Методическая разработка по теме: "Формирование культуры речи в системе социально-коммуникативного и речевого развития дошкольника".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Благодаря развитию культуры речи у дошкольников ДОУ реализует задачи ФГОС :

-помогаем  им  усвоить  нормы  и ценности , принятые  в обществе, включая моральные и нравственные .

- учит  владеть  речью как средством общения и культуры;

-развивает  у них   связную, грамматически правильную  диалогическую  и монологическую  речи;

-развивает  речевое творчество . 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 11 комбинированного  вида

Красносельского района Санкт – Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 

По теме: Формирование культуры речи в системе  социально-коммуникативного и речевого развития дошкольника.

Составила

_______________   Буклагина Т.Г.

Воспитатель

Санкт-Петербург

2015

  1. Вводная часть. Актуальность и необходимость формирования культуры речи у дошкольников.
  2. Основная часть. План-конспект занятия по культуре речи в подготовительной группе.
  3. Выводы.

  1. Вводная часть.

На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры.

На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Общение дошкольников – сложный многогранный процесс, которые может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей и как процесс сопереживания и взаимоотношения. Оно представляет собой нечто внешнее: серию речевых и неречевых действий, а также внутреннее: потребности, мотивы, интересы, чувства – все то, что толкает человека к общению.

Общение со взрослыми:

- называют ли воспитателя, помощника воспитателя по имени-отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие, в каких ситуациях;

- умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая, дожидаться своей очереди;

- насколько внимателен ребенок ко взрослому, как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения; проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому.

Общение со сверстниками:

- насколько приветлив со сверстниками; сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; употребляет ли слова, какие и в каких ситуациях;

- внимателен ли к сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах;

- как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает, как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому;

- какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные, доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные.
          Речь  человека – это показатель его интеллекта и культуры. В связи с этим, задача детского образовательного учреждения предусматривает ознакомление детей с основными формами  речевой культуры как одного из важных элементов общей культуры.

Необходимо учить и упражнять детей в употреблении форм вежливого обращения. Это является неотъемлемой потребностью занятий в области РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, которые  не  только формируют  у детей навыки грамотного письма, обогащение словарного запаса, правильное произношение, словоупотребление и интонирование речи, но и раскрывают нужные для каждого человека нормы общения людей в современном  обществе.

Занятия с детьми должны быть направлены на то, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.  

Так как  развитие культуры  речи довольно сложное, то в детском образовательном учреждении можно использовать самые простые и употребительные  ее формы:

- разные формы  приветствия;

- вежливые формы просьбы об одолжении;

- вежливые формы извинений за причиненные неудобства;

- благодарность за услугу или подарок.

Желая вызвать у детей интерес и  усилить смысловое значение выражений, рекомендуется использовать на занятиях сказки, игровые задания   с куклами.

  1. Основная часть.

Задача занятия: научить детей употреблять различные словесные формы обращений с просьбой, выражения извинения, слова благодарности.

Занятие рекомендуется разделить на три части.

Цель первой части:

1) анализ форм обращения с просьбой на примере стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» (в форме диалога «воспитатель-ребенок»);

2) разыгрывание ситуаций (в форме диалога «воспитатель-ребенок», «ребенок-ребенок»).

1. Как правило, дети знакомы со стихотворением «Телефон». Вместе с детьми вспоминаем:

- кто звонил автору?

- как звери обращались с просьбой?

- чья просьба прозвучала вежливее? Почему?

Ответы детей подтверждаем цитатами из текста.

Какие еще вежливые слова знакомы детям?  Какие из этих слов можно использовать при обращении с просьбой?

2. Разыгрывание ситуаций:

а) Обратиться к соседу по парте с просьбой дать игрушку или книжку. Рассмотреть, как ребенок обращался к соседу с просьбой? Как он называл его? Как ему ответили?

Прослушать стихотворение «Как его зовут?» (авторы В.Масс и М. Червинский) и определить – вежлив ли его герой:

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

б) Как обратиться к незнакомому человеку и узнать у него сколько времени?

в) Как обратиться к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку?

г) Представьте, что вы едете в автобусе. Как обратиться к пассажиру с просьбой пропустить вас к выходу?

д) Представьте, что вы в магазине. Как узнать у продавца есть ли яблочный сок?

Цель второй части:

3) определить путь прекращения ссоры на примере стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились»;

4) анализ ситуации на примере стихотворений А.Л. Барто и Н. Юсупова.

3. Воспитатель читает первую половину стихотворения «Поссорились» и предлагает детям придумать, как могут помириться подруги:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала «Не отдам!»

Дети предлагают, как девочки могут помириться и воспитатель читает вторую часть стихотворения:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Какими вежливыми словами девочка может извиниться? (Извини(те); прости(те); извините, пожалуйста; простите, пожалуйста).

В каких случаях мы используем эти слова?

4. Анализ ситуации.

«Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я причем?

Но, досчитав до тридцати,

Сказал: - Ну, дедушка, прости.

Выслушать мнение детей – вежливо ли мальчик извинился перед дедушкой. Как бы извинились дети?

Как можно оценить поступок мальчика в следующем стихотворении? Можно ли его извинения считать искренними?

Пошел я гулять и в саду по привычке

Я дернул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мать,

Меня изловчилась за ухо поймать…

Попробовать, что ли? В сторонку куда-то

«Простите меня», - я шепнул виновато.

- Ступай, - улыбнулась, - прощаю пока, -

И ухо мое отпустила рука.

«Простите»… Ура!

Убедился я снова, какое оно интересное слово.

Цель третьей части:

5) анализ речевых ситуаций;

6) рассказы детей о случаях, когда им приходилось использовать вежливые слова;

7) закрепление изученного о словах вежливости.

5. Какие слова благодарности знают дети? (Спасибо, большое спасибо, благодарю).

В каких ситуациях необходимо применять эти слова?

Как следует поблагодарить маму за вкусный обед?

Разберем такой случай: на одном дне рождения имениннику подарили две одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику:

         - поблагодарить гостей за подарки, но заметить, что две одинаковые машинки не нужны (Спасибо, но у меня уже есть такая машинка. Что мне делать со второй?);

- поблагодарить гостей за подарки – ведь они оба хотели сделать мальчику приятное (Спасибо! Теперь у меня будут две отличные машинки! Мы сможем вместе с ними играть!).

6. Обсудить с детьми их рассказы о случаях, когда они использовали различные вежливые слова, и о том, каким тоном они это произносили. Кроме этого необходимо проговаривать с детьми, какие действия, поступки совершались ими после употребления вежливых слов. При разговоре необходимо обратить внимание детей, на то, что вежливые слова всегда идут в паре с хорошими поступками.

7. Для закрепления пройденного можно проанализировать стихотворение Капутикян С. «Слушайте хорошенько», в котором говорится об использовании различных вежливых слов.

Слушай хорошенько, - кукле я сказала. –

Полно наряжаться! Это баловство.

Ты уже большою девочкою стала,

А еще не знаешь ровно ничего.

«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят.

За подарки, помощь всех благодарят.

Старикам в трамвае место уступают.

Вежливые дети все так поступают.

Будь и ты такою, и тебя тотчас

Попрошу зачислить в первый класс.

Только ли со взрослыми надо здороваться? Каким еще вежливым словам приветствия и благодарности можно научить куклу?

А вот еще одна мудрая сказка Берестова В.Д. «Аист и соловей». Как вы поняли, почему соловей стал лучшим певцом в мире, а аист научился только стучать?

...Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.

Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

— Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

— Надо делать вот так.

— Всё ясно! — обрадовался Аист. — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.

С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.

А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:

— Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

Какие вежливые слова приветствия и извинения использовал соловей?

В заключение занятия можно разыграть сценку из этой сказки.

  1. Выводы.

Все наши слова и поступки взаимосвязаны. Зная вежливые слова и как их использовать, дети будут применять их в повседневной жизни и соответственно «подтягивать» свое поведение к сказанным словам: в гостях, в кинотеатре, в транспорте, на улице, спускаясь или поднимаясь по лестнице и т.д. Для того чтобы дети привыкали к употреблению слов вежливости, рекомендую устраивать периодически «Дни вежливости» в масштабе группы у младших детей, в масштабе нескольких групп у старших детей (объединенных, как правило, одним местом для прогулок).

Особое значение имеет привлечение родителей и родственников к мягкой корректировке поведения детей вне детского сада. Поскольку большую часть времени ребенок проводит в семье, крайне важно, чтобы взрослые показывали положительный пример в поступках и употреблении слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Конспект логопедической НОД в старшей группе на тему "Формирование звуковой культуры речи" (лексическая тема "Домашние животные")

Фронтальная логопедическая НОД в старшей группе.Лексическая тема "Домашние животные".Тема "Формирование звуковой культуры речи"...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»

Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...