Интегрированная НОД в подготовительной группе " Гости на порог - хозяйка за пирог".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ершова Людмила Анатольевна

Знакомство с особенностями быта крестьян на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gosti_na_porog_khozyayka_za_pirog.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе

« Гости на порог – хозяйка за пирог»

  Цель: знакомство с особенностями быта крестьян» на Руси.

 Задачи:

 1. Обогатить и активизировать речь детей словами изба, лоскутное одеяло, самовар, самотканая дорожка, пряжа, прялка, люлька, рушник, кувшин.

 2. Познакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре, бытом и творчеством крестьян.

3. Расширить знания, умения и навыки о фольклорной Руси.

 4. Закрепить умение работать с соленым тестом.

 5. Прививать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям.

 Предварительная работа: чтение русских народных сказок, знакомство с фольклором, прослушивание русской народной музыки, разучивание колыбельной, знакомство с предметами быта, внешним строением русской избы.

 Оборудование и материалы: магнитола, аудиозаписи русской народной музыки, соленое тесто, предметы быта, скамьи, народный женский костюм.                

                                                Ход деятельности:

( под музыку входят воспитатель и дети)

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было всё: и житьё, и бытьё, и здоровьице».

-А что означает слово « здравствуйте»? (ответы детей).

Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку с кем здороваешься. А ещё люди, когда заходили в дом помимо того, что здоровались-кланялись, приветствуя дом и хозяев, которые там живут.

Русь деревянная - края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

-Ребята, а почему Русь называют деревянной? (Ответы детей)

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

- Как называли такие дома? (Изба). (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Раньше в старину говорили: срубить избу. Одному человеку было не под силу рубить избу и поэтому все помогали друг другу. Если кто-то строил избу, помогали всей деревней, «одному хорошо, а вместе лучше».

-Ребята, а вы любите путешествовать?

- Я приглашаю вас отправиться в прошлое Руси.

-Хозяйка в избе нас будет встречать.

 Готовы, ребята, пора начинать!

Хозяйка:  Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.

Дети: здороваются с поклоном.

Хозяйка:  Ребята сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе.

Проходите, посмотрите. - А вы помните, что такое изба? Правильно, это дом из дерева.

  - Сегодня я вам расскажу про моё житиё-бытиё, как на Руси-матушке жили-поживали. Проходите, на лавочки садитесь.

(Дети садятся)

 -Посмотрите на убранство моей избы.

-Что ребята, вам знакомо в избе?

Дети и Хозяйка: Сундук (в нём храню одежду, холсты и другую домашнюю утварь, сундуки бывают большие и маленькие). Прялка (нужна для того, чтобы сучить пряжу). Печь, самовар, половики……

Хозяйка: - Посмотрите, ребята, что это лежит у меня на полу? (Коврики.)

 - Такой длинный коврик в старину называли половиком или дорожкой.

Я их сама связала крючком. Посмотрите, какие они красивые, в полоску и с узорами!

 - Как вы думаете, а для чего использовали половики? (Ответы детей.)

 - Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

 Ребёнок:  -Хозяюшка, а что это у вас за кроватка?

-Это люлька, там спит мой сыночек.

Воспитатель: -Наверное, надо младенцу поправить одеяльце.

-Ребята, посмотрите, каким красивым одеяльцем укрыт малыш. А чем оно необычно? ( ответы детей)

Хозяюшка: -Правильно оно сшито из маленьких тряпочек , лоскутков, и поэтому оно называется лоскутным.

Плач младенца.

Воспитатель: -Дети, а давайте споём младенцу колыбельную, чтобы крепче ему спалось:

 (Дети встают и поют колыбельную, в руках покачивая воображаемого младенца.)

Ой, люли-люлюшеньки,

 Баиньки-баюшеньки...

 Сладко спи по ночам,

 Да расти по часам.

Хозяюшка: - Спасибо, вам ребятушки, помогли успокоить моего сыночка.

На Руси любили шутки, прибаутки и загадки. Попробуйте отгадать одну загадку:

Наша толстая Федора

Наедается нескоро,

А зато, когда сыта,

От Федоры теплота. (Печь)

-Ай да молодцы! Конечно, это печь! Печь в русской избе - самое главное. В старину о ней говорили так:

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, барыня,

Освети, полечи и спаси,

В дом богатство неси.

Воспитатель: -Почему к печке так ласково обращались люди?( ответы детей)

Хозяюшка: -Да, печь  ласково на Руси называли «кормилицей», «барыней». А почему же печь была главной в избе? (Ответы детей.) - С печью был связан весь быт человека. Печь не только согревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. На печи можно было и спать.

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете русские народные сказки, в которых есть печка?

Дети: «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Сивка-бурка»…

-Молодцы, правильно.

Воспитатель: А что это, хозяюшка, у тебя на печи?

Хозяйка:

Дом вести - не бородой трясти, всё надо припасти.

Над квашнёй сижу, пятернёй вожу.

Мешу, мешу тесто, есть в печи место.

Вот тесто подоспело, нужно взяться нам за дело.

- Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

 «Умей в гости звать, умей и угощать».

 - Послушайте ещё одну загадку, и попробуйте отгадать, что было самым главным на столе:

 У носатого у Фоки

 Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

 И как зеркало блестит. (Самовар)

 - На столе в избе всегда стоит горячий самовар. А традиционное угощение к чаю - сушки, бублики, сухарики, крендельки. Я очень вас ждала в гости. Истопила печь, замесила тесто, а испечь ничего не успела. Поможете мне бублики слепить? А потом и чай попьём. - Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем взять тесто в руки? (Вымыть руки.) - Я люблю чистоту. Ведь у хозяйки всегда должно быть все чисто и аккуратно. Подходите по одному ко мне, и я вам из кувшина полью на руки. Руки вытирать вы будете не просто полотенцем, а рушником. Он длинный, красивый. Что его украшает? (вышивка).

(Дети моют руки, воспитатель помогает организовать процесс хозяюшке.)

Воспитатель: - Детки, а давайте разомнем наши пальчики перед работой.

Пальчиковая игра «Бублички»

 Лепим мы бублички, (Дети изображают, как лепят – ладошка об ладошку.) Круглые, как личики. (Ладошки подносят к лицу.)

 Получили из печи (Руки выставляют вперед ладошками верх.)

 Вкусные куличики!

Хозяйка: - А теперь я вам покажу, как лепить бублики, и вы их сделаете сами. (Хозяйка лепит бублик, кладет его на противень перед ребятами и потом выдает по кусочку соленого теста ребятам. Дети раскатывают колбаску, сворачивают её в колечко. Затем укладывают бублики на противень, а хозяйка «кладет их в печь»)

- Ой, какие молодцы, все постарались. Вытирайте руки.

 Воспитатель: - Пока наши бублики пекутся, мы поиграем с мячом, с которым играли в старину.

Игра «Я начну, а ты закончи»

Описание. Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребёнок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

«Для дорогого гостя – и ворота настежь».

  «Хозяин весел – и гости рады».

  «Много гостей – много новостей».

  «Что есть в печи – на стол мечи».

  «С миру по нитке – нищему рубашка».

  «Как аукнется, так и откликнется».

  «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Делу - время, а потехе - час»

Хозяюшка:  -Ой, я совсем с вами заигралась и забыла про наши бублики.

(Достаёт из печи противень уже с настоящими бубликами).

-Ах, какие они у нас румяные получились! А аромат - то какой!

(отдает противень воспитателю)

Воспитатель: Спасибо хозяюшка за приём, за угощение!

Хозяюшка: -Приходите ещё, всегда вам рада!

Воспитатель: - Обязательно придём ещё. Правда, ребята? Вам понравилось в гостях?

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

 - Возвращаемся в свою группу и будем готовиться  к чаепитию.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Гости на порог - хозяйка за пирог"

Цель: воспитание  чувств патриотизма и любви к своей малой Родине; привитие интереса к традициям  и быту старины....

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"

Конспект интегрированного затнятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"подготовила воспитатель 1 кв. категории  Васильева Татьяна Сергеевна  МБДОУ детский сад "Березка"...

Конспект совместной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в старшей группе «Гости на пороге».

Данный материал затрагивает очень актуальные на сегодняшний день вопросы трудового воспитания подрастающего поколения и будет полезен педагогам  старших дошкольных групп...

Казачий праздник для подготовительной группы «Осень на порог – на стол пирог».

Сценарий для подготовительной группы, с использованием казачьих песен и танцев....

Конспект совместной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Гости на пороге».

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное ... Основные подходы к трудовому воспитанию в...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Конспект занятия по развитию речи  (подготовительная группа)  Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»...