консультация для воспитателей "Связная речь и ее значение для общего развития ребенка"
консультация по развитию речи на тему

В данной консультации раскрывается значение связной речи для ребенка дошкольного возраста  по  периодам, 2-3 года, 3-4года, 5-6 лет, 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateleysvyaznaya_rech.docx13.61 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Д\С «Брусничка»

П.Добчур

Консультация для воспитателей  

Тема: «Связная речь и ее значение для общего развития ребенка»

Подготовила:

Тенникова Е. Ю.

Воспитатель,

 2-я квалификационная категория

Связная речь  ее значение для общего развития ребенка

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации.

По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова, следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Предметом речевой деятельности, определяющим ее психологическое содержание, является мысль как форма отражения в сознании человека связей   и отношений явлений и событий окружающего мира. Если предметом речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение которой направлены говорение и письмо, то главным и определяющим средством осуществления речевого общения является язык или языковая система.  

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Диалогическая – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог, как форма речи состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в  виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора  - беседы- двух или нескольких участников речевого общения.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких – либо фактах, явлениях, реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Это определяется прежде всего ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях

Вопросы формирования связной речи детей дошкольного возраста  с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л. А. Пеньевской, Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженской, М. С. Лаврик. Исследователи отмечают, что элементы связной речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4-х лет детям становится доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. Однако, полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.  Поэтому в задачи педагогов входит как создание необходимых условий для обучения, так и сам процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение игры в развитии ребенка"

В консультации для родителей рассказывается о том, чему ребенок обучается в игре, даются советы родителям по проведению игр....

Консультация для родителей "Значение оригами для развития ребенка"

Беседа с родителями о влиянии оригами на развитие внимания, памяти, мышления, воображения детей дошкольного возраста....

Роль речи в общем развитии ребенка

В материале содержится информация о том, какую роль играет речь в развитии личности  ребенка....

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»...