Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии

Чуенко Валентина Владимировна

Развитие навыков общения у детей

с тяжелыми нарушениями речи

 

         Взаимоотношения можно рассматривать как продукт деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений зависят от того, насколько ребенок удовлетворяет существующую потребность в общении.

         Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитании дошкольников с ТНР является полноценное общение детей со сверстниками и установление между ними эмоционально-благополучных отношений. Однако, многие исследователи, занимающиеся проблемой детей с ТНР, отмечают значительные трудности, которые могут возникать, в сфере общения и взаимоотношений между детьми с ТНР и их сверстниками. Некоторые полагают, что в основе многих особенностей поведения детей с ТНР, нарушающих из отношения с людьми, лежит неравномерность психического развития. Она проявляется в том, что общее недоразвитие речи не всегда сопровождается высоким эмоциональным и социальным развитием.

         Для лучшего рассматривания и понятия взаимоотношений между детьми с ТНР и нормально развивающимися детьми необходимо проследить как, вообще, происходит развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте.

         От 2 до 7 лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй – около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых 1-2 лет после этого потребность в общении со сверстниками занимает достаточно скромное место (ребенку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре.

         Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Ребенок с ТНР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и результаты этого неэффективного общения во многом определяет дальнейшее психологическое развитие. Здесь следует подчеркнуть, что проблемы общения может в этой или иной форме иметь каждый ребенок, поскольку умение общаться формируется прижизненно и, как любая высшая психическая функция, является результатом социального опыта, человека.

         В целом, интерес и внимание к окружающим, информация об их интересах и целях позволяет компенсировать возможные разногласия (например, если возникли разногласия в одной игре, можно вместе затеять новую). Таким образом, необходимо обучать детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, побуждать к поиску и осмыслению информации об окружающих их людях, выработке умения слушать окружающих и проявлять интерес к ним, иными словами, отделять проблему от личности.

         Большое значение при обучении детей с общим недоразвитием речи навыкам общения необходимо уделять выражению дружеских чувств, симпатий к окружающим. Надо объяснять ребенку, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться и дружить, чем со злым и обидчивым. Еще одно большое значение для развития навыков общения – имеет умение поддержать общую беседу, участвовать в коллективном обсуждении темы. В процессе обсуждения дети раскрываются для себя самих и других для друга с самой неожиданной стороны, удивляя свежестью идей и  оригинальностью высказываний. Необходимо возбуждать к активности ребенка с общим недоразвитием речи и, может быть, именно его идеи будут приняты другими детьми. Это, в свою очередь, благоприятно отражается на его социальном статусе.

         Работа по совершенствованию функции общения значительно облегчается в результате развития у детей с общим недоразвитием речи навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обиды. Поэтому надо учить ребенка с ТНР избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций и объяснять на понятном детям языке, что пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры быть не может – все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции, как известно, лежит умение расслабиться, которому надо учить детей, используя оригинальные методики и известные в психогимнастике тренинги расслабления.

         После обретения базовых навыков, необходимых для развития функции общения, дети переходят к выполнению более сложных заданий, развивающих такие качества, как адекватность, самооценки и уровня притязаний, получение объективной информации в отношении своего социального статуса и социальных ожиданий группы, развитие сочувствия, сопереживания, интереса к своим товарищам, уважение к их мнению. Для этого необходимо использовать целую серию разнообразных методов. Например, детям предлагается по очереди сочинить рассказ по картинкам и поставить себе за это оценку. Затем коллективную оценку ему ставят другие члены группы. Оценке предшествует обсуждение, в котором может принимать участие психолог, смягчая или конкретизируя оценку для предотвращения возможной обиды со стороны ребенка. Получение полной и убедительной информации об отношении группы к ребенку с общим недоразвитием речи во многом успокаивает его, стабилизирует его самооценку, поскольку наиболее тревожным фактором для ребенка с ТНР является именно отсутствие обратной связи, неопределенность их социального положения, недостаток информации о психологической поддержке группы. Поэтому надо уделять большое внимание моменту самораскрытия таких детей для группы и получение ими объективной информации о симпатии к ним товарищей.

         Как правило, дети высказывают предложения о хорошем к себе отношении и получают подтверждение этому. Однако нередко может звучать и критика. Эти моменты необходимо использовать для обучения детей навыкам корректной, объективной критики. Надо учить детей критиковать поступки, а не личность товарищей, делать это корректно и закреплять эти навыки с помощью специальных упражнений. Так, например, скрытой формой критики является пожелание, при этом желания должны направляться по очереди в адрес каждого ребенка всеми членами группы.

         Развитие навыков общения не возможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Для этого можно использовать самые разнообразные методические средства. Например, стоит устроить конкурс на лучший рисунок, где сами дети должны будут убедительно похвалить рисунки друг друга, найти в них яркие отличительные особенности и доказать, что рисунок товарища (а не свой собственный) заслуживает первого места. При этом стоит поощрять не столько лучший рисунок, сколько наиболее яркое высказывание в отношении рисунка товарища. Другой методический прием направлен на развитие умения собирать и обобщать положительную информацию о товарищах по группе. Можно предложить создать словесный портрет каждого члена группы: описать его внешность, привычки, вкусы и особенности личности. Однако прежде чем открыть обсуждение необходимо объяснить детям, почему важно видеть хорошее в людях и высказываться доброжелательно, приводить примеры того, к чему приводят резкая картина и обидные высказывания в адрес другого.

         Взаимоотношения со сверстниками в коллективе – проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возникает примерно в 5-летнем возрасте (это не означает, что до этого возраста ребенок может совсем обходиться без контактов с другими детьми). Отношения в группах дошкольников очень подвижны, неустойчивы, их структура носит ситуативный характер. Статус ребенка в группе легко меняется и определяется в основном к нему взрослых (воспитателей в детском саду, родителей).

         Итак, уже в дошкольном возрасте у детей существует потребность быть включенным в группу сверстников, ощущать свою принадлежность к коллективу равных ему, и хотя решающую роль в определении той позиции, которую занимает ребенок в группе, играет взрослый, но место сверстника достаточно значимо.

 

 

Список литературы

  1. Г.Е. Акимова «Как помочь своему ребенку» (справочник для неравнодушных родителей), г. Екатеринбург,2003;
  2. Л.Г. Парамонова «Говори и пиши правильно» (устранение недостатков устной и письменной речи), 1996;
  3. А.М. Полякова «Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство», Москва, 2007;
  4. А.Я. Цукарь «Уроки развития воображения», Москва, 2000.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tnr.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков общения у детей

с тяжелыми нарушениями речи

        Взаимоотношения можно рассматривать как продукт деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений зависят от того, насколько ребенок удовлетворяет существующую потребность в общении.

        Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитании дошкольников с ТНР является полноценное общение детей со сверстниками и установление между ними эмоционально-благополучных отношений. Однако, многие исследователи, занимающиеся проблемой детей с ТНР, отмечают значительные трудности, которые могут возникать, в сфере общения и взаимоотношений между детьми с ТНР и их сверстниками. Некоторые полагают, что в основе многих особенностей поведения детей с ТНР, нарушающих из отношения с людьми, лежит неравномерность психического развития. Она проявляется в том, что общее недоразвитие речи не всегда сопровождается высоким эмоциональным и социальным развитием.

        Для лучшего рассматривания и понятия взаимоотношений между детьми с ТНР и нормально развивающимися детьми необходимо проследить как, вообще, происходит развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте.

        От 2 до 7 лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй – около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых 1-2 лет после этого потребность в общении со сверстниками занимает достаточно скромное место (ребенку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре.

        Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Ребенок с ТНР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и результаты этого неэффективного общения во многом определяет дальнейшее психологическое развитие. Здесь следует подчеркнуть, что проблемы общения может в этой или иной форме иметь каждый ребенок, поскольку умение общаться формируется прижизненно и, как любая высшая психическая функция, является результатом социального опыта, человека.

        В целом, интерес и внимание к окружающим, информация об их интересах и целях позволяет компенсировать возможные разногласия (например, если возникли разногласия в одной игре, можно вместе затеять новую). Таким образом, необходимо обучать детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, побуждать к поиску и осмыслению информации об окружающих их людях, выработке умения слушать окружающих и проявлять интерес к ним, иными словами, отделять проблему от личности.

        Большое значение при обучении детей с общим недоразвитием речи навыкам общения необходимо уделять выражению дружеских чувств, симпатий к окружающим. Надо объяснять ребенку, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться и дружить, чем со злым и обидчивым. Еще одно большое значение для развития навыков общения – имеет умение поддержать общую беседу, участвовать в коллективном обсуждении темы. В процессе обсуждения дети раскрываются для себя самих и других для друга с самой неожиданной стороны, удивляя свежестью идей и  оригинальностью высказываний. Необходимо возбуждать к активности ребенка с общим недоразвитием речи и, может быть, именно его идеи будут приняты другими детьми. Это, в свою очередь, благоприятно отражается на его социальном статусе.

        Работа по совершенствованию функции общения значительно облегчается в результате развития у детей с общим недоразвитием речи навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обиды. Поэтому надо учить ребенка с ТНР избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций и объяснять на понятном детям языке, что пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры быть не может – все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции, как известно, лежит умение расслабиться, которому надо учить детей, используя оригинальные методики и известные в психогимнастике тренинги расслабления.

        После обретения базовых навыков, необходимых для развития функции общения, дети переходят к выполнению более сложных заданий, развивающих такие качества, как адекватность, самооценки и уровня притязаний, получение объективной информации в отношении своего социального статуса и социальных ожиданий группы, развитие сочувствия, сопереживания, интереса к своим товарищам, уважение к их мнению. Для этого необходимо использовать целую серию разнообразных методов. Например, детям предлагается по очереди сочинить рассказ по картинкам и поставить себе за это оценку. Затем коллективную оценку ему ставят другие члены группы. Оценке предшествует обсуждение, в котором может принимать участие психолог, смягчая или конкретизируя оценку для предотвращения возможной обиды со стороны ребенка. Получение полной и убедительной информации об отношении группы к ребенку с общим недоразвитием речи во многом успокаивает его, стабилизирует его самооценку, поскольку наиболее тревожным фактором для ребенка с ТНР является именно отсутствие обратной связи, неопределенность их социального положения, недостаток информации о психологической поддержке группы. Поэтому надо уделять большое внимание моменту самораскрытия таких детей для группы и получение ими объективной информации о симпатии к ним товарищей.

        Как правило, дети высказывают предложения о хорошем к себе отношении и получают подтверждение этому. Однако нередко может звучать и критика. Эти моменты необходимо использовать для обучения детей навыкам корректной, объективной критики. Надо учить детей критиковать поступки, а не личность товарищей, делать это корректно и закреплять эти навыки с помощью специальных упражнений. Так, например, скрытой формой критики является пожелание, при этом желания должны направляться по очереди в адрес каждого ребенка всеми членами группы.

        Развитие навыков общения не возможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Для этого можно использовать самые разнообразные методические средства. Например, стоит устроить конкурс на лучший рисунок, где сами дети должны будут убедительно похвалить рисунки друг друга, найти в них яркие отличительные особенности и доказать, что рисунок товарища (а не свой собственный) заслуживает первого места. При этом стоит поощрять не столько лучший рисунок, сколько наиболее яркое высказывание в отношении рисунка товарища. Другой методический прием направлен на развитие умения собирать и обобщать положительную информацию о товарищах по группе. Можно предложить создать словесный портрет каждого члена группы: описать его внешность, привычки, вкусы и особенности личности. Однако прежде чем открыть обсуждение необходимо объяснить детям, почему важно видеть хорошее в людях и высказываться доброжелательно, приводить примеры того, к чему приводят резкая картина и обидные высказывания в адрес другого.

        Взаимоотношения со сверстниками в коллективе – проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возникает примерно в 5-летнем возрасте (это не означает, что до этого возраста ребенок может совсем обходиться без контактов с другими детьми). Отношения в группах дошкольников очень подвижны, неустойчивы, их структура носит ситуативный характер. Статус ребенка в группе легко меняется и определяется в основном к нему взрослых (воспитателей в детском саду, родителей).

        Итак, уже в дошкольном возрасте у детей существует потребность быть включенным в группу сверстников, ощущать свою принадлежность к коллективу равных ему, и хотя решающую роль в определении той позиции, которую занимает ребенок в группе, играет взрослый, но место сверстника достаточно значимо.

Список литературы

  1. Г.Е. Акимова «Как помочь своему ребенку» (справочник для неравнодушных родителей), г. Екатеринбург,2003;
  2. Л.Г. Парамонова «Говори и пиши правильно» (устранение недостатков устной и письменной речи), 1996;
  3. А.М. Полякова «Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство», Москва, 2007;
  4. А.Я. Цукарь «Уроки развития воображения», Москва, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

Программа организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи

Основной целью программы является реализация потениальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция певческих навыков путем использования логоритмических игр и упражнений...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

Развитие навыков общения у детей с нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий

Опыт работы по развитию навыков общения у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий...

Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Программа развития мелкой моторики дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Пальцы помогают развивать речь»

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи с  и  расширение  кругозора детей....