ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ
статья по развитию речи

Большакова Наталья Валерьевна

Предлагаю вашему вниманию статью с транслированием опыта по формированию навыков общения у детей с ТНР на базе МБДОУ№ 110

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл original_statya_formirovanie_navykov_obshcheniya._docx.docx835.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПРИ ПОМОЩИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ

Транслирование опыта специалистов МБДОУ №110

Большакова Наталья Валерьевна

Учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №110»

город Нижний Новгород

Аннотация

Коммуникация – основа социального взаимодействия. Некоторым детям, в силу тяжелых речевых нарушений,  требуется введение дополнительной коммуникации, что даст  им возможность  взаимодействовать с окружающими.

Ключевые слова: логопедия; коммуникативная доска; инновационные методы; педагогическая практика.

     В логопедической работе специалисту всё чаще приходится сталкиваться с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Бывает,  что у ребенка 6-7 лет в активной речи нет ни одного слова.

    Ребенок, не владеющий вербальной речью, не способный выразить свои самые элементарные потребности становится раздражительным, у него меняется поведение, может появиться агрессия или самоагрессия. Чтобы избежать этих проблем, необходимо как можно раньше ввести ребенку альтернативную коммуникацию. Это поможет ему общаться и делиться информацией.

     В работе логопеда, данные технологии можно использовать со следующей категорией детей:

-дети с детским церебральным параличом;

-дети с расстройством аутистического спектра;

-дети с тяжелыми нарушениями речи, в том числе со сниженным интеллектом.

     Функциональное назначение коммуникативной доски состоит в том, что ребенок, указав на  необходимый символ,  как можно быстрее, с минимальными усилиями может выразить своё желание, прокомментировать или ответить на вопрос.[4,с.85]

     Работа по введению коммуникативной доски состоит из нескольких этапов.

    Прежде всего, следует провести оценку уровня коммуникации ребенка. Для овладения данной системой общения ребенок должен инициировать контакт,  различать картинки и у него должен быть сформирован указательный жест.

     Далее ребенку предлагаются таблицы для сканирования (рис.1), чтобы понять, насколько он ориентируется  на таблице с рисунками. Ребенок должен найти и показать требуемый объект. Если ребенок успешно с этим справляется, можно двигаться дальше.

C:\Users\Компьютер\Desktop\сканы б\5.tif       C:\Users\Компьютер\Desktop\сканы б\4.tif

Рис. 1

     Для того, чтобы приступить к непосредственному созданию самой коммуникативной доски, нам необходимо выявить сильные  мотивационные стимулы. Можно получить информацию от родителей или сделать собственные пробы. Важно  правильно подобрать мотивацию для ребенка, это поможет лучше вовлечь его во взаимодействие и повысить его интерес к процессу обучения. У каждого ребенка будут свои предпочтения.  На начальных этапах обучения, чаще всего это бывает пищевой стимул. На доске мы располагаем слова, необходимые для выражения просьбы в виде  предложения «Я хочу….». Далее идет фото с мотивационным стимулом. Сначала их будет не более двух (рис.2).

C:\Users\Компьютер\Desktop\сканы б\1.tif

Рис. 2

    Ребенок должен привлечь внимание педагога, найти нужные символы и указав на них,  передать сообщение. Наша задача на данном этапе, чтобы ребенок понял, что указывая на символы, он получит желаемый объект.  Задача педагога, как только ребенок дотрагивается до изображения, произнести то, что написано на картинке. Ребенок слышит произносимые слова, соотносит их с изображением. Впоследствии, часто бывает так, что ребенок начинает проговаривать  слова вместе с педагогом. На начальном этапе обучения действия производятся «рука в руке». [4,с.85]

Когда ребенок показывает понимание задачи, педагог добавляет новые слова, тем самым увеличивая коммуникативные возможности (рис.3).

C:\Users\Компьютер\Desktop\сканы б\3.tif          C:\Users\Компьютер\Desktop\сканы б\2.tif

Рис. 3

    На дополнительных планках размещаются дополнительные слова-картинки по каждой лексической теме (рис.4).

C:\Users\Компьютер\Desktop\сканы б\6.tif         C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Фото для Большаковой\ДОСКА 005.jpg

Рис. 4

       Коммуникативная доска очень проста в изготовлении. Это ламинированный лист картона, на котором наклеены или напечатаны картинки-символы.  Таким малозатратным способом можно изготовить доску для каждого неговорящего ребенка.

     Важным моментом в данной работе выступает постоянное взаимодействие с родителями, поскольку именно с ними ребенок проводит большую часть времени. Родителям следует разъяснить о коммуникативных возможностях их детей, познакомить их с методами и приемами альтернативной коммуникации, чтобы они могли использовать и закреплять данный навык в домашних условиях.

      Обеспечение ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами альтернативной коммуникации повышает уровень его социализации, улучшает качество жизни, дает возможность почувствовать себя полноценной личностью.[1, с.42]

Список литературы:

  1. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ. Методическое пособие – М.,Творческий Центр Сфера, 2017 – 59с.
  2. Течнер Стивен фон, Мартинсен Харальд
    Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. — М. : Теревинф, 2014 — 432 с.
  3. Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 г. — СПб, 2014. — 240 с.
  4. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра. Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнаженные сердца» - М. Эксмо, 2020 – 149 с.