.

Упражнять в умении вести диалог (голос, жесты, движения).

Игра «Разложи вслепую палочки».

Тренировка голоса и дикции «Дети и ворона».

Игровая разминка.

Оживление речи интонацией «Магазин игрушек».

36. Занятие №36.

Тренировать дикцию, голос.

Упражнять наблюдательность.

Развивать воображение.

Упражнять в умении вести диалог (голос, жесты, движения).

Игра «Нелепые картинки», «Угадай-ка!», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки».

Арт.упр-я: «Косарь», «Чистильщик сапог», «Двойник».

Игра-чистоговорка «Зеркало».

Дин.пауза «Умелые пальчики»: «Щи-талочки».


Литература:

Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. М., 2006.

Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи  звука, цвета и движения. М., 2011.

Дурова Н.В. Фонематика. М., 2006.

Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 1997.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997.

Придумай слово / Под ред. О.С.Ушаковой. М., 2009.

Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. М., 2012.

Синицина Е.Н. Умные стихи. М., 1999.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.

Тарабарина Т.И. и др. Пословицы и поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 2006.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе.

Разработан еженедельный план на каждый месяц, по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста старшей группы. Подобран ряд занятий и упражнений по оздоравливанию и закаливанию детей. С...

Буклет "ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ДИКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

У современных детей все чaще встречaются недостaтки в вырaжении эмоционaльно–смыслового выскaзывaния, неясность, торопливость речи с ошибками в произношении....

Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе.

Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе.По Пензулаевой Л.И....

Формирование правильной дикции у дошкольников

Формирование правильной дикции у дошкольников...

Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе (Л. И. Пензулаева)

Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе (Л. И. Пензулаева), сентябрь - май. Задачи, вводная часть, основная часть, заключительная часть....

Формирование правильной дикции у дошкольников

В статье указаны упражнения по формированию дикции, возрастные особенности детей....

Буклет для родителей «Формирование правильной дикции у дошкольников»

Выносной материал для родителей логопедических групп....