Статья: "Проектная деятельность как средство познавательной активности детей с ОВЗ" (на примере старшей логопедической группы в ДОУ)
статья (старшая группа)

Молодцова Ольга Александровна

Статья содержит материал о необходимости внедрения методов проектной деятельности, раскрываются основные цели, задачи, мотивационные девизы, приемы внедрения, общие рекомендации для мероприятий по пректной деятельности, как средства познавательной активности в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektynaya_deyatelnost_v_detsadu.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Проектная деятельность как средство познавательной активности детей с ОВЗ»

(на примере старшего возраста логопедической группы в ДОУ)

Воспитатель

логопедической группы

Молодцова О.А.

ГБДОУ № 202

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Знания, которыми обладаем мы, взрослые, не берутся из ниоткуда, не возникают сами по себе. Они являются результатом особого процесса – познавательной деятельности людей.

Познание, как процесс мыслительной деятельности человека, направлен на раскрытие тайн мира, бытия, общества и самого человека. Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Познавательная активность выступает состоянием готовности к познавательной деятельности. Отсюда ясно, что познавательной активности близки такие понятия как любознательность, любопытство, пытливость, дотошность, придирчивость, внимание, интерес (заинтересованность), увлеченность, неравнодушие.

Дети по своей природе очень любопытны и любознательны. Они проявляют устойчивый интерес к тем объектам окружающего мира, которые вызывают у детей непроизвольное внимание. Подрастая, проходя процессы физиологического, психического, интеллектуального развития, ребенок начинает испытывать всё большую потребность в изучении и познании действительности, искать новые объекты познания, задавать вопросы сверстникам и взрослым, экспериментировать, выносить первые суждения.

В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. С помощью сенсорного познания формирует свое представление об окружающем мире, приобретает чувственный опыт. (Он тянется к игрушке, берет в руки, рассматривает, исследует. (стучит по нему, переворачивает его, ударяет по нему ладонью, облизывает его). Т.е. малыш видит, слышит, осязает, различает запахи и вкусовые ощущения, а значит, познаёт).

В среднем дошкольном возрасте качественно изменяются психические (познавательные) процессы. Благодаря этому ребёнок начинает овладевать новым способом познания — он осваивает информацию посредством слова, т. е. не подкреплённым зрительными образами. Теперь, для того чтобы узнать и понять что-либо, ребёнку не обязательно непосредственно видеть новые объекты (предметы, явления) и действовать с ними. У него появляется возможность постигать и перерабатывать информацию, воспринятую через рассказы, комментарии, объяснения взрослых.

И наконец, чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности в арсенале 5-7летнего ребёнка имеется собственный практический опыт (этим он владеет достаточно хорошо); слово, т. е. рассказы взрослых (этот способ ему уже знаком продолжается процесс его совершенствования), развиты интеллектуальные умения. Ребенок начинает осознавать своё место в окружающем мире.

Работая с детьми, которые имеют особые образовательные потребности и нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, специалисты (воспитатели, логопеды, дефектологи, инструкторы по физ.культуре, муз.руководители) сталкиваются с проблемой развития познавательной сферы. Это в наибольшей мере связано с тем, что у детей с ОВЗ мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, элементами инфантильности и стереотипности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной степенью сформированности основных мыслительных операций. Поэтому для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности.

В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.

Метод проектной деятельности является активной инновационной педагогической технологией, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Он актуален и эффективен, дает дошкольнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к ситуациям будущего школьного обучения (когда знания одного предмета тесно переплетаются с другим в школьной программе).

Это целенаправленная деятельность, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических, творческих задач по любому направлению содержания образования.

Как правило проект имеет 5 этапов (5П):

- проблема, ее постановка (педагогические, детские), потребность в новом знании;

- планирование деятельности (материалов, разработка плана)

- поиск информации (представление материалов);

- продукт (ход проекта, мероприятия),

- презентация (Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности).

Классификация проектов разнообразна, но все они нацелены на:

- усиление познавательного интереса,

- раскрытие творческого потенциала детей,  

- развитие речевой активности.

 В работе над проектами воспитатель может использовать следующие мотивационные девизы как:

- создание благожелательной атмосферы в коллективе (девиз «Мы-вместе!»);

- развитие творческого начала, воображения, фантазии (девиз «я умею, я смогу»!);

- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, окружающей среды, себя и своего здоровья. (девиз «Мне это важно!»)

Для активизации познавательной активности можно обращаться к следующим приемам:

 1. Использование занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т. д.). Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях.

2.  Экспериментирование и наблюдение. (важно поощрить интерес и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с лупой, снегом, водой, другими объектами и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта, и т. п.).

3. Компьютерные и мультимедийные технологии. (презентации, познавательные мультфильмы, слайды) Применение информационно- коммуникационных технологий позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, психические функции детей.

4. Разучивание считалок (активизация памяти, коммуникативные навыки в играх (подвижные, настольно-печатные, словесные дидактические) и пальчиковой гимнастики (в занятиях творчеством);

5. Игры на развитие речевой активности (пополнение словарного запаса, дидактические игры «один-много», поиск однокоренных слов, фонематический разбор слов, кол-во слогов в новом слове. Игры на драматизацию, театрализация. Игры («Снежные ком») на сочинительство новых сказок. Составление описательных рассказов (с опорой на схему и без неё).

6. Творческие поделки (лепка, аппликация, рисование, знакомство с нетрадиционными техниками). В любом проекте 2-3 поделки.

7. Совместная работа (воспитатель – дети) в создании продукта проекта (стенгазета (оформление с детьми), коллективные работы, участие в викторинах (с обязательным награждением – вручением небольших подарков), итоговом мероприятии).

Все мероприятия по реализации проектов целесообразно проводить в свободное от образовательной деятельности время, но включать в прогулку (наблюдение, экспериментирование, словесные дидактические игры, подвижные игры) или иные благоприятные моменты.

В первую половину дня – игры на коммуникацию, благоприятный психологический настрой в коллективе, разучивание считалок, пал/гимнастики.

Во вторую половину дня – занятия по худ- эстетическому развитию, прочтение литературы, сюжетно-ролевые игры, театрализация, ситуативные беседы.

Разнообразие тематики проектной деятельности и активное внедрение её в образовательный процесс формирует интерес детей к новым открытиям, творческим свершениям и развитию познавательной активности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " Экспериментальная деятельность как средство познавательной активности детей"

В презентации рассказывается о  формах экспериментальной деятельности...

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную пот...

Статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

quot;Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников"...

Дидактическая игра как средств познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всес...