Конспект логопедической НОД в старшей группе на тему "Формирование звуковой культуры речи" (лексическая тема "Домашние животные")
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Приходько Анжелика Михайловна

Фронтальная логопедическая НОД в старшей группе.

Лексическая тема "Домашние животные".

Тема "Формирование звуковой культуры речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического НОД в старшей группе на тему

«Формирование звуковой культуры речи»

 (лексическая тема «Домашние животные»)

Цель: формирование звуковой культуры речи

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Создать радостную, доброжелательную атмосферу в группе
  2. Вызвать интерес детей к совместной деятельности
  3. Активизировать словарь по теме «Домашние животные», систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышей
  4. Совершенствовать грамматический строй речи
  5. Учить определять место звука в слове
  6. Закрепить умение называть и узнавать цифры
  7. Закрепить графические образы букв А, У, И

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать артикуляционную моторику через артикуляционные упражнения; мелкую моторику
  2. Развивать фонематический слух
  3. Развивать зрительное внимание, память, мышление
  4. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, связную речь (умение отвечать на вопросы полным предложением, составлять описательный рассказ)

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать чувство семейной сплоченности
  2. Воспитывать любовь и заботу о домашних животных
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение понимать поставленную задачу

Словарь: скотный двор, домашние животные, корова, теленок, коза, козленок, собака, щенок, овца, ягненок, кошка, котенок, алфавит, семья домашних животных.

Оборудование: презентация, конверт с письмом, телефон, схема для составления описательного рассказа, игра «Собери картину», игра «Кто за кем бежит?», карандаши, схемы для определения места звука в слове, картины детенышей домашних животных (теленок, козленок, щенок, ягненок, котенок).

Предварительная работа: беседа о домашних животных, составление описательного рассказа по схеме, загадывание загадок, уточнить понятия «скотный двор, домашние животные, алфавит»

Ход НОД:

Логопед  

Дети

  1. Организационный момент

Слайд 1 

- Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Какое у вас настроение? 

- Давайте поделимся нашим хорошим настроением, и тогда хорошее настроение будет с нами всегда

- Хорошее

2. Основная часть

Слайд 2 

- Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях?

- Лошадь принесла нам письмо. Прочитаем, что там написано? (читаю письмо)

«Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы живете в городе Крымск. Приглашаю вас к себе в гости, в деревню. Здесь много интересного, приезжайте, очень жду. Бабушка Матрена».

- Вот здорово! Поедем, ребята?

- А на чем же мы поедем? (звонит телефон)

- Кто-то звонит нам. (Разговариваю по телефону). «Да, это я, конечно, собираемся, а что случилось? Обязательно, постараемся как можно быстрее добраться»

- Ребята, в деревне у бабушки случилась беда, детеныши животных убежали, и мы должны их найти. Поможем бабушке найти детенышей домашних животных?

- Тогда скорее поехали.

- у нас сегодня в гостях Лошадь

- Да

- Да

- На лошади

- Да

  1. Артикуляционная гимнастика

- Цок-цок-цок по мостовой —
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее, 

Чтоб она пришла скорее

-Улыбается лошадка:

Видно жить лошадке сладко!

Зубки ровные лошадка

Показала нам украдкой.

- Приехали.

(Артикуляционное упражнение «Лошадка»)

(Артикуляционное упражнение «Забор»)

(Упражнение «Лошадь фыркает»)

  1. Коррекционно-развивающий этап

Слайд 3 

- Вот мы приехали в деревню. Кто нас встречает?

Слайд 4 

- Что есть у бабушки Матрены?

- Что такое скотный двор?

- Посмотрите сколько здесь животных. Почему их называют домашними животными?

Слайд 5 

- Нам надо помочь животным. Детеныши их убежали и оставили только подсказки, по которым мы их будем искать. Посмотрите, каким животным мы будем помогать, давайте их посчитаем

- Посмотрите, кому будем помогать сначала? Кто под цифрой 1?

Слайд 6

Расскажите про корову

 

- Теленок находится там, о чем речь в загадке

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

- Вот наш теленок, он еще совсем маленький и хочет с вами поиграть. Хочет с вами собрать нужно картины. (Игра «Собери картины»)

Слайд 7

- Отведем нашего теленка к маме (На слайде рядом с коровой появляется телёнок)

- Какое следующее животное? (животное под номером 2).

Слайд 8

Кто нам расскажет про козу?

- Слушайте подсказку, где находится козленок

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Слайд 9

- Вот наш козленок, отведем его к маме (на слайде рядом с козой появляется козленок). У козленка для вас тоже есть игра.

Слайд 10, 11, 12, 13

 (Упражнение «Четвертый лишний»)

Слайд 14

- Какому животному будем сейчас помогать?

Слайд 15

 - Расскажите про собаку

- Слушайте подсказку, где находится щенок

Она доставит без труда
Тебя в другие города.
Но если ты собрался в путь
Ее заправить не забудь!

Слайд 16

- Вот наш щенок. Отведем его к маме (на слайде рядом с собакой появляется щенок) У щенка для вас есть игра.

Слайд 17

Физминутка для глаз

Слайд 18

- Какое следующее животное, которому надо помочь?

Слайд 18

Расскажите про овцу

- Чтобы найти ягненка, отгадайте загадку

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

- Вот наш ягненок, от ягненка для вас игра. (Упражнение «Кто за кем бежит?») (провести карандашом дорожку от детеныша к маме, затем дети, говоря, кто кого догоняет)

Слайд 20

- Отведем ягненка к маме (рядом с овцой появляется ягненок)

- И последнее животное, которому надо помочь.

Слайд 21

 Расскажите про кошку

- Отгадайте загадку, и мы узнаем, где находится котенок

Это необычный дом!

Поселились буквы в нём.

У всех букв от А до Я

Есть квартирка своя!

- Вот наш котенок, он очень умный и приготовил вот такое задание. Найдите буквы А, У, И. Почему они красного цвета? Произнесите слово кошка, лошадь, овца, коза и скажите, где находится звук «А», найдите подходящий домик

Слайд 22

- Отведем нашего котенка к маме (рядом с кошкой появляется котенок)

- все детеныши нашлись, посмотрите, какие мамы стали счастливыми.

- У каждого человека есть своя семья, есть папа и мама. И у животных тоже есть папа и мама.

 Слайд 23, 24, 25, 26 

- Давайте их назовем

4. Рефлексия

- Вам понравилось сегодня помогать животным? Что больше всего понравилось? Что вы запомнили? Что вы хотели бы еще узнать?

Слайд 27 

- Домашние животные довольны, что вернулись их детеныши и бабушка тоже радуется, что они нашлись и говорит вам спасибо, поэтому бабушка вам приготовила небольшой фильм, про животных, хочет показать, как они живут. Слайд 28

- Нас встречает бабушка Матрена

- У бабушки Матрены есть скотный двор?

- Скотный двор, где живут домашние животные

- Называют домашними животными, потому что они живут рядом с людьми, за ними ухаживает человек, кормит их, строит им жилище.

- Будем помогать корове.

Это корова, у нее есть голова, туловище, рога, хвост, копыта, шерсть коричнево-белого цвета, живет в коровнике, ест траву, дает молоко. Детеныш - теленок

- Это зеркало

(Дети на столах собирают картины домашних животных и говорят, кого собрали)

- Коза.

Это коза, у козы есть рога, копыта, хвост, голова, шерсть белого цвета, живет в хлеву, ест траву, дает молоко. Детеныш-козленок

- Книга

(Дети находят лишнее животное, и объясняют) 

- Собаке.

Это собака, у собаки есть лапы, уши, голова, хвост, шерсть рыжего цвета, живет в конуре, ест кости, охраняет дом хозяина. Детеныш- щенок

- Машина

(Дети выполняют движения глазами)

- Овца.

Это овца, у овцы есть копыта, хвост, шерсть белого цвета, живет в хлеву, ест траву, дает шерсть. Детеныш – ягненок

- Карандаш

- Теленок догоняет корову, козленок догоняет козленка

- Кошке.

Это кошка, у нее есть хвост, усы, лапки, когти, хвост. Шерсть белого цвета с черно-рыжими пятнышками, живет дома, ест молоко, ловит мышей. Детеныш – котенок.

- Алфавит

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Наши любимые домашние животные»

- уточнить и систематизировать знания детей : о названиях домашних животных и их детенышей ; о месте их содержания ; о пользе домашних животных.- активизировать словарь детей словами , обозначающими и...

КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе по теме "Звуковая культура речи. Автоматизация звука [ш]"

Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.Основные задачи занятия:§  уточнить артикуляцию и правильное про­изнесение звука [ш];§  учить правильно произносить зву...

КОНСПЕКТ НОД в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи –звук Ч и Ц»

КОНСПЕКТ  НОД в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи –звук  Ч и Ц»Цель:  Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и арт...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» - «Ш»

Совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....