Здоровьесбережение в формировании правильного дыхания у дошкольников на логопедических занятиях
статья по логопедии по теме

         В последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие). 

      Учитывая особую значимость работы в данном направлении, нами была разработана система работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolb_na_ross.konk_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в формировании правильного дыхания у дошкольников на логопедических занятиях

                                                                                                                                                                                      Подготовила: учитель-логопед

                                                                                                                                                                                       МДОУ "ЦРР-ДС "Аленка"

                                                                                                                                                                                       Колб Н.Н.

                                                                                     Абаза,2011г.

           Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

            Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

          Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

          В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

        Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению  A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания  в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

      Учитывая особую значимость работы в данном направлении, нами была разработана система работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников.

 

Целью нашей работы является формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.

Для реализации поставленной цели были определены задачи: 

  1. Продолжить знакомство детей с актом дыхания.
  2. Расширить знания детей о дыхании.
  3. Познакомить детей с разными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим.
  4. Развивать наблюдательность и любознательность.
  5. Формировать навык остановки перед выходом на улицу.
  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений.
  7. Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей.

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данная работа требует соблюдения таких принципов:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).
  2. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель как коррекции речи так и снижению заболеваемости.
  3. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье - родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Работа состоит из нескольких этапов: 

  1. 1 этап - мы создаем фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию.
  2. 2 этап - приоритетной становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления.
  3. 3 этап - создаём активный вдох с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока); регуляция дыхательного ритма. Мы учим детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха и пауз между ними.
  4. 4 этап - автоматизация нижне-реберного диафрагмального типа дыхания; формирование речевого дыхания.

         Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Для качественной организации данной работы было разработано индивидуальное планирование занятий с детьми. Занятия проводятся ежедневно по10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

        Для родителей был оформлен наглядный материал, где предоставляется вся информация (советы, памятки, журналы). Два раза в месяц информация обновляется.

         Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое - как фундамент для формирования устной речи, нам удается удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сформировать правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка; вызвать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).

        На заключительном этапе будет проведена итоговая диагностика, по результатам которой, можно будет судить об эффективности системы работы. Результаты будут проанализированы и выработаны необходимые рекомендации.

Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИГРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

• «Медвежонок в берлоге»

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.
Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.
Педагог.
Медведь в берлоге сладко спит
И шумно, на весь лес сопит.
Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

• «Страшный сон мышонка»

Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.
Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.
Педагог.
Как дышит мышка-крошка,
Коль снится злая кошка?»
Дети дышат поверхностно и учащенно.

• «Заячьи бега»

Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.
Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

• «Великан»

Цель: Формировать вертикаль позвоночника.
Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас - могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

• «Медуза»

Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.
Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.
Педагог.
Я лежу на спине,
Как медуза на воде.
Руки расслабляю,
В воду опускаю.
На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

• «Чайка»

Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук.
Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.
Педагог
Спокойно на спине лежу,
Как чайка, медленно летаю.
Ладонями в воде скольжу:
Вверх - вдох, на выдох опускаю.
Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

• «Ленивец»

Цель. Удерживать позу общего расслабления.
Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.
Педагог.
Я ленивец, милый, славный,
Неуклюжий и забавный.
Вишу на ветке целый день.
Даже и висеть мне лень.

• «Отдых»

Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают. опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

• «Полосканue»

Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.
Педагог.
Руки в бассейн опущу,
Тщательно прополощу.
Ну, а потом по порядку
Выну, стряхну, разотру.

• «Гора»

Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса.
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.
Педагог.
Это, конечно, не Эверест
Гору нагреб я руками.
Горы покруче, наверное, есть.
Попробуйте, сделайте сами!

• «Буратино удивляется»

Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.
Описание. Дети сидят на мячахгигантах.
Педагог.
Удивляется полено:
- Папа Карло, где колено?
Поднимает плечики,
Смотрит так доверчиво.
Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

• «Колобок»

Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.
Педагог.
Покатился колобок
С левого на правый бок.
А потом на спинке,
Будто по тропинке.

КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕКНИЙ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Весёлое лесное путешествие

1. Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

2. Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

3. Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)

4. Пчёлку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

5. Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья
поднимать на вдохе, опускать со звуком

6. Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,
стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат
и деятельность головного мозга)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тема: « Транспорт».

• Артикуляционная гимнастика. (Для постановки свистящих звуков).

• Упражнение на дыхание «Вьюга». [Развитие речевого дыхания силы голоса]. У-у-у.

• Упражнение «Насос» [Формирование правильного уклада звука [с].]

• Упражнение «Мчится поезд».

Чух – чух! Чух – чух! Дети бегут по кругу друг за другом,
Мчится поезд во весь дух. положив руки на плечи впередистоящего,
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь! – гудит. –  Первый ребёнок делает круговые движения
Тороплюсь! Тороплюсь! руками, согнутыми в локтях, и произносит
слова паровоза.

• Игра «Что лишнее?»

Логопед. А теперь я проверю, умеете ли вы внимательно слушать. Игра называется «Что лишнее?». Слушайте внимательно: поезд, мотоцикл, кукла, трамвай. Что лишнее?
Дети. Лишняя кукла.
Логопед. Почему?
Дети. Это игрушка.

• Игра «Что перепутал художник?»

Логопед приглашает детей к мольберту с картинкой с изображением транспорта, на которой допущен ряд ошибок.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинку. Что перепутал художник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"

Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...

Практические приемы формирования игровой ситуации у дошкольников на логопедических занятиях

Формирование игровой деятельности у дошкольника на логопедических занятиях повышает мотивацию ребенка к обучению, создает положительный настрой и повышает эффективность коррекционного воздействия...

Использование дидактических игр как средство формирования дружеских отношений у дошкольников на логопедических занятиях.

В Консультации перечислены дидактические игры, способствующие формированию дружеских отношений у дошкольников....

"Формирование познавательного интереса у дошкольников на логопедических занятиях"

Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу...

Формирование правильного дыхания у дошкольников на занятиях по плаванию

Формирование правильного дыхания у дошкольников на занятиях по плаванию...

Использование дидактических игр как средство формирования дружеских отношений у дошкольников на логопедических занятиях

Данный материал содержит дидактические игры для формирования дружеских отношений у дошкольников....


 

Комментарии

Очень хорошая подборка дыхательных упражнений. Спасибо за публикацию.