Формирование навыка пересказа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гуничева  Лариса  Александровна

дети учатся пересказывать по картине 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пересказывание расказа78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по пересказу в подготовительной к школе группе.

Тема. Пересказ рассказа «Весна».

Образовательные задачи.

 Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи.

Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.

Воспитательные задачи.

Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.

Оборудование

Мольберт, рассказ Г.А.Скребицкого «Весна», напечатанный в хрестоматии по детской литературе, музыкальный центр, лист ватмана с мнемотаблицей, фломастеры.

Предварительная работа.

Экскурсия в весенний парк, наблюдение за белками и птицами. Разучивание хороводной игры «Весеннее солнце».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания рассказа.

Воспитатель сообщает детям о начале занятия. Дети усаживаются на стульчики перед мольбертом.

Воспитатель. Какое время года наступило?

Дети. Наступила весна.

Воспитатель. Какие признаки весны вы можете отметить в состоянии природы и погоды?

Дети. Пригрело весеннее солнышко, световой день стал увеличиваться, Снег начал таять и стали образовываться лужи. На деревья набухли почки. Дети поменяли зимнюю одежду на весеннюю. Проснулись от зимней спячки звери и насекомые. Запели звонко птицы, стали вить гнезда.

Воспитатель. Очень хорошо. Вспомните стихи о весне.

1-й ребенок. Стихотворение «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег.                                           Мы молодой весны гонцы,

А воды уж весной шумят-                                         Она нас выслала вперед!»

Бегут и будят сонный брег,                                       Весна идет, весна идет!

Бегут и блещут и гласят…                                         И тихих, теплых майских дней

Они гласят во все концы:                                            Румяный светлый хоровод

«Весна идет, весна идет!                                             Толпится весело за ней.

                                                                                             (Ф.И.Тютчев)

Воспитатель. Сегодня мы продолжим разговор о весне, поиграем. А сейчас послушайте рассказ о весне.

2.Первичное прослушивание рассказа детьми.

Развитие речевого слуха, чувства языка.

Воспитатель читает рассказ, а в это время дети рассматривают иллюстрации из книжки.

3 Беседа по прочитанному.

Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.

Воспитатель организует беседу с детьми.

Воспитатель. Какое время года наступило?

Дети. Наступила весна, пригрело весеннее солнце.

Воспитатель. Что стало происходить в лесу?

Дети. Начал таить снег.

Воспитатель. Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?

Дети. С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.

Воспитатель. Какие насекомые выбрались из старого пня?

Дети. Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.

Воспитатель. Кто сидит на пеньке?

Дети. Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.

Воспитатель. Кто очнулся от зимнего сна?

Дети. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.

Воспитатель. Послышалось шуршание. Это кто проснулся?

Дети. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.

Воспитатель. Что делал ежик на пригорочке?

Дети. Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.

Воспитатель. Куда побежал ежик?

Дети. Ежик побежал по поляне искать себе еду.

Воспитатель. Чем питается голодный ежик?

Дети. Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.

Кто ожил под теплым весенним солнышком?

Дети. Огромный лесной дом-муравейник.

Воспитатель. Чем заняты муравьи?

Дети. С рассвета до темна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.

Воспитатель. Кто прилетел к старому пню?

Дети. Прилетели две маленькие серенькие птички.

Воспитатель. Что они стали строить?

Дети. Стали они вместе строить гнездо.

4.Подвижная игра.

 Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, закрепление знаний детей о признаках весны.

Солнце, солнце, выходи                              Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.

И всю землю освети!                                   Идут по кругу, взявшись за руки.

Чтоб весна скорей настала,                         Останавливаются и опускают руки вниз

Чтобы нам теплее стало,                             Перекрещивают руки на груди и трут плечи

Чтоб капели звонко пели,                 Движение кистей рук, имитирующие падение капель

Чтоб весной ручьи звенели,                         Волнообразно двигают руками

Чтоб цветочки распускались,                       Поднимают руки над головой и опускают вниз

С юга птицы возвращались.                          Взмахивают руками

Солнце, солнце землю грей!                          Хлопают в ладоши на каждое слово.

Пусть весна придет скорей!

5.Повторное чтение текста воспитателем.

Развитие речевого слуха.

6. Небольшая пауза для обдумывания сказки детьми.

Воспитатель. Помещает на мольберт перед детьми мнемотехническую таблицу «Весна».

Сейчас вы подумаете одну минуту, подготовитесь и будите рассказывать рассказ, глядя на картинки.

7. Пересказ рассказа несколькими детьми по частям.

Развитие связной речи.

8. Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие».

Развитие мелкой моторики, закрепление правильного употребления названий насекомых, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, закрепление обобщающего понятия «Насекомые».

Насекомых видим в книжке:

Муравья и муравьишку,

Вот пчела, а это пчелка,

Это жук, а вот жучок,

Вот комар, а вот комарик,

Вот паук, вот паучок.

Мы сейчас идем гулять,

Будем их в лесу искать.

( Дети по очереди разгибают по одному пальцу то на правой, то на левой руке, называя насекомых)… Идут пальчиками по столу.

9. Пересказ рассказа одним из детей.

Развитие связной речи.

10. Оценка работы детей.

Воспитатель подводит итог занятия и оценивает деятельность каждого из детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.

Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....

Особенности формирования навыков пересказа у детей с ОНР

                                                      ...

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Проект на тему: «Метод моделирование сказок, как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с помощью туннель бука»

Развитие речи у детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного обучения. Именно в этом возрасте закладывается и развивается основа грамотной и связной речи. Важную роль в развитии речи...

Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи

Одним из главных показателей владения языком, является умение связно передавать свои мысли. Ребенку легче общаться со сверстниками, выражать свои мысли, познавать окружающий его мир, если у него доста...