Описание опыта работы "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
методическая разработка

Нефедова Наталия Владимировна

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx109.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

 ВОСПИТАТЕЛЯ МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

НЕФЕДОВОЙ НАТАЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ

2019 ГОД

ОПЫТ РАБОТЫ  ПО ТЕМЕ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК  СРЕДСТВО  ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА».

Что нужно для счастья детям?

Чтоб солнце на всей планете,

Чтоб мячик и плюшевый мишка,

И добрая ,добрая книжка!!!

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Описание методики Л. Б. Фесюковой.

В последние годы широкое распространение получила методика работы со сказкой, предложенная Л. Б. Фесюковой, использование которой способствует развитию образного и логического мышления ребенка, его творческих способностей, помогает подготовить его к школе. Автор предлагает подойти к использованию сказки нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ .Суть нетрадиционного подхода к работе со сказкой состоит в обучении детей оригинально, необычно, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, соединять несколько сюжетов в один .

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.

Представляет интерес такие виды детских сказок, как «Спасательные ситуации в сказках», «Сказки от просто стишков», «Сказки от фантастических явлений», «Сказки о бытовых предметах», «Сказки про игрушки», «Сказки про самого себя»

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

следующие задачи:

Задачи.

1. Формировать литературный вкус.

2. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.

3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.

4. Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.

5 . Расширять и активизировать словарный запас детей.

6. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

7. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

Основными методами работы с дошкольниками является следующие:

1. Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование  - этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Содержание работы включают в себя основные жанры художественного слова:

• Рассказы

• Стихи

• Сказки

Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

Подбирая литературу нами учитывается:

1. Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

Дошкольники имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Созданы книжные центры - спокойное, удобное, эстетически оформленное место. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно  возвращается к взволновавшим его эпизодам тем самым  прививаются  навыки культуры общения и обращения с книгой.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• Создание предметно-развивающей среды.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Путешествие", "Рифмовочка", "Кто и где спрятался", совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит? ", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий  Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.) .

Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки) ;

 Работа с детьми.

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Приложением к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- придумывание однокоренных слов;

- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

- пересказ сказки по ролям.

- игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

• Работа с родителями

Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа:

Разработан перспективный план работы с родителями. Организованы консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».

Совместно с родителями в группе было проведёно собрание где родители выступали в роли детей. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

• Работа с социумом

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем детскую библиотеку .

 Итак, можно отметить ,что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, вывод педагог ребенка погружает возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи.

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная  литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует  развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информаци,и продолжает оставатьсяосновным средством для воспитания всесторонне развитой личности...

Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информации, продолжает оставаться основным средством для воспитания всесторонне развитой личности...

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»...