Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колегова Ольга Николаевна

Одним из главных показателей владения языком, является умение связно передавать свои мысли. Ребенку легче общаться со сверстниками, выражать свои мысли, познавать окружающий его мир, если у него достаточно высокий уровень владения языком. Поэтому необходимо формировать у дошкольников правильную  речь и предупреждать отклонения речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.37 

"Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Ключевые слова: тяжелое нарушение речи, ТНР, связная речь, пересказ, навыки пересказа

Введение

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы речевого и познавательного развития дошкольного периода.  Именно, в этом возрасте мощным новообразованием является развитие речи. Дети сначала учатся выговаривать слова, потом строить фразы и предложения, то есть, у них формируется связная речь. Одним из главных показателей владения языком является умение связно передавать свои мысли. Ребенку легче общаться со сверстниками, выражать свои мысли, познавать окружающий его мир, если у него достаточно высокий уровень владения языком. Поэтому необходимо формировать у дошкольников правильную речь и предупреждать отклонения речевого развития.

В связи с тем, что постоянно растет число детей с общим недоразвитием речи, проблема формирования у них навыков пересказа занимает важное место в логопедии, и все более актуальным становится вопрос о методике их развития. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерна несформированностью всех компонентов языковой системы, это затрудняет и без того сложный процесс формирования связной речи у детей-логопатов.

Актуальность: в работе с детьми с нарушениями речи одной из самых актуальных проблем является проблема развития речи.

Темп развития речи у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств, это и не дает возможности ребенку полноценно общаться и социализироваться.  Р.И. Лалаева и

Н.В. Серебрякова утверждают, что формирование навыков пересказа у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, связано с большими трудностями. Такие дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Анализируя особенности связной речи детей с ТНР, Л. Н. Ефименкова говорит, что при пересказе дети с нарушениями речи, не могут построить предложение, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы, а значит такая речь хаотична, бедна и выразительно не оформлена.

Поэтому вопрос формирования связной устной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе обучения их пересказу приобретает особую актуальность. Встает вопрос о разработке педагогических условий в процессе обучения пересказу. Значимость изучения проблемы развития связной речи и определяют ее актуальность.

Цель статьи: изучить эффективность использования рассказов при формировании навыков пересказа у дошкольников с ТНР.

Основная часть

Я предполагаю, что процесс формирования навыков пересказа у дошкольников с ТНР будет эффективным, если соблюдать следующие педагогические условия:

  1. Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с ТНР
  2. Организация совместной деятельности детей и взрослых.
  3. Создание специальной коррекционно-развивающей предметной среды.
  4. Учет индивидуальных способностей в силу дефекта.

Мною были подобраны методики для обследования связной речи, предложенные В. П. Глуховым и Т.Б. Филичевой. Было обследовано, связная речь, то есть возможность ребенка с ТНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Особое внимание уделялось полноте передачи содержания текста, наличию смысловых пропусков, повторов, соблюдению логической последовательности изложения, а также наличие смысловой связи между предложениями, частями рассказа.

Результатам обследования навыков пересказа дошкольников ТНР по методике В. П. Глухова и Т. Б. Филичевой показал, у детей достаточно низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объем, структура фраз, бедность языковых средств). При составлении рассказа по серии картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки, составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным, практически для всех детей требовалась помощь, вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картину или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении).

Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы: дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом, составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета, составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения, таким образом, проведенное обследование позволяет сделать вывод о том, что дошкольники имеют ряд проблем, а именно значительно беден словарный запас; дети мало используют в речи распространенные предложения; в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения, большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений, при рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольников именно в русло развития умения правильно говорить, рассказывать..

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образа в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутри текстовые связи).

Пересказ может быть подробным, с изменением лица рассказчика, пересказ фрагментов и инсценированный пересказ.

Требования к качеству пересказа должны быть самыми серьезными, чтобы был именно пересказ, а не вольная интерпретация. Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования, которые надо предъявить с самого начала:

  • осмысленность, то есть полное понимание текста;
  • полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
  • последовательность;
  • использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
  • правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  • культура устного рассказа в широком смысле слова: правильная спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.

Таким образом, пересказ - это первый вид работы по развитию связной речи детей, которому начинают обучать в дошкольном возрасте.

Существует традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами: Сохин Ф. А. и Бородич А. М. [1].

Особое внимание обучению пересказу по традиционной методике уделяла Дементьева А. М. В самом начале обучения пересказу она рекомендует широко использовать совместный (сопряженный) пересказ, позже отраженный. На более поздних ступенях обучения предлагает использовать подсказ. Помимо традиционных приемов работы по подготовке к пересказыванию, можно выделить ряд нетрадиционных подходов к этой теме у детей с нормальным речевым развитием.

«Карты Проппа» можно использовать для работы над сказочными произведениями. Белобрыкина О. А. подчеркивает особую целесообразность использования карт, выделяя то, что наглядность и красочность их исполнения помогает ребенку запомнить больше информации и впоследствии использовать ее при пересказе, составлении собственных рассказов.

Помимо карт Проппа Белобрыкина О. А. предлагает целый ряд игровых заданий, способствующих запоминанию текста:

- имитация; перевод литературного образа в исполнительный;

Соломенникова Л. Подчеркивает важность использования наглядных моделей для обучения детей пересказу. Во время беседы по содержанию текста она рекомендует предложить детям иллюстративное панно, содержащее наглядный план пересказа. На последующих занятиях Соломенникова Л. предлагает заменить панно условными схемами-моделями сюжетов, которые помогают детям составлять план пересказа. На более поздних этапах она советует использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, Воробьева В. К. предлагает использовать для обучения детей пересказу картинно-графический план. Этот метод хорош для работы с рассказами цепного характера. С помощью картинно-графического плана педагог может показать детям логику построения рассказа, кроме того, план служит наглядной опорой для пересказа.

Жукова О. В. отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие

Один из приемов обучения детей с ТНР связному пересказу – работа с логопедическими сказками [3].

Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержание, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков.

  • Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
  • педагог читает сказку ребенку;
  • ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
  • затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
  • педагог моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
  • ребенок пересказывает сказку по модели.

При обучении детей с ТНР пересказу автор Глухов В. П. предлагает вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы [2]. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих пересказ приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстрация, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). К концу первого года (третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме.

В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения при обучении пересказу рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

Автор отмечает, что работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает: - усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применение полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа; развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях

Вывод: Изучив опыт работы разных авторов по традиционной и коррекционной методике обучения детей пересказу можно сделать вывод:

Традиционная методика, учитывая речевое развитие детей дошкольного возраста в норме, больше опирается на вербальное озвучивание текста пересказа, хотя не исключает использование иллюстраций к произведению как прием работы;

На мой взгляд, коррекционная методика автора Воробьевой В. К. предполагает работу по пересказу с использованием картинно-графического плана только для специальных текстов цепного характера, что приемлемо для детей с ТНР или на начальных этапах обучения;

Из всего многообразия коррекционных методик, предлагаемых в обучении детей с ТНР пересказу, считаю более целесообразной методику Глухова В. П. и разработанный на основе этой методики авторами Лебедевой Л. В. и Козиной И. В. алгоритм структуры занятия, так как он включает в себя, помимо использования моделей, развитие внимания к синтаксису языка и построен в логической последовательности в работе над текстом

Заключение: Обучение рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Пересказ – это сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, его память, воображение. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи, и это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В. П., Бородич А. М., Филичева Т. Б., Воробьева В. К., Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.)

Список используемых источников:

  1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [текст]. – М., 1981.
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи [текст]. 2 изд., исп., и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - м.: Просвещение, 1981.
  4. Лебедева, Л. В., Козина, И. В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем [текст]. – М., 2008.
  5. Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Методические рекомендации – М. Книголюб, 2003
  6. https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-navykov-pereskaza-u-detey-s-onr-metodom-naglyadnogo-modelirovaniya-i-teatralizovannyh-igr

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи

Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи          Взаимоотношения можно рассматривать как продукт деятельности общения. Они зарождаются...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ

Предлагаю вашему вниманию статью с транслированием опыта по формированию навыков общения у детей с ТНР на базе МБДОУ№ 110...

Использование технологии "Коврограф" для реализации ФГОС в работе с детьми с ОВЗ для детей с тяжелыми нарушениями речи

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимущ...