Главные вкладки

    Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе по теме "Звуковая культура речи. Автоматизация звука [ш]"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Шокина Надежда Александровна

    Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

    Основные задачи занятия:

    §  уточнить артикуляцию и правильное про­изнесение звука [ш];

    §  учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;

    §  развитие артикуляторной моторики;

    §  упражнять в определении наличия звука [ш] в слогах;

    §  отрабатывать словоизменение;

    §  развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память, воображение, словесно – логическое мышление;

    §  воспитывать умение слушать других.

    Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)

    Для занятия понадобится картотека по упражнениям артикуляционной гимнастики, полоска бумаги, ватный шарик, два кубика, картотека картинок для работы над словами, игрушечный микрофон, индивидуальные карточки, карандаши.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №42»

    КОНСПЕКТ

    НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

    по теме

    «Звуковая культура речи.

    Автоматизация звука [ш]»

    ВЫПОЛНИЛА:

    ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №42»

    Шокина Надежда Александровна

    НИЖНИЙ НОВГОРОД

    2017


    1. Тема занятия: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах.

    Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

    2. Основные задачи занятия:

    • уточнить артикуляцию и правильное произнесение звука [ш];
    • учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;
    • развитие артикуляторной моторики;
    • упражнять в определении наличия звука [ш] в слогах;
    • отрабатывать словоизменение;
    • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память, воображение, словесно – логическое мышление;
    • воспитывать умение слушать других.

    3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)

    Для занятия понадобится картотека по упражнениям артикуляционной гимнастики, полоска бумаги, ватный шарик, два кубика, картотека картинок для работы над словами, игрушечный микрофон, индивидуальные карточки, карандаши.

    4. План занятия:

    Этап

    Ход занятия

    Подготовительный

    Организационный момент.

    В: Здравствуйте, ребята!

    Я рада всех вас видеть!

    Давайте приступим к нашему занятию по развитию речи.
    Сегодня мы с вами поиграем со звуком [ш].

    Подготовка к занятию.

    Самомассаж.

    Дети вместе с воспитателем выполняют самомассаж мимических мышц лица.

    Артикуляционная гимнастика.

    В.: Давай сейчас разомнем губы:

    • «Улыбка». Улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживай улыбку на 5 счетов.
    • «Трубочка». Вытяни губы трубочкой и произноси длительно звук [У], но без участия голоса.
    • «Двери открываются». Медленно открой рот и удерживай губки в положении «Улыбка».
    • «Зайчик». Сделай «Улыбку» и подними верхнюю губу (наморщи нос), а затем опусти на место.
    • Потом опусти нижнюю губу и открой нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повтори 5—7 раз.

    В.: А теперь мы поиграем с язычком:

    • «Блинчик». Положи широкий ненапряженный язычок на нижнюю губу, следи, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубки обнажены.
    • Дуй узкой струей воздуха, чтобы получился желобок по средней линии языка. Повтори 5—7 раз.
    • «Вкусное варенье». Оближи широким языком верхнюю губу сверху вниз. Повтори 5—7 раз.
    • «Кошечка». Загни широкий кончик языка вверх, к носу. Повтори 5—7 раз.
    • «Качели». Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язычок за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживай в таком положении под счет от одного до пяти. Потом подними широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживай под счет от одного до пяти. Поочередно меняй положение языка 4—6 раз.

    Дыхательные упражнения

    В.: А теперь давай поиграем в ветерок:

    • «Ветерок». Дуй сквозь сближенные губы на полоску бумаги. Как она будет качаться?
    • «Загнать мяч в ворота». Вытяни губы вперед трубочкой и длительно дуй на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), забей гол в ворота. Следи, чтобы на надувались щеки. Повторим 5-7 раз.
    • «Фокус». Улыбнись, приоткрой рот, положи широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуй ватку, положенную на кончик носа. Посмотри, воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх! Давай попробуем 5-7 раз.

      Дети: Здравствуйте!

     

     

    Дети выполняют артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения по картотеке и инструкциям воспитателя.

     

    Основной

    Повторение артикуляционного уклада

    В.: Давай с тобой вспомним, как нужно правильно произносить звук [ш]:

    • губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью;
    • язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель;
    • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
    • воздух теплый, струя направлена по середине языка вверх.

    В: Молодцы! Все правильно!

    Отработка изолированного звука [ш]

    В: Вы слышали, как шипят змеи? Давайте споем «песенку змеи». Произнесите звук [ш] длительно на одном выдохе: ш-ш-ш-ш-ш...

    В: Хорошо! Очень похоже получилось.

    Отработка звука [ш] в слогах и словах

    В: Повторяйте за мной:

    Ша-ша-ша,

    шо-шо-шо,

    шу-шу-шу,

    ши-ши-ши,

    ша-шо-шу-ши.

    В: Хорошо!

    В: Давайте похлопаем в ладоши. Я буду называть слоги, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [ш]: са, ша, му, сэ, шо, ло, шу, су, цы, со, ща, ча, ши, со, са, цо, шо.

    В: Молодец!

    В: А теперь повторяйте за мной:

    аш - ош - уш - ыш - иш - еш - ёш - юш – яш.

    В: Хорошо!

    В:  Слушайте внимательно и повторяйте за мной такие слоги:

    Аша - ашо - ашу - аши

    Оша - ошо - ошу - оши

    Уша - ушо - ушу - уши

    Иша - ишо - ишу – иши

    В: Поиграем снова в эхо. Повторяйте за мной:

    шта - што - шту – шты

    ашт - ошт - ушт – ышт

    тша - тшо - тшу – тши

    шка - шко - шку – шкы

    кша - кшо - кшу – кши

    акш - окш - укш – ыкш

    В: Интересно получается, правда?

    В: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в дикторов на радио. Вот наш микрофон, передавайте его по цепочке.

    Мираслава, будешь первой? Произнеси четко слово:

    шайба, шахматы, шахта, шаг, шампиньон, шов, шепот, шум, шутка, шут, шутить, шипы, шить, шифон, шипеть, шея, шептать, штанга, шкаф, швы, швея, шпагат.

    В: Посмотрите внимательно на картинки на нашей доске и скажите, что здесь нарисовано.

    В: Молодец! Хорошо справились.

    В: А теперь поиграем в игру «Много – нет», «1-2-5» со словами: шампиньон, мышка, шкаф, шляпа.

    В: Ребята, мы сегодня разучим такое стихотворение:

    Мышонку шепчет мышь:

    - Ты все шумишь, шумишь!

    Мышонок шепчет мыши

    - Шуметь я буду тише.

    Говорите с интонацией, выделяйте громкие и тихие фразы.

     В: Ребята, повторяйте за мной веселые чистоговорки:

    Ши-ши-ши - шина, шило, камыши.
    Ша-ша-ша - купаем голыша.
    Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
    Ша-ша-ша - выходи из камыша.
    Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.
    Шу-шу-шу - я письмо пишу.
    Шу-шу-шу - помогите малышу.
    Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу.
    Шу-шу-шу - шубу новую ношу.

    Ше-ше-ше - кошка в шалаше.
    Ше-ше-ше - шепчет Шура в шалаше.
    Ши-ши-ши - ну-ка, попляши.
    Ши-ши-ши - на поляне малыши.
    Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши.
    Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.

    В:  Ребята, у вас на столах карточки. Найдите на картинке, как можно больше предметов со звуком Ш и раскрасьте их.

     

     

     

    Дети выполняют артикуляционную позу.

    Дети: Ш-ш-ш-ш-ш…

    Дети: Ша-ша-ша

    Дети: Шо-шо-шо

    Дети: Шу-шу-шу

    Дети: Ши-ши-ши

    Дети: Ша-шо-шу-ши

    Дети хлопает на соответствующие слоги.

    Дети повторяют.

    Д: Аша - ашо - ашу - аши

    Д: Оша - ошо - ошу - оши

    Д: Уша - ушо - ушу - уши

    Д: Иша - ишо - ишу - иши

    Д: шта - што - шту – шты

    Д: ашт - ошт - ушт – ышт

    Д: тша - тшо - тшу – тши

    Д: шка - шко - шку – шкы

    Д: кша - кшо - кшу – кши

    Д: акш - окш - укш – ыкш

    Дети четко произносят слова со звуком [ш]

    Дети: Шапка, шампунь, шуба, шумовка, шина, шиповник, гуашь, душ, финиш, мышь, камыш, каша, башня, башмак, капюшон, кошка.

    Дети упражняются в словоизменении.

    Дети разучивают стихотворение, отрабатывая выразительность и плавность речи.

    Заключительный

    В.: Сегодня мы с вами отрабатывали звук [ш]. Вы молодцы, очень старались.

     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в средней группе по звуковой культуре речи Тема: «Звук л».

    Этот конспект составлен в игровой форме. Дети с удовольствием занимаются, выполняют задания играя....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

    Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

    Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР

    Конспект коррекционной подгрупповой  образовательной  деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия  на неречевых звуках»  дети с ФФНРЦели:Коррекцион...

    Логопедическое занятие (подгрупповое) в старшей группе детей с ОНР Тема: « Автоматизация звука Л в словах, предложениях, стихах»

    ТЕМА: «Автоматизация звука «Л» в словах, в стихах»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л»  в словах, предложениях, стихах.ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Уточнить характеристику и артикуляцию звука ...

    Конспект НОД с детьми средней группы Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р

    Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-э...