Программа организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кирьян Лидия Борисовна


Основной целью программы является реализация потениальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция певческих навыков путем использования логоритмических игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_organizatsii_individualnogo_obucheniya.docx77.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

 детский сад компенсирующего вида№46

«Кот в сапогах»

Программа организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи

Музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории  

Л.Б.Кирьян

Оглавление

  1. Паспорт программы                                                                                                                                        
  2. Пояснительная записка                                                                                                                                      
  3. Характерные особенности развития  певческих навыков  у
    детей с тяжелыми нарушениями речи.
  4. Содержание программы

4.1Артикуляционная гимнастика

4.2. Игры на развитие речевого и певческого дыхания

 4.3.Развивающие игры с голосом

4.4. Речевые ритмоинтонационные игры и упражнения

5.Методические приемы

6.Ожидаемый результат

7. Механизм реализации программы

 8.Контроль за реализацией программы

 9.Литература

Приложение №1 
Перспективный план игр и упражнений для развития певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

       Приложение №2 

      Задания и таблицы для определения уровня музыкальных способностей детей по методике диагностики О.П. Радыновой с учетом требований «Программы воспитания и обучения  в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

                                                                                                                                       

  1. Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной программы

Программа организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи

Основание для разработки программы

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ;

Конвенция ООН о правах ребенка; Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение  дополнительного образования»;

Рекомендации департамента образования города Нижневартовска;

Программа воспитания и обучения в детском саду/под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005;

Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.Детство-пресс Санкт-петербург ;1999.

 Логопедическая ритмика ГА. Волковой, 2002 г

 Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.– Петербург, 2000.

Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников.

М.:Академия, 2002.

Организация исполнитель

программы

Администрация МБДОУ № 46

 Целевая группа

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Составители программы

Кирьян Лидия Борисовна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»;

 Цель программы

Реализация потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция певческих навыков путем использования логоритмических игр и упражнений.

Задачи программы

1. Развивать музыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса.
2. Развивать певческие навыки ребенка:

речевое и певческое дыхание;

правильную артикуляцию;

интонирование;

голосовые возможности;

звукообразование;

выразительное пение.

3. Развивать коммуникативные качества детей.

Планируемые результаты

Дети научатся:

проговаривать  слова выученных песен, попевок
петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля.
самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.
достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.
достаточно эмоционально передать содержание песни.
достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.

Итоги реализации программы

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме концертов, праздников, развлечений

Сроки реализации программы

2014-2016г.

2.Пояснительная записка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, дети учатся взаимодействовать со сверстниками.

Современные программы дошкольного воспитания предполагают развитие певческих навыков  у детей дошкольного возраста, в частности развитие певческих навыков определяется Программой воспитания и обучения в детском саду (автор М.А.Васильева). С каждым годом все больше детей приходит в сад с тяжелым нарушением речи, с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя. Уровень знаний, умений и навыков детей, оставляет желать лучшего.Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется.

В Федеральном государственном образовательном  стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вступившем в силу в январе 2014 г., обозначены целевые ориентиры,  включающие в себя базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять становление личности, и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

      Педагогическая система МБДОУ ДСКВ № 46 включает в себя коррекционно-образовательную работу, которая представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

          Анализируя  Программу воспитания и обучения в детском саду (автор М.А.Васильева) вид деятельности  пение и проведя педагогические наблюдения, выяснилось, что сложившаяся система развития певческих навыков  не обеспечивается в должной мере.  На основе анализа и его результатов появилась  необходимость в разработке  программы, которая учитывает индивидуальные особенности воспитанников и поможет в работе с детьми в  развитии певческих навыков.       Отличительной особенностью  программы по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи   является использование различных методов и приемов, в частности  такой эффективный метод  как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и  развитие музыкальной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания игр и упражнений.

Цель  реализация потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция певческих навыков путем использования логоритмических игр и упражнений.

Задачи программы:
1. Развивать музыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса.
2. Развивать певческие навыки ребенка:

  • речевое и певческое дыхание;

правильную артикуляцию;

  • голосовые возможности;

звукообразование;

выразительное пение.

3. Развивать коммуникативные качества детей.

     3.Характерные особенности развития  певческих навыков  у
                          детей с тяжелыми нарушениями речи

         Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

В процессе работы над программой  и, опираясь на собственный опыт работы, пришлось столкнуться с рядом специфических трудностей, характерных для данной категории детей:

 .-проблемы  контакта с окружающими;

-легкая  тормозимость в новой, непривычной обстановке;

-частые реакции негативизма;

-отрицательное отношение к новому;

-трудное переключение с одного вида деятельности  на другой;

-медлительность всех психических процессов, скованность или наоборот возбудимость, неловкость моторики.

Речевое недоразвитие также отличается рядом характерных особенностей, которые необходимо учитывать  при развитии певческих навыков  на занятиях:

-стойкое затруднение в названии слов;

-опускание звуков и слогов, перестановок и замен;

-частые паузы и задержка темпа речи.

Среди детей с тяжелым нарушением речи значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития (понимание слов и отношений между ними). Эти дети либо совсем не говорящие, либо пользующиеся отдельными звуковыми комплексами, несколько напоминающими лепет или звукоподражание.

Приобщение детей к певческой деятельности является важным условиям формирования их музыкальной культуры, проявления активного отношения  к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций.

Учитывая принципы систематичности и последовательности,  разработано перспективное  планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение  задач заданий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня развития певческих навыков. (Приложение № 1 )

4.Содержание программы

         Содержание программы включает в себя основные виды музыкально-коррекционной деятельности:

-артикуляционная гимнастика;
-игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
-развивающие игры с голосом;
-речевые игры и упражнения;
Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
-«разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;
-обострить интонационный слух;
-подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
-сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

Предложенные игры и упражнения в программе являются частью занятия по обучению детей певческих навыков. Они используются в 1 части занятия для «разогрева» всех мышц и подготовки голоса к исполнению песенных произведений.
     Учет возрастных особенностей старшего дошкольного возраста требует проведение занятий в игровой форме.  
Программа способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формирует положительный эмоциональный настрой. Это очень важные факторы при подготовке ребенка к школе.

4.1.Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, небом.
В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.
Артикуляционная гимнастика помогает:
- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
- разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
- развить мимику, артикуляционную моторику;
- развить выразительную дикцию.


                 4.2.Игры на развитие речевого и певческого дыхания


         Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Характер физиологического дыхания зависит от физиологической и нервно-психической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).
Навык речевого и певческого дыхания развивается постоянно на каждом занятии и постепенно.
По возможности игры на дыхание соединяются с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д.  

                                4.3.Развивающие игры с голосом

Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плачь), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т.д.), «голосам» неживой природы (тикать, капать и т.д.). Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуконаправленности. У детей формируется определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса.
Систематическое использование развивающих игр с голосом дает возможность:
- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
- выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;
- расширить диапазоны речевого и певческого голоса;
- успешно развивать интонационный и фонематический слух;
-готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией .

             4.4. Речевые ритмоинтонационные игры и упражнения


Они служат эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах. Различными тембрами и различной силой звука.
Речевые игры в форме ритмодекламации помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения.
Начинаются игры и упражнения с использованием самых близких ритмов, например: имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т.д.

5.Методические приемы

Проведенная  работа позволила проверить и систематизировать ряд методических приемов, развивающих певческие навыки у детей с тяжелым нарушением речи.

 Используя те или иные приемы, работая  над формированием певческих навыков  а также решая те или иные коррекционные задачи, желательно фиксировать те приемы, которые помогают достичь хороших результатов, за оптимальный промежуток времени, создавая своеобразную «копилку полезных приемов»:

  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.
  • выразительный показ
  • образные упражнения;
  • вопросы;
  • оценка качества исполнение песни

         Для более успешного проведения занятий необходимо выполнять психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку, индивидуальный подход , учитывающий его возрастные психофизиологические , речевые и музыкальные возможности  – это залог успешной работы.

6.Ожидаемый результат

Ребенок умеет:
* проговаривать  слова выученных песен, попевок;
* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля
* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.
* достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.
* импровизировать голосом короткую фразу.
* достаточно эмоционально передать содержание песни
* достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.

Мониторинг освоения детьми программного материала был составлен на основе разработанных заданий и таблиц для определения уровня музыкальных способностей детей основана на методике диагностики О.П. Радыновой с учетом требований «Программы воспитания и обучения  в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (приложение №2)

7. Механизм реализации программы

        Администрация ДОУ:

-  анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации программы, вносит предложения по ее корректировке;

- осуществляют организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы;

     Исполнителем программы являются  Кирьян Л.Б. - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.

8.Контроль за реализацией программы

          Контроль за реализацией программы организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляет администрация муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах».

9.Литература

1.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Просвещение, 1985.

2.Волкова Г.В. Логопедическая ритмика. М., Владос, 2002.

3.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

4.Кацер О.В Игровая методика обучения пению изд. Музыкальная палитра,
С-П -2005.

5. Орлова Т. статья Учим детей петь. Музыкальный руководитель №5,6
-2004., с.21, №2-2005., с.22

6.Тарасова К. статья К постановке детского голоса .Музыкальный
   руководитель №1-2005., с.2

7.Тиличеева Е. Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

8.Тютюнникова Т.Э. статья Чтобы научиться петь, надо петь.Музыкальная палитра, №5, 2004.

9.Шереметьев В. статья Хоровое пение в детском саду .Музыкальный руководитель.№5-2005., №1-2006.

Приложение №1
Перспективный план игр и упражнений для развития певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи

СРЕДНЯЯ ГРУППА

месяц

Игры и упражнения

СЕНТЯБРЬ

Упр. для развития слуха и голоса" В огороде заинька" муз, Карасевой.

 Упр. для развития слуха и голоса" Зайка" рус. нар. мел.

Упр. для артикуляционного аппарата "надувание щек".

Этюд "Кошка".

ОКТЯБРЬ

Упр. для развития слуха и гол оса "Колыбельная" муз. Тиличеевой

 Упр. для развития слуха и голоса "Петушок" рус. нар. мел.

Упр для артикуляционного аппарата" Сжать губы"

. Этюд "Большая кукла"

ноябрь

Закрепление звука-у-.

Упр для артикуляционного аппарата "Вытянуть губы как для свистка".

Упр. для развития слуха и голоса "Дудочка" рус. нар.

Упр. для развития слуха и голоса "Паровоз" муз. Карасевой.

Этюд "Грустно-весело"

ДЕКАБРЬ

Закрепление звуков -а-, -и-.

Упр. для развития слуха и голоса "Зайка" Карасевой.

Упр. для дыхания "Снежинка"

Этюд "Заинька".

ЯНВАРЬ

Закрепление звуков -о-, -ы-.

Упр. для развития слуха и голоса "Петрушка" муз. Карасевой

Упр для артикуляции: оттягивание углов рта, как для произнесения -о-Этюд "Зимняя шутка".

ФЕВРАЛЬ

Закрепление звуков -м-, -н-

Упр. для развития слуха и голоса "Андрей-воробей" рус. нар.

Упр. для артикуляции "Забор" (оскалить зубы).

Этюд "С добрым утром".

МАРТ

Закрепление звуков-п-, -т-.

Упр для развития слуха и голоса" Сорока ~ Сорока". рус. нар.

Упр для артикуляции (высовывание "узкого и широкого" языка)

Этюд "Плачет котик".

АПРЕЛЬ

Закрепление звука -к-.

Упр. для развития слуха и голоса "Мы идем с флажками". Тиличеевой

Упр. для артикуляции "Поехали на лошадке" (пощелкивание языком)

Этюд "Идет коза рогатая".

МАЙ

Упр. для развития слуха и голоса "Петушок" рус. нар.

Упр. для артикуляции «Часы» ( касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы).

Этюд «Мы варим суп»

СТАРШАЯ ГРУППА

месяц

Игры и упражнения

СЕНТЯБРЬ

Упр. для развития слуха и голоса "Не летай соловей" р.н.м.

Упр. для развития слуха и голоса "Антошка" Боромыковой

Упр. для дыхания (пропевание гласных на одном выдохе -а-а-а-о-о-о-у-у-у-и-и-и)

Психогимнастика "Это я, это мое."

ОКТЯБРЬ

Закрепление звуков -у-, -а-

Упр. для развития слуха и голоса "Эхо" Тиличеевой.

 Упр. для развития слуха и голоса "Буква-а-" Боромыковой Упр. для дыхания "Погаси свечу" (фу-фу-фу-). Психогимнастика "Что там происходит?"

 Логоритмическое занятие "Лес осенью ".

ноябрь

Закрепление звуков -л-, -х-, -о-.

Упр. для развития слуха и голоса "Чики-чики-чикалочка" р.н.м.

Упр. для развития слуха и голоса "Ишак" Боромыковой

Упр для развития силы голоса (тянуть звук тихо, постепенно наращивая громкость -и-и-и-И-

И-И-и-и-)

Психогимнастика "Любопытный"

Логоритмическое занятие "Сбор урожая".

ДЕКАБРЬ

Закрепление звуков -л-. -х-,-о-.

Упр. для развития слуха и голоса "Барабан" Тиличеевой.

Упр. для развития слуха и голоса "Буква-л-".

"Буква-о-"Боромыковой

Упр. для развития силы голоса(на одном дыхании, выдыхая толчками, произнести -х-, -л-Ладонь ребенка на животе, наблюдая подтягивание мышц живота.)

 Психогимнастика" ласка".

Логоритмическое занятие "Новый год."

ЯНВАРЬ

Закрепление звуков-й-, -и-, -м-, -н-.

Упр. для развития слуха и голоса "Конь" Тиличеевой

Упр. для развития слуха и голоса "Буква-й-" Боромыковой

Упр. для дыхания 'Гудок" (мммммм ММММММммммм-усиление и ослабление звука)

Психогимнасти ка" Ласка"

Логоритмическое занятие"3имние забавы".

ФЕВРАЛЬ

Закрепление звуков -б-, -д-, -г-, -в-.

Упр для развития слуха и голоса "Бубенчики" Тиличеевой Упр для развития слуха и голоса "Динь-дон"Боромыковой

"Чайник' Боромыковой

Фонетическая ритмика .Упр для коррекции звуков 3 Психогимнастика "Медвежата"

МАРТ

Закрепление звуков -ф-, -с-, -з~, -ц-.

Упр. для развития слуха и голоса "Скок-поскок" р.н.м.

Упр. для развития слуха и голоса "Резиновая Зина" Боромыковой

"Ты нас, мама не ищи" Боромыковой

Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции произношения звуков 1

Психогимнастика "Встреча с другом"

АПРЕЛЬ

Закрепление звуков -ж-, -ш-, -л-.

Упр. для развития слуха и голоса "Вальс" Тиличеевой

"Заяц белый"Боромыковой "Медвежонок" Боромыковой

Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции звуков 8.

Психогимнастика "Два клоуна".

МАЙ

Закрепление звука -р-.

Упр. для слуха и голоса "Кузнец" Арсеевой

"Мы поем" Арсеевой

Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции звука П.

 Психогимнастика "нежданная радость"

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

месяц

Игры и упражнения

СЕНТЯБРЬ

Упр. для развития слуха и голоса "Качели" Тиличеевой.

"Бубенчики" Тиличеевой "Антошка" Боромыковой.

Фонетическая ритмика. Упр. для закрепления звуков 9.

Психогимнастика "Собака принюхивается".

Логоритмическое занятие "Лесные звери в лесу".

ОКТЯБРЬ

Закрепление звуков -у-, -а-.

Упр. для развития слуха и голоса "Лиса по лесу ходила" р.н.м.

"Кукушка" Тиличеевой "Начинается на -а-" Боромыковой

Фонетическая ритмика. Упр. на закрепление звуков 3.

 Психогимнастика "Что там происходит?"

Логоритмическое занятие "Богатый урожай".

ноябрь

Закрепление звуков -и-, -э-, -п-, -т-, -к-. Упр для развития слуха и голоса "Горошина" Карасевой.

"Буква -и- Боромыковой "Капризные лягушки "Боромыковой. Фонетическая ритмика. Упр. на закрепление звуков 7

 Психогимнастика "Раздумье"

. Логоритмическое занятие "Овощи и фрукты"

ДЕКАБРЬ

Закрепление звуков -й-, -л-, -х-, -о-.

Упр для развития слуха и голоса "Как под наши ворота" р.н.м.

"Окунь" Боромыковой.

Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции звуков 7. Психогимнастика "Круглые глаза".

 Логоритмическое занятие "Готовимся к новогоднему балу".

ЯНВАРЬ

Закрепление звуков -м-, -н-, -и-, -ы-. Упр. для развития слуха и голоса "Труба" Тиличеевой.

"Буква -ы-" Боромыковой

Фонетическая ритмика Упр. для коррекции звуков 1. Психогимнастика"Цветок".

ФЕВРАЛЬ

Закрепление звуков -б-, -д-, -г-, -в-.

Упр. для развития слуха и голоса "Лошадки" Лещенский.

"Динь-дон" Боромыкова.

Упр. для дыхания "Вой ветра" (--вввввВВВВвввв) Психогимнастика "Вкусные конфеты".

МАРТ

Закрепление звуков -ф-, -с-, -з-, -ц-.

Упр. для развития слуха и голоса "Бай качи, качи, качи" р.н.м.

"Резиновая Зина" Боромыковой

Упр. для развития силы голоса "Комар" (начинать петь звук низким голосом и заканчивать высоким:з-з-з-3-3-3-)

 Психогимнастика" Любящие родители"

АПРЕЛЬ

Закрепление звуков -ш-, -ж-.

Упр. для развития слуха и голоса "Куда летишь, кукушечка?"

"Мишутка" Боромыковой

Упр. для умения управлять голосом (произносить звук громко-средне-тихо-шепотом-беззвучно)

Психогимнастика"Я-грозный боец". ".

МАЙ

Закрепление звука -р-. Упр. для развития слуха и голоса "Чики-чики-чикалочка" р.н.м.

"У кота-воркота" р.н.м.

Упр. для развития силы голоса (на одном выдохе произнести ра-ра-ра, ладонь лежит на животе)

Психогимнастика"Хорошее настроение" .

Приложение №2

 Задания и таблицы для определения уровня музыкальных способностей детей по методике диагностики О.П. Радыновой с учетом требований «Программы воспитания и обучения  в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

детей пятого года жизни

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление.

Чувство

ритма

Всего

Общий уровень

1

2

1

2

3

1

2

 Высокий уровень            17-21 баллов                                                      

Средний уровень             12-16 баллов

Низкий уровень               7-11 балла

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

пятого года жизни

Начало года

Ладовое чувство

        Задание № 1: Послушать и различить две пьесы, разные по жанру. (марш, плясовая), с помощью пособия, показать соответствующую картинку.

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

         внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость , правильный выбор карточки.

         «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но карточки выбирает правильно.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание.

«3» - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня.

«2» - слушает невнимательно, не может рассказать о содержании, но может определить характер.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Конец года

Ладовое чувство

        Задание № 1: Послушать пьесу «Веселый клоун» Кабалевский, хлопком отметить смену частей в двухчасттном произведении.

 «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, может правильно выполнить задание.

 «2» - слушает невнимательно, отвлекается, может определить окончание фразы с помощью педагога.         

         «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Задание № 2: С помощью дидактической игры «Медведь, заяц и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку.

 «3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет регистр, правильно выполняет задание.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается., но может выполнить задание..

«1» - нет заинтересованности,  не выполняет задание или выполняет неверно

Начало года

Музыкально-слуховое представление.

Задание:        Пропевать знакомую песню самостоятельно  с музыкальным сопровождением.

«3» - пропевает  всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.

«2» - подпевание отдельных слов, дикция не разборчива.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 2:        Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением, выполняя в пении движения.

«3» - пропевние  всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, но выполняя задание.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без

         подпевания.

Задание № 3: Ребенку предлагается задание – назвать предложенные инструменты, сыграть на металлофоне попевку.

«3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога.

«2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная.

«1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее с музыкальным сопровождением в ансамбле. (по 3-4 человека).

«3» - поет   песню, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле.

«2» - поет не всю песню, забывает слова, но старается петь вместе со всеми.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 2:        Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки.

«3» - пропевние  всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 3: Ребенку предлагается задание – из предложенных инструментов, выбрать наиболее любимый, исполнить знакомую попевку.

«3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога.

«2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная.

«1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание.

Начало года

Чувство ритма

Задание № 1: Прохлопать  простейший ритмический рисунок,

   мелодии из 3-5 звуков.  Р.н.попевка «Мы идем»

         «3» - точное выполнение ритмического рисунка.

 «2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты  двух произведений.

  1. «Веселые ножки» р.н.мелодия,
  2. «Марш» Е.Теличеевой,

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных

         движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Конец года

Чувство ритма

Задание № 1: Воспроизвести   простейший ритмический рисунок, на металлофоне,  мелодии из 3-5 звуков.  

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

 «2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.

Оценивается выполнение танцевальных движений (пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в паре)

«3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, выполнение всех заданных движений.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных  движений, нет

смены движений под музыку, не все движения выполнил правильно.

           «1» - мало двигательная реакция на музыку.

Старший дошкольный возраст (шестой год жизни)

Начало года

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать произведение П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Кукла выздоровела» (фрагмент), определить характер произведения,  выражая свои мысли полными фразами.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер;        

«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать песню «Вместе весело шагать»Шаинского, определить характер и содержание песни.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки;

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер;

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить регистры в смешанном и чистом звучании.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно выкладывает карточки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр верхний, средний  и нижний;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки соответственно жанру исполняемого произведения.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр

музыкального произведения, выложить карточки;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Конец  года

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать и различить три  пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение.

Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие  внешние впечатления,  может назвать жанры,  правильно выполняет  задание;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно.

Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ,  определить какие инструменты исполняют, характер и содержание.

Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои мысли развернуто. 

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все;

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты. 

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает музыкальные  фрагменты, определяет высокие, средние  и низкие звуки, правильно выкладывает карточки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить  верхний и низкий звуки;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Предложить детям сочинить историю или сказку, после  прослушивания произведения Григ «На птичьем дворе», обогатить свой рассказ движениями под музыку.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя;

«2» - слушает внимательно,  но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке;

«1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.

Начало года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. 

Оценка выполнения:

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Исполнять небольшую песню  без сопровождения, в удобном диапазоне.

 Оценка выполнения:

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?»  За ширмой играют сразу на двух инструментах и исполняют голосом знакомую попевку.

Оценка выполнения:

 «3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку  «Небо синее» небольшими группами и по одному. 

Оценка выполнения:

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением; поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не

получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. 

Оценка выполнения:

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки  небольшой знакомой  песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание. 

Оценка выполнения:

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.

«2» - поет, не точно,  без помощи взрослого придумать окончание не

может.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?»  За ширмой играют сразу на двух инструментах и исполняют голосом знакомую попевку.

Оценка выполнения:

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. 

Оценка выполнения:

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не

получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма

Задание № 1: Прохлопать  простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков (русская народная  попевка «Андрей-воробей»). 

Оценка выполнения:

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.

Оценка выполнения:

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про мишку»Филиппенко.

Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни. 

Оценка выполнения:

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Задание № 4: Выполнение танцевальных движений  (поочередное выбрасывание  ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). 

Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку. 

Оценка выполнения:

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Конец года

Чувство ритма

Задание № 1: Прохлопать  простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н.попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с   трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается    способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной  фразы, двигать правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть  чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про мишку»Филиппенко  Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг  другу,  смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движение

под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Задание № 4: Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую,

          выполняя знакомые танцевальные движения  (поочередное выбрасывание  ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг   на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное   выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

         «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Критерии определения уровня: 

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление

Чувство

ритма

Всего

Общий уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 Высокий уровень                   34-36 баллов

 Средний уровень                      23-33  балла

 Низкий уровень                      22 балла  и ниже

Качественная характеристика:

Высокий уровень

Ладовое чувство:

-внимательно слушает произведение  от начала до конца, высказывает яркие внешние впечатления;

- эмоционально отзывчив;

- понимает текст песни и может сказать, о чем она ,может  определить характер музыки;

-определяет жанр музыкальных фрагментов, высокие и низкие звуки, правильно выкладывает ритмический рисунок;

- может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя.

 Музыкально-слуховое представление:

-поет, чисто интонируя движение мелодии;

-называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, исполняет попевку вместе с пением;

-поет, чисто интонируя движение мелодии;

- выполняет задание, с поддержкой взрослого.

Чувство ритма:

-точно выполняет ритмический рисунок;

-выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку;

-выполняет  разнообразные  элементы, может придумывать свои.

Средний уровень

Ладовое чувство:

-слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, рассказать содержание песни;

-различает регистр верхний, средний  и нижний;

-определяет жанр музыкального произведения, может выложить карточки;

-  может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все;

- придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке.

Музыкально-слуховое представление:

-называет правильно звучащие за ширмой музыкальные инструменты,  но сыграть  песенку не получается.

-поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления;

-без помощи взрослого придумать окончание к песенке  не может.

Чувство ритма:

-не совсем точное выполнение ритмического рисунка;

-есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку в соответствии с текстом песни;

- не может придумать свои движения.

Низкий уровень

Ладовое чувство:

- задание выполнять не хочет;

-почти не реагирует на песню;

- задание выполняет неверно;

-нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Музыкально-слуховое представление:

-интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз;

-не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Чувство ритма:

-мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание, нет заинтересованности. 

Старший дошкольный возраст (седьмой год жизни)

Начало года.

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать два разнохарактерных произведения, определить      общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить           инструментальное сопровождение.

    «3» - внимательно слушает произведение  от начала до конца,      яркие внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может      определить средства выразительности и слышит инструменты     сопровождения;  

    «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить      характер, выделить средства выразительности;        

    «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.           Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных,            наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор.            Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты,           соотносить их к наглядному образу.

«3» - внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку;

           «2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку;

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики»          определить части музыкального произведения.

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части

пьесы;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и определить к какому жанру принадлежит  прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

«3» - внимательно слушает  фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты;

«2» - слушает невнимательно,  но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Конец  года

Ладовое чувство

        

Задание № 1: Узнавать по вступлению  гимн Российской Федерации,           определить общее настроение, характер произведения, выделить            отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить           инструментальное сопровождение.

            «3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения;

 «2» - слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности;        

«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать  «Лето» А. Вивальди,  предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию           произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и           музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные          моменты, соотносить их к наглядному образу.

           «3» - внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;

           «2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого;

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики»           определить части музыкального произведения..

         «3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части

пьесы;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

                     «3» - внимательно слушает  фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты;

         «2» - слушает невнимательно,  но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Начало года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить  части песни

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет

задание;

         «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет;

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Исполнять небольшую песню  без сопровождения, в удобном           диапазоне.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии;

«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого;

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии;

«2» - называет правильно,  но песенки не получается;

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен,           барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах,           играть попевку  «Небо синее» небольшими группами и по одному.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку

 вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии;

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не

 получается;

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее  точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью           пособия выложить схему песни.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет

задание;

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может;

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки  небольшой знакомой  песни с голоса  педагога, придумать ей новое окончание.

         «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием;

«2» - поет, не точно,  без помощи взрослого придумать окончание не

может;

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии;

«2» - называет правильно,  но песенки не получается;

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен,          барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах,          предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую          песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных          инструментах простые песенки.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого;

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не

получается;

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма

Задание № 1: Проиграть на барабане   простейший ритмический рисунок,           мелодии из 5-7 звуков.  Русская народная попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка;

«2» - не совсем точное;

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с          трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается          способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы,         выразительное исполнение всех движений.

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса;

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку;

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чикибрик»          Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг          другу, смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы;

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни;

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной  шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).   Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие   выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои;

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои;

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Конец года

Чувство ритма

Задание № 1: Проиграть на металлофоне  простейший ритмический рисунок,  

          мелодии из 5-7 звуков.  Русская народная попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка;

«2» - не совсем точное;

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с          трехчастной формой музыкального произведения.Оценивается          способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной         фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть  чувство пульса;

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку;

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил  игры.

 «3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;

«2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда;

«1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.

Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и           медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ           героя.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы;

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни;

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление.

Чувство

ритма

Всего

Общий уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Критерии оценки уровня:

 Высокий уровень                   34-36 баллов

 Средний уровень                      23-33  балла

 Низкий уровень                     22 балла  и ниже

Качественная характеристика

Высокий уровень:

Ладовое чувство:

  - внимательно слушает произведение  от начала до конца,      яркие внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может      определить средства выразительности и слышит инструменты     сопровождения;  

 - внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку;

- внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки;

 - внимательно слушает  фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты;

   - узнает Гимн по вступлению;

  - внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;

Музыкально-слуховое представление:

 - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет

задание;

-определяет по звучанию инструменты;

 - называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением;

Чувство ритма:

 - точное выполнение ритмического рисунка;

 - выполняет смену движений под музыку, движения головы, рук;

 - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы;

- может придумывать свои элементы танцевального рисунка;

  -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;

Средний уровень

Ладовое чувство:

   - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить      характер, выделить средства выразительности;        может рассказать о характере и верно подбирает картинку;

  - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части

пьесы;

 - слушает невнимательно,  но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты;

 - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого;

Музыкально-слуховое представление:

   - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет;

  - называет правильно музыкальные инструменты,  владеет приемами игры, но песенки не  получается;

-без помощи взрослого придумать окончание не

может;

Чувство ритма:

 - не совсем точное исполнение ритмического рисунка;

 - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку в соответствии с текстом песни;

 - невнимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда;

Низкий уровень

Ладовое чувство:

 - нет заинтересованности, с заданием не справляется; почти не реагирует на пьесы.

Музыкально-слуховое представление:

 - нет заинтересованности, с заданием не справляется;

- почти не реагируют на пьесы;

 - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз;

 - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Чувство ритма:

 - невыполнение задания, нет заинтересованности. 

 - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

- не проявляет интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут воспитанника группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Маршрут разработан на два года обучения. Разделы: звукопроизношение, развитие фонематического анализа, развитие общих речевых навыков, лексика, грамматический строй речи, связная речь, развитие вниман...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСАОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕДля дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...

Рабочая программа коррекционного курса Обучение грамоте" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи – III уровня речевого развития)....

Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...

Консультация для родителей «Игра, как способ развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Основным направлением коррекционно-образовательной деятельности является формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Процесс формиров...