Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"
статья по коррекционной педагогике

Сысоева Оксана Павловна

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи­ческой проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творче­ских способностей.

Познавательная активность личности - состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психи- ческой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Работа с детьми с ТНР предполагает взаимодействие группы специалистов: медиков, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя, имеющего профподготовку по работе с детьми с ОВЗ. Применяемые индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми предполагают реализацию узконаправленной индивидуальной программы развития ребенка. Именно с данной категорией детей особенно актуальна работа с по одному из перспективных методов, способствующих увеличению познавательной активности  - метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

                                                                     Сысоева Оксана Павловна,

 старший воспитатель

Санкт-Петербург

2019

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей.

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

Познавательная активность личности - состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психи- ческой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Работа с детьми с ТНР предполагает взаимодействие группы специалистов: медиков, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя, имеющего профподготовку по работе с детьми с ОВЗ. Применяемые индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми предполагают реализацию узконаправленной индивидуальной программы развития ребенка. Именно с данной категорией детей особенно актуальна работа с по одному из перспективных методов, способствующих увеличению познавательной активности  - метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Первый этап автор обозначает как подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему

Второй этап Развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которое уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами,  активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий НОД). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Рассмотрим этапы работы над проектом на примере проекта «будь здоров»

На первом этапе подготовительный: определяется тема, выбор проблемы, уточнение целей. Этот проект был приурочен ко всемирному дню здоровья. В проекте приняли участие педагоги группы, учитель-логопед, воспитанники 6-7 лет с ТНР и их родители, поэтому он относится к проектам групповым, информационным.

Как и в любой деятельности мы ставили перед собой различные задачи, но приоритетным направление нашей деятельности повысить стремление родителей использовать двигательную активность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

2 этап планирование: составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов. На этом этапе мы наметили результаты, к  которым бы мы хотели придти в итоге нашей деятельности

3 этап осуществление проекта

На этом этапе педагогами осуществлялась необходимая практическая работа с привлечение воспитанников и их родителей. Работа над проектом затронула следующие виды деятельности детей: игровая, познавательная, речевая, продуктивная, работа с родителями

4 этап – защита проекта. Обоснование процесса проектирования; подготовка докладов, оценка. На этом этапе родители готовили опыт семейного физического воспитания

5 этап – презентация проекта: демонстрация результата продукта деятельности. Опыт семейного воспитания. Распространение памятки. Экскурсия. Участие в городской акции

6 этап Рефлексия: анализ достижения поставленной цели. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин неуспеха, если таковой наблюдается.

        В результате проведенной работы по проекту дети в ходе занятий, игр получили новые знания о здоровом образе жизни, у родителей повысился интерес к здоровому образу жизни

        Таким образом если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков познавательного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе разных видов деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого не...

Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Использование современных технологий  - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность  повышают результаты корр...

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

«Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»

laquo;Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»...

Статья: "Проектная деятельность как средство познавательной активности детей с ОВЗ" (на примере старшей логопедической группы в ДОУ)

Статья содержит материал о необходимости внедрения методов проектной деятельности, раскрываются основные цели, задачи, мотивационные девизы, приемы внедрения, общие рекомендации для мероприятий по пре...