Статья «Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Егорова Ирина Николаевна

Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников способствует тому, что у дошкольников  формируются  различные интеллектуальные умения, очень важные для успешного обучения в школе - умение  анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Статья

«Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Составила:

Егорова И.Н.

Воспитатель

Санкт-Петербург

2019

Дошкольный возраст – это период развития познавательной активности детей, а экспериментирование и исследовательская деятельность являются одними из эффективных средств    воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить наблюдая. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий.

Поэтому важно создать условия для развития у детей познавательных интересов, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки,

способствовать формированию у детей личностных качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности.

Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок ощупывает, наблюдает, сравнивает, исследует, экспериментирует, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, повышается познавательная активность. Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребёнок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно  и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-пространственной среды.

Для этого в групповом помещении важно организовать зону для игр с песком и водой, оборудовать уголок  экспериментирования, в котором должны быть плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); разнообразные бытовые предметы для исследования; приборы, в том числе детские (лупы, зеркальца, магнитные игрушки); игрушки материалов разного качества и разной плотности  (из тканей, резины, дерева, пластика и др.; мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.); пластиковые материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания; игрушки с секретами и сюрпризами (коробочками и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполненный мелкими предметами и игрушками; игрушки и предметы для наблюдения (мыльные пузыри и др.); коллекция камней и ракушек; наборы предметных и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие животные», «Деревья. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе и т.д.); книги, открытки, альбомы, аудиоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.

Для систематизации опытно-исследовательской деятельности необходимо также создать картотеку опытов из различных природных и других материалов.

Системная работа с дошкольниками по организации и проведению опытно-исследовательской деятельности  предполагает взаимодействие с  семьями воспитанников.  В консультациях  «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской  активности детей», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» родителям (законным представителям) необходимо разъяснять,  как поддерживать интерес ребенка к исследовательской деятельности. В свою очередь, это, как правило, способствует тому, что родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования: пополняют его необходимыми материалами.

Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников способствует тому, что у дошкольников  формируются  различные интеллектуальные умения, очень важные для успешного обучения в школе - умение  анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...

Статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

quot;Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников"...

Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....

Статья "Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности дошкольников"

В данной статье рассмотрена проблема развития познавательной активности дошкольников через организацию и проведение наблюдений за природой. Исходя из анализа обозначенной проблемы и обобщения результа...