Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы
материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему:
« Развитие речи детей средствами сенсорного развития»
Выполнила: воспитатель первой младшей группы
Кравцова Е.Н.
1.Актуальность проблемы
Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. Развитие сенсорного воспитания является чувственной основой для всех способностей ребенка: познавательных, эстетических, творческих, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, для развития внимания, памяти, мышления и речи. Кроме того, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.) Чем больше развиты движения ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь. В настоящее время возникает проблема дополнительного развития двигательной функции ребенка, особенно движений пальцев рук, так как именно моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение и, собственно, речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
К шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться при подготовке его к школе.
2. Анализ литературы
В своей работе я использую Основную общеобразовательную программу МБДОУ, а также комплексную программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и методическое пособие В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Для более углубленной работы по данному разделу я изучила дополнительные методические пособия:
- Борисенко М.Г. «Чтобы чисто говорить, надо…» (Развитие общеречевых навыков.
-Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь»,
- Комратова И.В. «Звуковая культура речи»,
- Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь»,
-Картушина М.Ю. «Забавы для малышей»
3. Цель и задачи.
В начале 2012-2013 учебного года в первую младшую группу поступило 27 человек. Я провела анализ уровня освоения детьми программы области «Коммуникация», используя «Комплексную диагностику уровней освоения программы под редакцией М.А.Васильевой» авторы – составители С.С.Дреер, А.Н.Потыкан.
Показатели развития всех компонентов устной речи показали низкий уровень . Поэтому я поставила перед собой:
Цель: Развивать все компоненты устной речи у детей раннего возраста
- через решение следующих задач:
- Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
- Развивать речевые навыки через сенсорное развитие в разных видах деятельности.
- Способствовать развитию речевой и двигательной активности у детей.
- Установить эмоционально – положительное взаимодействие воспитателя с детьми и детей между собой.
4. Создание условий
Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно–развивающая среда, но для достижения положительных результатов в работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду:
1. Приобретены:
- настольно – печатные игры: «Собери картинку», «Лото», «Чей малыш?»;…
- дидактические игры и игрушки: «Вкладыши», шнуровки, настольный театр по сказке «Колобок» (по типу матрёшки).
2. Изготовлены своими руками:
- театры: «Репка», на магнитах «Колобок»;
- оформила уголок «волшебная сенсорика», в котором размещены пособия прикнопывание, пристегивание,шнуровка,
- дидактические игры и игрушки: «Пристегни лисичке хвостик», «Семья», «Цветики - разноцветики», «Геометрические кубики», «Времена года», «Цветочные полянки», «Разноцветные крышки», «Чудо прищепки» и др.;
- сухой мини-бассейн со сменным наполнителем (песок, греча, фасоль) для развития мелкой моторики.
5. Организация образовательной деятельности.
Организация деятельности между взрослыми и детьми в любой образовательной области, в том числе и «Коммуникация», проходит через следующие виды:
- Самостоятельная деятельность детей;
- Совместная деятельность педагога с детьми:
- Непосредственно – организованная образовательная деятельность;
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
- Совместная деятельность с родителями.
Образовательный процесс с детьми проходит через такие формы работы, как:
фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.
В своей работе с детьми я использую следующие методы и приёмы:
- словесный (указания, объяснения, просьбы);
- наглядный (образец, показ предметов, действий);
- игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные упражнения).
Образовательная область «Коммуникация» интегрирует со всеми образовательными областями:
- Здоровье
Развитие речевых навыков в процессе воспитания культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
В процессе общения воспитателя с детьми во время режимных моментов у детей формируется ручная умелость (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.
- Познание
Развитие речевых навыков в процессе формирования у детей раннего возраста познавательных интересов непосредственно через взаимодействие с предметами.
В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания.
В познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности (с водой, песком, снегом, разными видами конструктора) у детей развиваются моторные навыки, в результате чего обогащается словарь, развивается монологическая речь, воображение.
- Музыка
Развитие речевых навыков в музыкально - художественной деятельности.
Песни, игры с музыкальными игрушками, музыкально - ритмические движения, имитационные движения в сочетании со словом развивают общую и мелкую моторику, чувство ритма, музыкальный слух, а сюжеты и музыкальные образы способствуют развитию речевой активности, словаря, звукоподражанию.
- Художественное творчество
Развитие речевых навыков в процессе развития продуктивной деятельности и детского творчества.
Действия с разнообразными изобразительными материалами (карандаши, фломастеры, кисти, мелки, пластилин) развивают мелкую моторику, обогащают словарь, развивают диалогическую речь, формируют культуру общения детей.
- Физическая культура
Развитие речевых навыков в процессе накопления и обогащения двигательного опыта детей.
Непосредственно организованная двигательная деятельность, утренняя гимнастика, физкультминутки и пальчиковыми играми, подвижные игры способствуют развитию общей и мелкой моторики, а речевое сопровождение во время их проведения развивает все компоненты устной речи, способствует развитию эмоциональности и навыков общения.
- Социализация
Развитие речевых навыков в процессе развития общей и мелкой моторики в разных видах игровой деятельности.
В разных видах игр (сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных) у детей при взаимодействии с игрушками развиваются моторные навыки, все компоненты устной речи, коммуникативная активность, обогащается чувственный опыт, создаётся эмоциональное благополучие.
- Труд
Развитие речевых навыков в процессе развития трудовой деятельности.
В процессе самообслуживания и выполнения элементарных трудовых поручений у детей развивается общая и мелкая моторика, которая способствует активизации словаря и закреплению форм вежливого обращения.
- Чтение художественной литературы
Развитие речевых навыков при формировании интереса и потребности в чтении.
Использование пальчиковых игр, имитационных движений и звукоподражаний животных и птиц при ознакомлении детей с художественной литературой развивает у детей все компоненты устной речи, образность, красочность, желание знакомиться с новыми художественными произведениями.
- Безопасность
Развитие речевых навыков в процессе формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и при взаимодействии с объектами природы.
В процессе ознакомления детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения в детском саду, на участке, развивается общая и мелкая моторика, которая способствует развитию двигательно – речевой активности.
6.Работа с родителями
Тесное сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:
1. семинар – практикум «Развивающие игры с использованием подручных средств», «Игры с песком и водой»:
2. индивидуальные беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;
3. семинар – практикум «Развивающие игры с использованием подручных средств», «Игры с песком и водой»:
4. круглый стол «Ребенок должен играть»;
5. коллективные консультации «Влияние общей и мелкой моторики на речь детей», «Пальчиковые игры для развития речи малышей», «Роль логоритмических упражнений и подвижных игр для речи детей»; 6.сообщения на родительских собраниях «Подвижные игры с речевым сопровождением», «Роль родителей в развитии речи детей»;
7.Выводы
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- Целенаправленное и систематическое использование в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование моторных навыков способствовало обогащению речи детей.
- Интеграция области «Коммуникация» в ходе реализации других областей способствовало успешному освоению детьми раннего возраста основной общеобразовательной программы.
- Тесное взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе над речью детей
. - Создание предметно – развивающей среды способствовало развитию общей и мелкой моторики, что активизировало речевые навыки детей.
Анализ уровня освоения программы в области «Коммуникация», проведённый на конец года показал положительную динамику по развитию всех компонентов устной речи.
Так как ежегодно я набираю новый состав детей, то в дальнейшем буду проводить работу по развитию всех компонентов устной речи, уделяя развитию общей и мелкой моторики большое внимание.