Практические приемы формирования игровой ситуации у дошкольников на логопедических занятиях
статья по логопедии по теме

Васильева Светлана Петровна

Формирование игровой деятельности у дошкольника
 на логопедических занятиях повышает мотивацию ребенка к обучению, создает положительный настрой и повышает эффективность коррекционного воздействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Практические приемы формирования игровой ситуации у дошкольников на логопедическом занятии». 

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Система логопедических коррекционно-развивающих занятий, такое воздействие, которое предполагает   ежедневный и кропотливый труд для ребенка, необходимость выработки усидчивости и подчинения требованиям взрослого

Словесные, наглядные и практические методы формирования мотивации дошкольников используются в логопедической практике с помощью игровых приемов.        

Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Начальной мотивацией к игровому действию служит поведение педагога, когда он является не только организатором и контролером, но и непосредственным участником игры, ее эмоциональным центром «заражающим своей увлеченностью. Когда ребенок впервые приходит на массаж язычка с целью снятия напряжения ему декламируется стих «жил на свете человек скрюченные ножки», затем логопед предлагает ребенку провести дорожки по его язычку и запомнить какими они были: вертикальными, горизонтальными, зигзагообразными. Так художественное слово выступает мотивацией к массажу и снимает чувство страха перед неизведанным. 

Самомассажи рук и мимической мускулатуры, дыхательная гимнастика сразу полюбились ребятам, они находят их занимательными  и очень веселыми 

Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Но, когда упражнения составляют сказку и игровой ситуацией  увлекают  в мир веселого сюжета, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. Яркие рисунки и стихотворные тексты повышают  мотивацию в трудной для них работе над выработкой правильного звукопроизношения.

Любой поставленный ребенку звук следует многократно повторять в слогах и это очень утомительно.  Звук Л сложный и начинаем мы его автоматизировать в слоге ЛА. Приведу пример обыгрывания такой ситуации. Я рассказываю ребенку сказку «Горшочек каши», предлагаю нарисовать сюжет к сказке и договаривать последний слог ЛА

«В горшке каша закипе…ЛА,

            Зашипе…ЛА,

Запыхте…ЛА,

Крышечку приподня…ЛА,

И наружу пополз…ЛА,

Со сто…ЛА,

Затем со сту…ЛА,

Потихоньку соскользну…ЛА,

Дтянулась до угла…ЛА,

Всю квартиру зали…ЛА,

Машу чуть не обожг…ЛА,

К Маше каша в рот вполз…ЛА,

И в карманы затек…ЛА,

В рукава к нам забежа…ЛА

И стекать по пальцам ста…ЛА,

Весь наш город зали…ЛА,

Чудеса, ну и де…ЛА»

Мы видим, что в роли мотивации выступает, как художественное слово, так и одно из любимых детьми занятий – рисование.

Отрабатывая тот или иной звук в словах, предлагаю детям игру «Шагалку» или «Бежалку». Дети поочередно бросают игральный кубик и четко «прошагивая» пальчиками  по картиночкам, правильно называют соответствующее число картинок. А игра «Бежалка» наполнена драматизмом, так как дети стремятся догнать, либо перегнать лидера. Мотивацией здесь выступает элемент соревнования. Постепенно выходим на автоматизацию звука.  

У нас есть полифункциональная кукла, которой дети дают имя в зависимости от нужного звука и наряжают в вещи, цвет которых содержит определенный звук. Кукла может быть Машей, Маргаритой, Зоей. Так постепенно в игре формируется рассказ: «У моей куклы Милы желтое платье, белые колготки, желтые башмачки. Кукла Мила очень мила у нее  и голубые волосы, и желтые бантики. Я буду мыть ей голову, и укладывать куклу спать» (автоматизация Л в рассказе, тексте) Здесь мотивирует ребенка сама манипулятивная деятельность с игрушкой, особенно любимой девочками.

Игрушки используются на занятиях, как гости, герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Слоник эквилибрист,  предлагает детям игру «Ловишки» жонглирует звуками, бросая их детям в ладошки, из которых детки составляют слова. Бегемотик Топ-Хлоп задает различные ритмы, утенок Матрос предлагает повторить гудки своего пароходика, развивая у детей фонематические процессы. К нам приходит ёжик  Звукоежка, кукла рассказывающая детям о частях тела, крокодил Гена. Герой Звукознайкин предлагает девочкам прогуляться под дождем, которые с радостью имитируют кончиком языка по альвеолам капельки дождя, падающие в цветочек, на ладошку, барабанящие  по крыше. А мальчиков, Звукознайкин зовет на поле, где происходят военные учения, ребята имитируют стрельбу из пушки, пулемета, заводят мотоцикл, точно, таким же способом, как и девочки -  вырабатывая подвижность кончика языка с целью постановки звука Р.  

Игрушки, погружают детей в какую-либо сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям.  В конце занятия они благодарят детей за помощь. Такая игровая ситуация  воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся произносить какой-либо звук, но и помогают сказочному герою.

Веселый садовник загадает загадки о цветах и расскажет, как за ними ухаживать. Не теряет актуальности  мяч, он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр, мячи – ежики для проведения массажа рук. 

С помощью игровых приемов можно Эффективно преподносить ребенку речевой материал с целью стимулирования мотивации:

  • Встречаем гостя;
  • письмо;  
  • план;
  • путешествие по карте;
  • стройплощадка;
  • зоопарк;
  • цирк;
  •  занятие-сказка;
  • веселая школа и т.д.

Так дети прекрасно себя чувствуют в театральной деятельности, примеряют на себя роли охотников в логосказке, артистов - пропевая рифму с изменением модуляции голоса. О, счастливчиков, когда отгадывают слово по называнию логопедом гласных звуков одной из 4-х картинок с выделением ударного.

Ребенок в роли спасателя – дифференциация звуков С-Ш

Перед детьми синее озеро с большими льдинами на которых, размещены фигурки животных. Не самым коротким путем, петляя, передвигая вездеход, игрок спасатель озвучивает движение. Когда вездеход плывет звучит песенка – водички ССС, когда идет по льдине, гусеницы шуршат Ш Ш Ш. Спасатель спасает зверей правильно их называя, а если делает ошибку вездеход переворачивается и в спасательную экспедицию отправляется другой игрок. В конце игры, дети получают ордена 1 2 3 степени в зависимости от количества спасенных зверушек.  

Ребенок в роли путешественника – префиксальный способ словообразования. Все помнят шутку: «Ехали мы, ехали», ребенку дается инструкция: Представь, что ты собрался отдохнуть летом на море. Рассмотри план и дополни мой рассказ нужными словами. Какими видами транспорта будем добираться до моря?» Так ребенок добирается на мотоцикле и отрабатывает нужные слова: въезжаю в горку, объезжаю озеро, переезжаю кочки. Затем, проделывает то же со словами – лететь и плыть. И по пути знакомится с новыми словами: железнодорожный вокзал, аэропорт. В данном случае мотивацией является сама роль путешественника. 

 Несомненно, все дети любят волшебство, которое тоже мотивирует на действия. Например, белочка приходит к ребенку с заданием: «Ребята, помогите мне совершить превращения, для этого нужно, чтобы во всех названиях представленных картинок, чудесным образом появился звук Ш». Дети озадачены: «Но, как в слове рыба, может появиться звук Ш ? Вот так задание!»  Тогда на помощь детям приходит лесная фея : рыба – рыбешка, муравей – муравьишка, мама – матушка и т.д.

 Возвращаемся к автоматизации звука Л – заколдованные предметы, которые превратились в половинки (припорошены снегом –ватой).  Была елка - стала полуёлка, была полуёлка, стала елка. Злая ли это колдунья или добрая фея, мы узнаем по тому, какими красками раскрасил ребенок силуэт фигурки феи. 

      Очень любят дети задание на зрительно - пространственную ориентировку на листе бумаги, да еще, если выступают в роли помощников, - так они помогают соловью расположить картинки по заданным уголкам, в верхний правый или нижний левый. А Михаил Потапыч плачет, что художник до дождя успел нарисовать только его подругу белочку, а остальные домики остались  пустыми. Дети охотно помогают сказочному зверю.    Положительной мотивацией является смена различных видов деятельности. Так преследуя целью согласование числительных с существительным и автоматизацию звука Ц ребенок выполняет задание манипулируя игрушками, цифрами, далее производит обводку и выполняет аппликацию в рамках заданной цели. 

     И конечно - же возможность подвигаться во время занятия дети воспринимают, как счастливый момент. Логоритмические упражнения способствуют развитию речи. Здесь сама двигательная активность является мотивацией. 

Таким образом показателями эффективной мотивации являются: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность  -  положительный эмоциональный фон, эмоциональные «всплески», проявления интереса к заданию, сосредоточенность на нем Когда мы видим, что ребенок целенаправленно действует и доводит дело до конца, когда он способен  не отвлекаться на посторонние раздражители и от самого ребенка исходит инициатива в ожидании следующего занятия, мы убеждаемся, что в недрах игры  рождается учебный мотив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в формировании правильного дыхания у дошкольников на логопедических занятиях

В последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят ...

Игровые ситуации для дошкольников

игры, игровые ситуации...

Практические приемы создания игровой мотивации в коррекционной работе

Материалы выступления на районном методическом объеденении учителе-логопедов....

Использование дидактических игр как средство формирования дружеских отношений у дошкольников на логопедических занятиях.

В Консультации перечислены дидактические игры, способствующие формированию дружеских отношений у дошкольников....

"Формирование познавательного интереса у дошкольников на логопедических занятиях"

Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу...

Использование дидактических игр как средство формирования дружеских отношений у дошкольников на логопедических занятиях

Данный материал содержит дидактические игры для формирования дружеских отношений у дошкольников....