Особенности сформированности связной речи старших дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида.  

  Однако речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Вместе с тем язык и мышление – не тождественные понятия. Язык есть орудие мышления и познания, является средством выражения мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_martynenko.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сформированности связной речи старших дошкольников

Т.В.Мартыненко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27 «Филиппок»

г.Нижневартовск

Аннотация

Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида.  

  Однако речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Вместе с тем язык и мышление – не тождественные понятия. Язык есть орудие мышления и познания, является средством выражения мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, монологическая речь, речевая коммуникация, коррекционное обучение и воспитание.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые подгрупповым методом (5-6чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР.

Работа по формированию связной речи строится в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности). Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

Рассмотрим методику, предложенную Глуховым В.П. Коррекционная работа по формированию связной монологической речи детей с ОНР включает в себя ряд разделов, предусматривающие  постепенный переход  от формирования у детей репродуктивных форм речи к самостоятельным, т.е. от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.  Овладение детьми навыками монологической речи происходит в следующих формах: 

  1. составление высказываний по наглядному восприятию;
  2. воспроизведение прослушанного текста;
  3. рассказывание с элементами творчества.

По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми навыками и способами действий (особенности обучения построения данного вида монологического высказывания, его планированию и др.), а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи :

  • закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения;
  • формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

А)  усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);

Б) формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;

В)  обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

В программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и методических указаниях к ней  приводятся рекомендации по формированию связной монологической речи в соответствии с периодами обучения.

В I периоде первого года обучения (сентябрь – ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во II периоде (декабрь – март) вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

В III периоде (апрель – июнь) наряду с совершенствованием навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме. Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной монологической речи детей.

Содержание работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной монологической речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.

В коррекционной работе по формированию связной монологической речи детей с ОНР предусматривается тесная взаимосвязь   работы логопеда и воспитателей групп. Ряд занятий по формированию монологической речи проводится воспитателем под руководством логопеда. Им же даются рекомендации по организации воспитательских занятий, применению речевых заданий и упражнений, словарного материала, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики отмечаемых речевых затруднений в овладении навыками связной монологической речи. Воспитателем проводится подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда. На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной монологической речи.

Работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает:

  • коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи;
  •  целенаправленное развитие фразовой речи;
  •  навыков речевого общения;
  •  обучение рассказыванию.

Итак, суммируя вышеизложенное, можно отметить, что успех коррекционного обучения детей с ОНР   во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется логопедом на занятиях, в содержание которых входит формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Кроме того, проводится работа по формированию звуковой культуры речи.

                                   

ЛИТЕРАТУРА

  1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. — 2—е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004.
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Просвещение» 1998. 
  3. Еремина В. Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами // Дефектология. 5 / 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Особенности связной речи старших дошкольников с нормальным речевым развитием .

Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально - смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать назван...

Особенности развития связной речи у дошкольников

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми....

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».

Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности развития связной речи у дошкольников»

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же д...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...