Статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Никитина Виктория Викторовна

"Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

 Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Возникла необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения.

Становление новой системы образования требует использования инновационных педагогических технологий, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, по моему мнению, стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: развитие познавательной активности дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- формировать предпосылки поисковой деятельности;

-способствовать овладению детьми приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы в процессе проектно-исследовательской деятельности;

- воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, навыки сотрудничества.

Основная идея внедрения проектно-исследовательской деятельности, на мой взгляд, заключается в словах древнего мыслителя и философа Конфуция «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». То есть ребёнок познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. 

В основе методики проектно – исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов. Поэтому при организации образовательной деятельности стараюсь не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.

В своей работе использую такие технологии как метод проектов Свирской Л.М., технология «Утренний круг», «План – дело – анализ», модель «трёх вопросов», экспериментирование.

Работа по проектно-исследовательской деятельности строится поэтапно:

  1.  Проблемная ситуация. Модель «трёх вопросов» помогает сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  2. Планирование. Совместное планирование работы позволяет придерживаться основных принципов организации проектной деятельности – открытости, диалогичности, рефлексивности.
  3. Выдвижение гипотез, в том числе должны быть высказаны и нереальные или их называют провокационные идеи.
  4.  Осуществление исследовательской деятельности. Стараюсь не «навязывать» дошкольникам информацию, а направлять на самостоятельный поиск, а дети активно выполняют исследовательскую работу (наблюдают, экспериментируют, ставят опыты, анализируют).
  5. Исследователи формулируют выводы, обсуждают полученные результаты.
  6.  Защита проекта.

Для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности в нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка. Стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Для решения задач, поставленных в проектах, привлекаю к работе родителей, которые помогают в организации развивающей среды в группе, участвуют в подготовке и проведении проектов. Активно взаимодействуем с городской библиотекой, ЦЭКиТом, пожарной частью.

Показателем эффективности внедрения проектно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательную работу считаю: 

- высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности; 

- повышение готовности детей к восприятию нового материала; 

- умение управлять собой и своим поведением, планировать действия

- активное участие родителей в жизни группы, ДОУ.

Рекомендации педагогам по организации проектно - исследовательской деятельности:

- старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо;

-  не сдерживайте инициативы детей;

- не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться;

- избегайте прямых инструкций ребенку;

- не спешите с вынесением оценочных суждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

Статья «Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников способствует тому, что у дошкольников  формируются  различные интеллектуальные умения, очен...

Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....

Статья "Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности дошкольников"

В данной статье рассмотрена проблема развития познавательной активности дошкольников через организацию и проведение наблюдений за природой. Исходя из анализа обозначенной проблемы и обобщения результа...