Опыт работы по теме"Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики"
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Шкарпетова Галина Юрьевна

Одим из наиболее важных условий формирования правильного звукопроизношения у детей является ежедневное, многократное выполение артикуляционной гимнастики. Для повышения эффективности выполнения артикуляционных упражнений, формированию устойчивого интереса к ежедневным занятиям я предлагаю использовать в своей работе нетрадиционные методы и приемы артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_art_gimn.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики».

Данный материал является сопровождением к мастер-классу

" Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики "

1 слайд

Опыт работы по теме «Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики».

2 слайд

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться говорить.

3 слайд

    Важным условием для начала успешного обучения в школе является хорошо сформированная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен:

  • иметь развитые фонематические процессы
  • должен владеть простыми формами языкового анализа и синтеза
  • иметь богатый словарный запас
  • сформированность  грамматического строя речи
  • достаточное развитие связной речи и самостоятельного высказывания
  • должен уметь правильно произносить звуки родного языка.

    Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт. Всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе ив своих силах.

    Нарушение звукопроизношения наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников. К сожалению,  количество детей с данным нарушением из года в год не уменьшается, а растёт.

    Недостатки  звукопроизношения в последующей жизни ребёнка могут явиться причиной отклонений в развитии психических процессов, могут привести к неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудностях общения, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому своевременное устранение этих нарушений одна из важных задач коррекционной работы.

4 слайд

    Работа над  формированием правильного звукопроизношения у детей – это систематическая работа логопеда, воспитателей и родителей с детьми, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. Это сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов, основным из которых является артикуляционная гимнастика.

5 слайд

     Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкие, сильные и подвижные. А зачем тренировать язык? Оказывается, язык -  главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

           Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны  сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, небо. Поэтому основой формирование речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.

    Одно из наиболее важных рекомендаций для эффективного проведения артикуляционной гимнастики является ежедневное, многократное выполнение артикуляционных упражнений.

    Но  возникает проблема:

  • быстрая утомляемость,
  • кратковременность и неустойчивость внимания,
  • недостаток интереса к организованной  деятельности  снижают интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь ,
  • приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений, снижению интереса к их выполнению и отсутствие желания добиваться необходимых результатов.

6 слайд

      Исходя из данной проблемы, целью работы в данном направлении является создание игровой мотивации, развитие интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения путём использования нетрадиционных методов и приёмов артикуляционной гимнастики.

В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:

  • изучение познавательной и методической литературы по данной теме
  • подбор нетрадиционных игровых методов и приёмов работы с целью разнообразить выполнение артикуляционных упражнений и вызвать интерес к их выполнению
  • создание предметно-развивающей среды для реализации данной цели.

7 слайд

    Предполагаемый результат данной работы: если в системе педагогической работы, направленной на формирование звукопроизношение дошкольников, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых  и нетрадиционных методах и приёмах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения дошкольников.

8 слайд

 

Перспективное планирование составила с учётом:

  • комплексно-тематического планирования логопедической работы (по блокам),
  • предметно-развивающей среды,
  • взаимодействие с педагогами,

взаимодействие с родителями.

9 слайд

Предметно-развивающая среда:

  • картотеки пальчиковой гимнастики и артикуляционных упражнений по лексическим темам
  • картотека комплексных разминок
  • картотека сказок о весёлом язычке
  • наглядное пособие «Колобок»
  • наглядное пособие «Волшебные кубы»
  • «Волшебные перчатки»

10 слайд

В работе с педагогами запланировала и провела:

  • консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного  звукопроизношения и правильности её выполнения и проведения;
  • выступила на семинаре по теме «Формирование звуковой культуры речи у дошкольников» с мастер-классом «Показ нетрадиционных приёмов коррекционной логопедической работы с детьми»

11 слайд

В работе с родителями подготовила:

  • консультации по данной теме
  • организовала и провела мастер-классы на темы: «Уроки Звукознайки», «Трудности трудных звуков», «Игротека для заботливых родителей»
  • оформила папки-передвижки, фотопрезентации
  • провожу индивидуальные беседы с родителями.

12 слайд

Методы и приёмы работы с детьми:

  • использование стихотворных текстов и считалок,
  • метод биоэнергопластики,
  • театр пальчиков и языка,
  • комплексные разминки.

13 слайд

    Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и системной работы. Требуются сотни повторений для их закрепления, а это однообразно и утомительно. Чтобы вызвать у детей интерес к их выполнению названия упражнений можно изменять в зависимости от лексической темы, которую проходят на данный момент  времени. Например: положение острого язычка, именуемого иголочкой, можно сравнить с жалом, морковкой, ракетой, верхушкой ёлки, шпагой острым карандашом.

    При изучении темы «дикие животные», детям предлагается показать  какие острые ушки у лисички, иголки у ежа.

     При  работе над темой «Птицы» это упражнение можно преподнести, как клюв петуха, дятла, аиста.

     Упражнение в надувании щёк я называю по-разному: сердитый индюк, хомячок, толстокожий малыш, спрячем конфетки за щёчки.

     Для каждой лексической  темы можно придумать игровые комплексы артикуляционных упражнений.

14 слайд

    По теме «Дикие животные жарких стран» детям предлагается изобразить, как обезьянки вытягивают губы, прячут за щёку банан, обезьянки разговаривают (вращение вытянутыми губами), обезьянка злиться, качается на лианах, сигнал опасности у обезьянок (щёлкание языком  изменяя форму губ).

15 слайд

    Для обыгрывания артикуляционных  упражнений  для язычка применяю наглядное пособие «Колобок» (изготавливается из картона, и в прорези для рта вставляется язычок).

16 слайд

Упражнение «Качели» - язычок выполняет движения вверх-вниз.

17 слайд

Упражнение «Маятник» - движения язычка влево-вправо.

18 слайд

Упражнение «Вкусное варенье» - облизываем язычком верхнюю губ

у.

19 слайд

    Использую логопедическое пособие «Волшебные кубы». С их помощью можно обыграть комплексы артикуляционных упражнений на любую группу звуков. Кубы изготавливаются из картона, с изображением упражнений. Ребёнок  может самостоятельно выбрать то упражнения, символ или картинка которого изображена на ней.

20 слайд

Комплексы упражнений для сонорных звуков(барабан,дудочка).

21 слайд

Для свистящих звуков (улыбочка), для шипящих звуков. Подключаем метод самоконтроля перед зеркалом.

22 слайд – 24 слайд

Кроме того, возможно использование различных  предметов для выполнения артикуляционных упражнений: нетрадиционные упражнения с ложкой.

25слайд

Вы , наверное, удивитесь, но сладкий, круглый чупа-чупс  отличный логопедический тренажёр.

   "Сладкая зарядка":

- сожмите леденец губами и удерживайте его,

- выполните упражнение "чашечка" и положите в неё леденец.

26 слайд

- двигаем леденцом по языку от кончика к корню,

- упражнение "маятник"

И в награду за старание получаем вкусное угощение. Такую "сладкую гимнастику"  мы рекомендуем проводить родителям в домашних условиях.

27 слайд

 Очень заинтересовывает детей использование метода биоэнергопластики при  выполнении артикуляционной  гимнастики. Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие речи и языка. На каждое артикуляционное упражнение подбираются движения кисти рук, имитирующие положение органов артикуляции.  Иными словами, в момент выполнения упражнения рука показывает, где и в каком положении находиться язык, нижняя челюсть или губы.

    С этой целью я использую героев "перчаточного театра" и придумываем вместе с детьми сказки-путешествия этих героев.

    Также целесообразно использовать "волшебные перчатки"

28 слайд

    Используя данный метод, на выполняющую движения руку взрослого, надевается перчатка с глазками, ребёнку надевается такая же. Руки превращаются в сказочных человечков, повторяющих упражнения друг за другом.

29 слайд

    При выполнении этих упражнений мы тоже можем использовать метод самоконтроля перед зеркалом.

30 слайд

    Очень удобно использовать в работе и проводить с детьми комплексные разминки. За основу я взяла методические разработки Коноваленко. Разминки содержат комплекс упражнений для одновременной тренировки:

  • вестибулярного аппарата
  • тренировка общей координации движений
  • совершенствование артикуляционной и тонкой моторики
  • дыхательные и голосовые упражнения
  • задания на развитие фонематического восприятия

 Эти разминки могут выполняться и воспитателями обычных групп. Время выполнения разминки 5 минут, они очень нравятся детям. Разминка, проводимая в хорошем темпе, может проводиться после утренней гимнастики, как физминутка или в любое время дня.

31 слайд

    Упражнение "улыбочка" - руки, согнутые в локтях перед грудью. Растянуть губы в улыбке, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно звук  и-и-и.

    Упражнение "трубочка" - губы вытягиваем вперёд и произносим длительно звук у-у-у, одновременно руки тоже вытягиваем вперёд.

32 слайд

Упражнения: "болтушка", "лошадки".

33 слайд

Упражнения "часики", "качели".

34 слайд

Упражнения "змея", "крокодил".

35 слайд

Дыхательные упражнения  "ракета", задуй свечу".

36 слайд

    Для удобства работы я создала картотеки (они всегда под рукой и в любой момент я могу использовать в работе нужную карточку).

    Слева - картотека пальчиковых и артикуляционных  упражнений по лексическим темам.

    Справа - картотека комплексных разминок.

37 слайд

Использование нетрадиционных игровых приёмов позволило:

  • сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений длительное время,
  • игровые задания помогли преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений,
  • значительно повысило результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения.

38 слайд

Рекомендуемая литература по теме.

39 слайд

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Презентация "Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики"

Презентация содержит подбор нетрадиционных игровых методов и приемов работы, с целью разнообразить выполнение артикуляционных упражнений....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...