Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Кравцова Елена Николаевна

                     Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 Опыт работы на тему:

 « Развитие речи детей средствами сенсорного развития»

Выполнила: воспитатель первой младшей группы

Кравцова Е.Н.

1.Актуальность проблемы

                     Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. Развитие сенсорного воспитания является чувственной основой для всех способностей ребенка: познавательных, эстетических, творческих, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, для развития внимания, памяти, мышления и речи. Кроме того, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.) Чем больше развиты движения ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь.  В настоящее время возникает проблема дополнительного развития двигательной функции ребенка, особенно  движений пальцев рук, так как именно моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение и, собственно, речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

                    К шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться при подготовке его к школе.

2.     Анализ литературы

         В своей работе я использую Основную общеобразовательную программу МБДОУ, а также комплексную программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и методическое пособие В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Для более углубленной работы по данному разделу я изучила дополнительные методические пособия:

  • Борисенко М.Г. «Чтобы чисто говорить, надо…» (Развитие общеречевых навыков.

        -Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь»,

       - Комратова И.В. «Звуковая культура речи»,

      -  Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь»,

        -Картушина М.Ю. «Забавы для малышей»

3. Цель и задачи.

       В начале  2012-2013  учебного года в  первую младшую группу поступило 27 человек.  Я провела анализ уровня освоения детьми программы области «Коммуникация», используя  «Комплексную  диагностику  уровней  освоения программы под редакцией М.А.Васильевой» авторы – составители С.С.Дреер, А.Н.Потыкан.

        Показатели развития всех компонентов устной речи показали низкий уровень . Поэтому я поставила перед собой:

  Цель:  Развивать  все компоненты устной   речи у детей раннего возраста

  •  через решение следующих  задач:
  •  Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
  • Развивать речевые навыки  через сенсорное развитие  в разных видах деятельности.
  • Способствовать  развитию речевой и двигательной активности у детей.
  • Установить эмоционально – положительное  взаимодействие воспитателя с детьми и детей между собой.

4. Создание условий

     Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно–развивающая среда, но   для достижения положительных результатов в  работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду:

1.    Приобретены:

         -  настольно – печатные игры:  «Собери картинку», «Лото», «Чей малыш?»;…

         -  дидактические игры и игрушки:  «Вкладыши», шнуровки,          настольный театр по сказке «Колобок» (по типу матрёшки).

2.     Изготовлены своими руками:

- театры:  «Репка», на магнитах «Колобок»;

- оформила уголок «волшебная сенсорика», в котором размещены пособия прикнопывание, пристегивание,шнуровка,

- дидактические игры и игрушки: «Пристегни лисичке хвостик»,  «Семья», «Цветики - разноцветики», «Геометрические кубики», «Времена года», «Цветочные полянки», «Разноцветные крышки», «Чудо прищепки» и др.;

- сухой мини-бассейн со сменным наполнителем (песок, греча, фасоль) для развития мелкой моторики.

5. Организация образовательной деятельности.

     Организация  деятельности между взрослыми и детьми  в любой образовательной области, в том числе и «Коммуникация», проходит через следующие виды:

  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Совместная деятельность педагога с детьми:
  • Непосредственно – организованная образовательная деятельность;
  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
  • Совместная деятельность с родителями.

      Образовательный процесс с детьми проходит через такие формы работы, как:

фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

     В своей работе с детьми я использую следующие методы и приёмы:

-  словесный (указания, объяснения, просьбы);

-  наглядный (образец, показ предметов, действий);

-  игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные упражнения).

      Образовательная область «Коммуникация» интегрирует со всеми образовательными областями:

  • Здоровье

       Развитие речевых навыков  в процессе воспитания культурно – гигиенических навыков и навыков  самообслуживания.

       В процессе  общения воспитателя с детьми во время режимных моментов  у детей формируется ручная умелость (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.

  • Познание

      Развитие речевых навыков в процессе формирования у детей раннего возраста познавательных интересов непосредственно через взаимодействие с предметами.

      В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания.

     В познавательно - исследовательской и продуктивной  деятельности (с водой, песком, снегом, разными видами конструктора) у детей развиваются моторные навыки, в результате чего обогащается словарь, развивается монологическая  речь, воображение.

  • Музыка

     Развитие речевых навыков в музыкально  - художественной   деятельности.

     Песни, игры с музыкальными игрушками, музыкально - ритмические движения, имитационные движения в сочетании со словом развивают общую и мелкую моторику, чувство ритма, музыкальный слух, а сюжеты и музыкальные образы способствуют развитию речевой активности, словаря, звукоподражанию.

  •  Художественное творчество

     Развитие речевых навыков в процессе развития продуктивной деятельности и детского творчества.

     Действия с разнообразными изобразительными материалами (карандаши, фломастеры, кисти, мелки, пластилин) развивают мелкую моторику, обогащают словарь, развивают  диалогическую речь, формируют культуру общения детей.

  •  Физическая культура

      Развитие речевых навыков в процессе накопления  и обогащения    двигательного  опыта  детей.

      Непосредственно организованная двигательная деятельность, утренняя гимнастика, физкультминутки и пальчиковыми играми, подвижные игры способствуют развитию общей и мелкой моторики, а речевое сопровождение во время их проведения развивает все компоненты устной речи, способствует развитию эмоциональности и навыков общения.

  • Социализация

      Развитие речевых навыков в процессе развития общей и мелкой моторики   в разных видах игровой деятельности.

     В разных видах игр (сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных) у детей при взаимодействии с игрушками развиваются моторные навыки, все компоненты устной речи, коммуникативная активность, обогащается чувственный опыт, создаётся эмоциональное благополучие.

  •  Труд

       Развитие речевых навыков в процессе развития трудовой деятельности.

     В процессе самообслуживания и выполнения элементарных трудовых поручений у детей развивается общая и мелкая моторика, которая способствует активизации словаря и закреплению форм вежливого обращения.

  • Чтение художественной литературы

      Развитие речевых навыков  при формировании интереса и потребности в чтении.

     Использование пальчиковых игр, имитационных движений и звукоподражаний животных и птиц при ознакомлении детей с художественной литературой  развивает у детей все компоненты устной речи,  образность, красочность, желание знакомиться с новыми художественными произведениями.

  • Безопасность

      Развитие речевых навыков в процессе формирования основ безопасности  собственной жизнедеятельности и при взаимодействии с объектами  природы.

      В процессе ознакомления детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения в детском саду, на участке, развивается общая и мелкая моторика, которая способствует развитию двигательно – речевой активности.

6.Работа с родителями

       Тесное  сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные  формы взаимодействия с родителями  по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:

1. семинар – практикум «Развивающие игры с использованием подручных средств», «Игры с песком и водой»: 

 2. индивидуальные  беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;

3. семинар – практикум «Развивающие игры с использованием подручных средств», «Игры с песком и водой»: 

4. круглый стол «Ребенок должен играть»; 

5.  коллективные консультации «Влияние общей и мелкой моторики на речь детей», «Пальчиковые игры для развития речи малышей», «Роль логоритмических упражнений и подвижных игр для речи детей»; 6.сообщения на родительских собраниях «Подвижные игры с речевым сопровождением», «Роль родителей в развитии речи детей»;

7.Выводы

         На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

-   Целенаправленное и систематическое использование  в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование моторных навыков способствовало обогащению речи детей.

- Интеграция области «Коммуникация» в ходе реализации других областей способствовало  успешному освоению детьми  раннего возраста  основной общеобразовательной программы.     

- Тесное взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе над речью детей

. -  Создание предметно – развивающей среды способствовало развитию общей и мелкой моторики, что активизировало речевые навыки детей.

  Анализ уровня освоения программы в области «Коммуникация», проведённый на конец года показал  положительную  динамику по развитию всех компонентов устной речи.

          Так как ежегодно я набираю новый состав детей,  то в дальнейшем буду проводить работу по развитию всех компонентов устной речи, уделяя развитию общей и мелкой моторики большое внимание.