«Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

«Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_rabota.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Суравнева М.А., учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад №45 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

«Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»

Метод проектов возник в 1920-х годах в США. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

  Метод проектов актуален в настоящее время, потому что сегодня необходима переориентация обучения: вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков ребенка и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

 Кроме того, проектная деятельность позволяет приобрести знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнали, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни.

Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности:

   -   обучение планированию;

-   формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

-  помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее;

  -   умение анализировать и обобщать;

  -   умение наблюдать;

  -   развитие воображения;

  -   развитие внимания, памяти, речи;

  - формирование позитивного отношения к работе (стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Содержание проектной деятельности:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Основным условием организации проектной деятельности, то что   проект должен быть посильным для выполнения. Для этого требуется:

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у них было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать детей имеющих опыт проектной деятельности);

-  Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения).

-  Если проект групповой каждый из детей должен четко показать свой вклад в выполнение проекта.

- Обязательное представление результатов работы по проекту в той или иной форме.

   Выделяют следующие типы проектов:

  • Игровые: в них дети играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
  • Исследовательские: в них учащиеся исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.
  • Практические: в них дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы

            (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).

  • Творческие, где результатом являются спектакль, сказка, постановка.

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

По количеству участников проекты делятся на:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ). Роль педагога в этом случае особенно велика.

Продолжительность проекта

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

   Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются детьми с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем).

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на занятиях в научном обществе, в групповой работе, в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Работа педагога:

- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,

- донести ее до детей,

- заинтересовать каждого ребенка,

- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,

- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,

- использовать индивидуальный подход,

- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,

- информировать о его реализации.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение проектной деятельности способствует:

  • Развитию определённых умений и навыков, необходимых в ходе реализации проекта.
  • Формированию коммуникативных навыков воспитанников.
  • Признанию значимости проекта социумом (сотрудниками и учащимися, родителями).
  • Мотивации к совместной деятельности.
  • Развитию навыков самоанализа и самооценки у родителей по отношению к себе и своему ребёнку.

Особенности использования проектной деятельности в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Обучение детей с умственной отсталостью направлено как на коррекцию высших психических функций (восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы), так и формирование самостоятельности, умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности, способов общения и ориентировки в окружающем мире.

Принимая во внимание особенности развития детей с умственной отсталостью целесообразным будет использование:

- Игровых проектов, которые способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.  

 - Практических проектов, которые помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые используются, например, в оформлении класса (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).

- Творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями, так как некоторые роли сложны для учащихся классов «Особый ребенок» в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление творческой инициативы, активности.

Учитывая небольшое количество учащихся в классе, эффективно использование групповых проектов (между классами, а также в группах детей с разными возможностями).

По продолжительности проведения проект может быть средней продолжительности (от недели до месяца), либо долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев). Это обуславливается низким уровнем познавательных возможностей, трудностями организации деятельности.

  Проектная деятельность способствует тому, чтобы каждый ребенок был успешен, не смотря на свои особенности и трудности, которые он испытывает. Благодаря проектной деятельности ребенок получает индивидуально-дифференцированные задания, которые соответствуют его психофизическому уровню и его особенностям. В процессе реализации проектной деятельности у детей развиваются мышление, воображение, формируются навыки коммуникативного общения, обогащение и расширение представлений об окружающем мире.

Список литературы:

1.Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2010

2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников.: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.

3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду.: Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2010.

4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.: М.: Школьная Пресса, 2010.

5.Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2013