Формирование правильной дикции у дошкольников
консультация по логопедии

Екатерина Михайловна Алексеева

В статье указаны упражнения по формированию дикции, возрастные особенности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pravilnoy_diktsii_u_doshkolnikov.docx13.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильной дикции у дошкольников

   Дикция – умение чётко произносить звуки, слова, фразы родного языка в соответствии с фонетическими нормами.

   Дикцию можно и нужно развивать и формировать у ребёнка с первых дней – недель  жизни. Мама играет с ребёнком в Ладушки – голосом отбивает ритм, хлопает в ладоши. Тут и происходит одно из первых знакомств ребёнка с ритмом, с умением правильно воспроизводить в дальнейшем звукослоговую структуру слова.

   У малыша появляется гуление, лепетная речь, мама вместе с ним проговаривает или поёт: «ма-ма-ма, па-па-па, …». Здесь же можно использовать и другие сочетания звуков: «та-та-та, фа-фа-фа, га-га-га…». Далее происходит усложнение. Малыш растёт, появляются новые звуки речи, песни меняются.

   Малыш начал говорить. Сначала это простые односложные слова и слова  с открытыми слогами. Но постепенно слов становится больше, они уже многосложные. У ребёнка совершенствуется звукослоговая структура слов. В игре можно отхлопывать слова по слогам («Похлопаем зверятам, птицам, машинам»). Чтобы не упустить этот момент, необходимо разговаривать с ребёнком, проговаривать его и свои действия.

   Книга имеет большое значение в развитии ребёнка. В старшем возрасте, осваивая чтение, ребёнок видит зрительный образ буквы, слова, стремится воспроизвести его правильно.

   Формированию дикции способствуют звукосочетания согласных и гласных звуков. Повторяя их за взрослым, ребёнок тренирует органы артикуляции, дыхательную функцию. Используемые сочетания могут быть следующими: бра-брэ-бри-бру-бру; тра-тро-тру-трэ-три; кро-кру-крэ-кри-кра; а-о-у-э-и… и другие. Начинают обычно с гласных звуков, постепенно усложняя речевой материал. Произносят шёпотом, тихим голосом, обычным голосом, громким голосом. В упражнениях можно менять интонацию, выделять ударный слог в ряду звукосочетаний (бра-брэ-БРИ-бру; БРА-брэ-бри-бру; бра-БРЭ-бри-бру), произносить с различной интонацией (восклицательной, вопросительной, повествовательной).

   Развитию дикции помогают народные  и авторские скороговорки. Проговаривая их, ребёнок не только совершенствует свою дикцию, но и закрепляет правильное произношение звуков (при условии, что они есть  в речи), дифференцирует их.

   Таким образом, при формировании дикции происходит развитие дыхательной, голосовой функций, совершенствуются органы артикуляции, развивается память, внимание, увеличивается словарный запас ребёнка, а в целом - формируется грамматически правильная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в формировании правильного дыхания у дошкольников на логопедических занятиях

В последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят ...

Формирование правильной осанки у дошкольников

Рекомендации для родителей.Специально подобранные гимнастические упражнения – это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы...

мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"

Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...

Перспективное планирование факультативных занятий в старшей группе по курсу «Говорим и развиваемся» по методике автора Г.В.Романовой «Формирование правильной дикции у дошкольников»

Методическая разработка на тему «Формирование правильной дикции у дошкольников» (факультативные занятия) по курсу «Говорим и развиваемся» предназначена для воспитателей  старших или подготовитель...

Буклет "ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ДИКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

У современных детей все чaще встречaются недостaтки в вырaжении эмоционaльно–смыслового выскaзывaния, неясность, торопливость речи с ошибками в произношении....

Формирование правильной дикции у дошкольников

Формирование правильной дикции у дошкольников...

Буклет для родителей «Формирование правильной дикции у дошкольников»

Выносной материал для родителей логопедических групп....