Перспективное планирование факультативных занятий в старшей группе по курсу «Говорим и развиваемся» по методике автора Г.В.Романовой «Формирование правильной дикции у дошкольников»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка на тему «Формирование правильной дикции у дошкольников» (факультативные занятия) по курсу «Говорим и развиваемся» предназначена для воспитателей старших или подготовительных к школе групп детского сада.
Перспективное планирование может быть использовано и логопедами, как часть коррекционных занятий для детей с ФФН, ОНР III ур. 36 занятий рассчитаны на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_dlya_publikatsii.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование факультативных занятий в старшей группе по курсу «Говорим и развиваемся»
по методике автора Г.В.Романовой «Формирование правильной дикции у дошкольников»
Если проводит воспитатель:
Цель: Совершенствовать произносительную сторону речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику голоса. Формировать умение расслаблять группы мышц, мешающих свободной звукоподаче. Упражнять в умении пользоваться средствами выразительности (голосом и эмоциями), правильной и четкой дикции. Совершенствовать умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи без напряжения и усилий.
Если проводит логопед:
Цель: коррекция устной речи дошкольников с помощью игр и упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной).
Задачи:
- Проводить коррекционную работу по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, развивать дыхание, голос, вырабатывать умеренный темп речи и ее интонационную выразительность.
- Формировать и развивать основные психомоторные качества (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
- Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, воспитывать чувство ритма и темпа, активизировать все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
- Совершенствовать лексико-грамматическую структуру языка.
Организация занятий как факультатив проводится с подгруппой детей старшего дошкольного возраста; может проводиться как коррекционное занятие для детей в группе с ФФН, ОНР III уровня.
Расписание один раз в неделю, продолжительность – 25 мин.
Ожидаемые результаты: Свободное владение голосом, дыханием, мимикой, жестами, выразительной интонацией.
№ и тема занятия | Задачи | Материал | |
1. Занятие №1. «Гласные звуки [А], [jА]». | Воспитывать умение слушать и слышать. Развивать правильное речевое дыхание. Формировать умение расслаблять группы мышц, приводящих к мышечным зажимам. Развивать подвижность губных мышц. Учить общению, пониманию друг друга. Стимулировать желание заниматься. | Стих-е С.Михалкова «Сашина каша». Упр-е «Покачаем куклу». Упр-е «Слушаем тишину». Дин.пауза «Умелые ручки: «Гости». Гимнастика для губ «Клоун», «Волейбольная сетка», «Кто сильнее». Игра «Будь внимательным». Игра «Сороки-тараторки». | |
2. Занятие №2. | Упражнять в умении слушать и слышать. Развивать правильное речевое дыхание. Тренировать в снятии мышечных зажимов. Тренировать дикцию на материале звуков А, ЙА. Учить подбирать нужные и полезные движения к коротким стишкам. Развивать координацию | Упр-е «Покачаем куклу». Упр-е «Слушаем тишину». Игра «Будь внимательным». Дин.пауза «Умелые ручки: «Гости». Упр-я для губ «Клоун», «Волейбольная сетка», «Кто сильнее». Рус.нар.игра «Бабушка Маланья» («Делай, как я!») | |
3. Занятие №3. «Гласные звуки [О], [jО]». | Упражнять в умении слушать и слышать. Учить различать эмоции по схематическим изображениям. Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами. Упражнять в модулировании голоса. Развивать подвижность губ. | Игра «Что за окном?» Игра «Подуем на свечу». Упр-е «Угадай, что я чувствую?» Дин.пауза «Умелые пальчики: «О» Упр-я для губ «Чечетка», «Хоботок», «Точилка». Игра «Будь внимательным». Игра «Сороки-тараторки». | |
4. Занятие №4. | Упражнять в умении слушать и слышать. Вырабатывать правильное речевое дыхание. Тренировать в правильной дикции на материале звуков О, ЙО. Учить подбирать движения к коротким стишкам. Развивать координацию, воображение. | Игра «Что за окном?» Игра «Подуем на свечу». Упр-я для губ «Чечетка», «Хоботок», «Точилка». Упр-е в модулировании голоса «Динь-Динь». Дин.пауза «Умелые пальчики: «О» Игра «Волк и зайцы». | |
№ и тема занятия | Задачи | Материал | |
5. Занятие №5. | Тренировать правильное речевое дыхание. Упражнять в умении слушать и различать голоса своих товарищей. Учить использовать пантомимические движения для эмоциональной передачи образа. | Упр-е «Пушкин на ладони». Упр-е «Угадай, кто позвал?». Гимнастика для губ: удержать воображаемый леденец; втянуть губы в рот; сложить губы в кружок. Игра «Будь внимательным». Игра «Сороки-тараторки». | |
6. Занятие №6. | Упражнять в узнавании голоса товарищей. Упражнять в модулировании голоса. Тренировать речевое дыхание. Развивать подвижность губ. Учить подбирать движения к коротким стишкам. | Упр-е «Пушинки на ладони», «Угадай, кто позвал?». Игра «Будь внимательным». Дин.пауза «Умелые ручки» «Три Егора». Гимнастика для губ: удержать воображаемый леденец; втянуть губы в рот; сложить губы в кружок. Упр-е «Как на горке, на горе» (высота тона). Рус.нар.игра «Гуси-гуси». | |
7. Занятие №7. «Гласные звуки[ Э], [jЭ]». | Упражнять в умении слушать и угадывать по шуму и голосу, что происходит за спиной. Тренировать речевой аппарат (язык) и дикцию на материале звуков Э, ЙЭ. Уметь передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические средства. | Массаж передней поверхности шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Упр-е «Неожиданное известие», «Именинник». Игра «Что за спиной?» Дин.пауза «Умелые пальчики: «Водовоз». Упр-я для языка «Лопаточка», «Жало», «Желобок». Игра «Будь внимательным». Игра «Сороки-тараторки». | |
8. Занятие №8. | Упражнять в умении слушать, различать объекты и действия по сопутствующим звукам. Упражнять в правильном речевом дыхании, модулировании голоса. Тренировать мимическую мускулатуру, учить снимать мышечные зажимы. Учить подбирать движения к коротким стишкам, развивать координацию, ритм, внимание. | Упр-я для языка «Лопаточка», «Жало», «Желобок». Игра «Медведь на пчельнике». Игра «Лохматый пес». | |
9. Занятие №9. «Гласные звуки [Ы], [И]» | Упражнять в умении слушать, узнавать знакомое стихотворение по строке. Тренировать правильное речевое дыхание, подвижность органов артикуляции. Упражнять в эмоциональной передаче образа средствами пантомимики. | Игра «Угадай стих-е», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки». Упр-е «Канделябры», «Не хочу кашу». Дин.пауза «Моя семья». Упр-е для языка «Чашечка», «Маятник», «Шарики» | |
№ и тема занятия | Задачи | Материал | |
10. Занятие №10. | Упражнять в умении угадывать стихотворение по строке. Вырабатывать умение модулировать голос. Тренировать в снятии зажимов, координации движения с текстом. Учить выдувать воздух порциями. | Игра «Угадай стихотворение», «Покажи слова в движении», «Куры и петухи». Упр-е «Канделябры», «Не хочу кашу», «Семья муравья» (сила голоса). | |
11. Занятие №11. «Гласные звуки». | Тренировать слуховое внимание, узнавать гласные звуки в словах, речевое дыхание, речевой аппарат, мимику. Упражнять в умении соотносить сигналы со звучанием, в произношении считалки в заданном ритме. | Игра «Какой колокольчик звенит?», «Будь внимательным», «Планета Нислована». Упр-е «Цветочный магазин», «Мимисты», «Угадай, что я сказала?». Дин.пауза «Петух». Упр-я для языка «Кисточка», «Мост». Игра-считалка «Дождь идет». | |
12. Занятие №12. «Согласные звуки». | Упражнять в узнавании на слух детских музыкальных инструментов, различать их звучание. Тренировать речевое дыхание и речевой аппарат. Учить подавать голос «в маску». | Игра «Узнай по звуку», «Перышки», «Подскажи Петрушке звук». Упр-е «Штангист». Упр-я для челюсти «Большое яблоко», «Корова», «Шкатулка», «Колесо». Упр-я для голоса «Маска», «В космос», «Массажист». | |
13. Занятие №13. «Согласные звуки [П], [Б]». | Различать на слух звучание движущихся предметов. Тренировать речевой аппарат, речевое дыхание. Снимать мышечные зажимы пантомимическими действиями. Тренировать дикцию. | Игра «Что ты услышал?», «Планета Нислована», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки». Упр-я «Подсолнушек», «Я на солнышке лежу». Дин.пауза «Умелые пальчики: «Пекарь». Арт.упр-я «Капель», «Балалайка, играй!». |
№ и тема занятия | Задачи | Материал |
14. Занятие №14. | Учить различать звуки движущихся предметов. Тренировать голос и дикцию. Упражнять в правильном речевом дыхании. Отрабатывать координацию движений пальчиков с ритмом текста. | Игра «Что ты услышал?», «Планета Нислована», «Будь внимательным». Упр-е «Подсолнушек». Дин.пауза «Умелые пальчики: «Пекарь», «Про бычка». |
15. Занятие №15. «Согласные звуки[ Д], [Т]». | Тренировать речевой аппарат, голос и дикцию. Упражнять в правильном речевом дыхании. Снимать мышечные зажимы. Отрабатывать координацию слова с движением. | Игра «Будь внимательным», «Сороки-тараторки», «Планета Нислована»: «Часы», «Поезд», «Подружки-говорушки». Упр-е «Счет», «Саженец». Упр-я для языка: облизывать ложку; «подчесывать» язык о резцы; «считать» языком зубки. Дин.пауза «Дворник» |
16. Занятие №16. | Упражнять: в правильном речевом дыхании, модулировании голоса, использовании мимики, пантомимики, жестов, в общении. Тренировать дикцию. | Упр-е «Счет», «Саженец», «Тихая сказка». Дин.пауза «Дворник». Игра «Во дворе». Игра-хоровод «Галя по садочку ходила». |
17. Занятие №17. «Согласные звуки [В], [Ф]». | Упражнять в правильном речевом дыхании, снятии мышечных зажимов. Тренировать артикуляционный аппарат, голос и дикцию. | Игра «Будь внимательным», «Сороки-тараторки». Упр-я «Слова», «Марионетка», «Мама кошка учит крошку», «Оса». Дин.пауза «Филька и Филимонка». Упр-я для языка: облизывать преддверие рта по кругу; катать конфетку по нёбу; глотать слюну с открытым ртом. |
№ и тема занятия | Задачи | Материал |
18. Занятие №18. | Тренировать речевое внимание, речевой слух, дыхание. Упражнять в снятии мышечных зажимов. Тренировать артикуляционный аппарат, голос и дикцию. | Упр-е: «слово», «Оса», «Мама кошка учит крошку», «Марионетка». Игра-драматизация «Футбол». Игра «Назови похожие слова». |
19. Занятие №19. «Согласные звуки [ К], [Г], [Х]». | Тренировать речевой аппарат, голос и дикцию, дыхание. Упражнять в снятии мышечных зажимов, движениях с разной скоростью и темпом. Вырабатывать умение общаться с помощью мимики и жестов. | Игра «Пойми меня», «Сороки-тараторки», «Планета Нислована», «Будь внимательным». Упр-е «Надуй шарик», «Поводырь и слепой». Арт.гимнастика «Скачки», «Стрельба по мишени». |
20. Занятие №20. | Тренировать речевое дыхание, речевой аппарат, голос, дикцию, общение с помощью мимики и жестов. Учить «читать» схематические изображения позы человека, играть в рифму. | Игра «Пойми меня», «Замри!» Упр-е «Надуй шарик», «Поводырь и слепой». Арт.гимнастика «Скачки», «Стрельба по мишени». Шутливые стихи «Час потехи». Игра в рифму «Кто придумает конец, тот и будет молодец!» |
21. Занятие №21. «Согласные звуки[ С], [З]». | Тренировать речевой аппарат, голос, дикцию, общение с помощью мимики и жестов. Упражнять в подборе нужных и полезных движений к коротким стихам. | Игра «Пойми меня», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки». Игра-чистоговорка «Зеркало». Арт.упр-я: «Проколотый мяч», «Насос». Игровая разминка «Карась и карасенок». |
№ и тема занятия | Задачи | Материал |
22. Занятие №22. | Тренировать дикцию, голос. Упражнять в координации движений с текстом, чувство ритма. | Игровая разминка «Карась и карасенок». Игра «Планета Нислована». Упр-е «Ежик и барабан». |
23. Занятие №23. «Согласные звуки[ Ш], [Ж]». | Тренировать дикцию, голос, речевой аппарат. Упражнять в умении подражать звучанию игрушек. | Игра «Будь внимательным», «Планета Нислована», «Сороки-тараторки». Игра-чистоговорка «Зеркало». Упр-е «Звучащие игрушки». Арт.упр-я: «Утюг», «Пчелка», «футбольный мяч», «Полотер», «В гостях у Мухи-цокотухи». |
24. Занятие №24. | Тренировать дикцию, голос. Упражнять в умении подражать звучанию игрушек. Учить инсценировать диалоги. | Игра «Планета Нислована». Игра-чистоговорка «Зеркало». Упр-е «Звучащие игрушки». Диалог «Кошка», «Ёжик». Подв.игра «Сова». |
25. Занятие №25. «Согласные звуки [Л], [Л`]». | Тренировать голос и дикцию в диалогах. Упражнять в умении по стилю речи определять человека, его занятие. | Игра «Угадай кто?», «Тропинка», «Планета Нислована», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки». Игра-чистоговорка «Зеркало». Добавлялка «Узнай нас». |
№ и тема занятия | Задачи | Материал |
26. Занятие №26. | Тренировать дикцию, голос. Упражнять в умении вести диалог (голос, жесты, движения). | Игра «Планета Нислована»: «Колдуны и колдуньи». Диалог «Разговор с пчелкой», «На ярмарке». Белорусская нар.игра «Ёжик и мыши». |
27. Занятие №27. «Согласные звуки[ Ш], [Ж]». | Учить отражать в движении придуманный образ. Тренировать дикцию, голос. | Игра «Будь внимательным», «Сороки-тараторки», «Танец». Игра-чистоговорка «Зеркало». Игровая разминка «Самолеты». Арт.упр-я: «Фехтовальщики», «Садовник». |
28. Занятие №28. | Тренировать дикцию, голос. Упражнять в передаче образа, его характера в движении под музыку, в «оживлении» речи интонацией. | Игра «Танец». Арт.упр-я: «Фехтовальщики», «Садовник». Игра-чистоговорка «Зеркало». Загадка-задача «Резинки у Зинок». Инсценировка по ролям «Веселый магазин». |
29. Занятие №29. «Согласные звуки [М], [Н]». | Тренировать дыхание, голос и дикцию. Учить выполнять звукослоговые упражнения. | Игра «Будь внимательным». Упр-е «Шарик с пищалкой», «Пускание мыльных пузырей». Игровая разминка «Дотопали до тополя». Инсценировка стихотворения по ролям. |
№ и тема занятия | Задачи | Материал | ||
30. Занятие №30. «Согласные звуки [Р], [P`]» | Тренировать дикцию, голос. Развивать тактильные ощущения. | Игра «Разложи вслепую палочки», «Планета Нислована», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки». Игра-чистоговорка «Зеркало». Арт.упр-я: «Верный пес», «Мотоцикл». | ||
31. Занятие №31. | Тренировать дикцию, голос. Учить «оживлять» речь интонацией. | Тренировка голоса и дикции «Дети и ворона». Игровая разминка. Оживление речи интонацией «Магазин игрушек». | ||
32. Занятие №32. «Согласный звук [Щ]». | Тренировать дикцию, голос. Упражнять в наблюдательности. Развивать воображение. Учить определять звуковой состав слова. | Игра «Нелепые картинки», «Угадай-ка!», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки». Арт.упр-я: «Косарь», «Чистильщик сапог», «Двойник». Игра-чистоговорка «Зеркало». Дин.пауза «Умелые пальчики»: «Щи-талочки». | ||
33. Занятие №33. «Согласный звук [Ч]». | Тренировать артикуляцию, голос и дикцию. Учить определять сказки по ритму и слогам. | Игра «Угадай, какая это сказка?», «Назови ласково», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки». Игра-чистоговорка «Зеркало». Арт.упр-я: «Магнит», «Леденец». | ||
34. Занятие №34. | Тренировать артикуляцию, голос и дикцию. Развивать тактильные ощущения. Учить «оживлять» речь интонацией. | Игра «Разложи вслепую палочки», «Планета Нислована», «Будь внимательным», «Молчанка». Арт.упр-я: «Магнит», «Леденец». Дин.пауза «Чижик», «Паровоз». Инсценировка «Птицы». | ||
35. Занятие №35. | Тренировать дикцию, голос. Учить «оживлять» речь интонацией. Упражнять в умении вести диалог (голос, жесты, движения). | Игра «Разложи вслепую палочки». Тренировка голоса и дикции «Дети и ворона». Игровая разминка. Оживление речи интонацией «Магазин игрушек». | ||
36. Занятие №36. | Тренировать дикцию, голос. Упражнять наблюдательность. Развивать воображение. Упражнять в умении вести диалог (голос, жесты, движения). | Игра «Нелепые картинки», «Угадай-ка!», «Будь внимательным», «Сороки-тараторки». Арт.упр-я: «Косарь», «Чистильщик сапог», «Двойник». Игра-чистоговорка «Зеркало». Дин.пауза «Умелые пальчики»: «Щи-талочки». |
Литература:
Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. М., 2006.
Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. М., 2011.
Дурова Н.В. Фонематика. М., 2006.
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 1997.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997.
Придумай слово / Под ред. О.С.Ушаковой. М., 2009.
Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. М., 2012.
Синицина Е.Н. Умные стихи. М., 1999.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.
Тарабарина Т.И. и др. Пословицы и поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 2006.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе.
Разработан еженедельный план на каждый месяц, по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста старшей группы. Подобран ряд занятий и упражнений по оздоравливанию и закаливанию детей. С...
Буклет "ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ДИКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
У современных детей все чaще встречaются недостaтки в вырaжении эмоционaльно–смыслового выскaзывaния, неясность, торопливость речи с ошибками в произношении....
Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе.
Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе.По Пензулаевой Л.И....
Формирование правильной дикции у дошкольников
Формирование правильной дикции у дошкольников...
Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе (Л. И. Пензулаева)
Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе (Л. И. Пензулаева), сентябрь - май. Задачи, вводная часть, основная часть, заключительная часть....
Формирование правильной дикции у дошкольников
В статье указаны упражнения по формированию дикции, возрастные особенности детей....
Буклет для родителей «Формирование правильной дикции у дошкольников»
Выносной материал для родителей логопедических групп....