Опыт работы по теме "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
материал по художественной литературе

Галямова Нафига Шафигулловна

Обобщен опыт работы по теме "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная  литература как средство всестороннего развития дошкольника

Дошкольный возраст – период первоначального становления  личности, формирования основ  самосознания и индивидуальности ребенка, период активного познания окружающего мира и человеческих отношений. Трудно представить дошкольное детство без книги. Именно художественная литература оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка, влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Таким образом, целью моей деятельности стало: всестороннее развитие дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой. Для реализации поставленной цели выделила следующие задачи:

  1. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.
  2. На примере произведений х\л воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания, развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям произведений.
  3. Расширять детский кругозор в процессе знакомства с литературными произведениями разных жанров и тематики.
  4. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке, лепке.
  5. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать  художественные произведения; учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

 Какую бы образовательную  область мы не взяли, будь -то  познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая , социально –коммуникативная – все они так или иначе тесно связаны  с художественной литературой.

 Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаю со знакомства детей с книжным уголком. Содержание ППРС по приобщению детей к х\л соответствует принципам ФГОС (насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, полифункциональность, безопасность) и способствует каждодневному общению детей с книгой, развивает их литературные интересы.

В процессе организации образовательной деятельности стараюсь интегрировать ознакомление с х\л , по возможности, в содержание всех образовательных областей. Активно использую художественное слово в организации физического развития дошкольников и их оздоровлении. Речь является одним из основных элементов в двигательно – пространственных упражнениях. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту. Например:

1.Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна

От лени и болезней

Спасает нас она

2. На зарядку по порядку

Становись дружнее в ряд

На зарядку, на зарядку

Вот как весело у нас

В двигательной деятельности использую фольклор (считалки, хороводы и т.д.)

Например:

Начинается считалка:

На березу села галка

3 вороны, воробей, 3 сороки, соловей

Особое значение придаю разучиванию слов и считалок к подвижным играм.

Например, «Гуси – гуси», «Гори, гори ясно!»

 Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь, на небо

Птички летят,

 колокольчики звенят

Неоценима роль х\л в познавательном развитии дошкольников: расширяет представления о мире

Например,

При проведении наблюдений за природными явлениями, объектами широко использую художественное слово. Например, наблюдая за снегопадом, читаю стихи И. Сурикова «Зима», Н. Некрасова «Снежок»

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

В процессе наблюдения за березой вспоминаем стихи С. Есенина «Белая береза»Использую х\л при ознакомлении с животным миром.

Например: стихотворение Б. Заходера «Ежик»

-Что ты, еж,такой колючий

-Это я на всякий случай:

-Знаешь, кто мои соседи

-Волки, лисы и медведи.Нравятся детям стихи на звукоподражания (А. Барто «Кто как кричит», потешки «Наши уточки с утра» и т.д.)

Для формирования у детей представлений о профессиях людей читаю произведения В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас» и т.д.

После прочтения сказки «Колосок», дети узнали о том, что,  оказывается, нужно много потрудиться, прежде чем хлеб окажется на столе. Рассматривали колоски ржи, пшеницы, муку, знакомились с ее свойствами.

Для закрепления количественного и порядкового счета я использую р.н. сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», произведения Ю. Тувима «Хозяйка с базара пришла», С. Маршака «Дама сдавала багаж» и др. При формировании понятия «величина» опираюсь на художественные произведения «Под грибком», «Разные колеса» В. Сутеева.

Велика роль х\л в речевом развитии ребенка. Речь – одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и коллективных разговорах: собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Через художественные образы воспитываются такие качества, как смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.

Широко использую в работе скороговорки, чистоговорки  на закрепление произношения определенных звуков

1.Ехал Грека через реку

Видит Грека : в реке -  рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Грека –цап!

2. У реки – камыши

Расплескались там ерши

Круг – постарше

Круг – помладше

Круг – совсем малыши!

3. Грачиха  говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу. Прививки ставить им пора, для укрепления пера.

Чтение х\л играет немаловажную роль в художественно – эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дошкольники отражают в лепке, рисовании, аппликации.

Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Велика роль х\л в социально – коммуникативном развитии детей. Значительное число произведений х\л содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей.

Зачастую, между дошкольниками  возникают некоторые конфликтные ситуации, которые мы, воспитатели,  должны устранить, причем  решать эти вопросы  быстро, мгновенно, и при этом корректно, не ущемляя права ребенка, и в то же время  не в ущерб своему здоровью и окружающих. В таких случаях, для решения возникшей проблемы,  я всегда использую произведения художественной  литературы. Именно вовремя сказанное художественное слово, использование поучительных стихов помогает устранить возникшую ситуацию без напряжения, без  лишних назиданий.

В каждой группе есть свои «драчуны», задиры, которые изо дня в день создают конфликтные ситуации. Для того,  чтобы устранить возникшую проблему, я использую стихотворение В. Берестова  «Петушки».

Петушки распетушились

Но подраться не решились

Если очень петушиться

Можно перышек лишиться

А если перышек лишиться

Нечем будет петушиться.  

.  Из года в год каждый день на утреннем круге провожу  ритуал. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят следующие слова:

Мы всегда играем дружно

А недружных нам не нужно:

Ир – ир – ир  - пусть всегда будет мир (поднимают руки вверх)

Ба – ба – ба – с нами всегда дружба. (обнимают друг друга за плечи).

Во время проведения с детьми игр различной направленности использую стихотворение В. Берестова «За игрой»

Мы ссорились, мирились

И спорили порой,

Но очень подружились

 За нашею игрой.

 Игра игрой сменяется,

Кончается игра,

А дружба не кончается.

Ура, ура, ура!

3.»Якалки» есть повсюду и везде. Детский сад - не исключение. Чтобы как  - то справиться с этой проблемой использую в работе стихотворение М. Яснова .

Наша утка – крякалка

 А Сережа -  якалка.

Всем все время говорит:

«Я сумею, я смогу, я быстрее побегу

Я- я –я!»

А ему все говорят: «Подожди немножко,

Якалка – Сережка!»

Ссора.

Поссорились чашка и блюдце

Сейчас они разобьются

И скоро, на кухне, на полке

Будут лежать осколки

И ты не ссорься напрасно

Это очень опасно! Р. Сеф

 Использование поучительных стихов не только помогает формировать красивую ровную речь, но и закрепляет  навыки, а самое главное -  смешные детские стихи  помогают  учиться играючи.

Приобщая ребенка к книге, формирую бережное отношение к книге (в уголке книги с детьми оформила правила пользования книгой). С детьми организовала занятие «Подари жизнь книге», на котором они узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. Чтобы привить детям бережное отношение к книгам, оформили «Книжкину больницу».

При реализации образовательной программы большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к х\л использую следующие формы взаимодействия и активного вовлечения родителей в образовательную деятельность:

Консультации: «Какие книги читать детям», «Роль сказки в воспитании и развитии детей»

Конкурс рисунков на темы: «Моя любимая сказка», «Я рисую скороговорку», впоследствии оформлены альбомы художественного творчества детей

Акция «Подари книгу саду», в ходе которой родители значительно пополнили библиотечный фонд

Выставка книжек – самоделок в приемной в приемной(отчет по списку рекомендуемой литературы, каждый родитель  вместе с ребенком раз в месяц готовит выступление: либо  это инсценировка на утреннем круге,  либо чтение стиха по ролям, либо изготовление книжек и т.д.)

Фотовыставка «Мама, папа, я – читающая семья»

Конкурс рукописных книг

Новая форма – буккроссинг,  цель которого— пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение традиций семейного чтения.

Т\о,  совместная деятельностьс детьми по приобщению к х\л носит интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с х\л в различных видах деятельности, что способствует разностороннему развитию детей