открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

В наше время дети редко интересуются такими профессиями как хлебороб, они не знают, как приходит хлеб к нам на стол. Этим занятием хотелось расширить представления детей о профессиях, задействованных в выращивании хлеба, проследить весь путь, который проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, разучить пословицы и поговорки о хлебе, название злаков. Мы изучили традиции на Руси, что дорогих гостей встречали хлебом - солью. В практической части дети сами выступили в роли кондитеров и булочников, слепив из теста разные фигурки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_rr_.doc359 КБ

Предварительный просмотр:

«Хлеб - всему голова»

Образовательные задачи: 

- познакомить детей с пословицами и поговорками русского народа о хлебе.

- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.

- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

-  познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.

^ Развивающие задачи:

- совершенствовать навыки связного высказывания

- развивать умения анализировать, сравнивать 

- развивать воображение

- развивать мелкую и общую моторики

- продолжать формировать обследовательские и исследовательские действия

^ Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование

- воспитывать уважение к труду взрослых

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: меню, хлебобулочные изделия, хлеборобы, снегозадержание, поле, земля, тракторист, батон, буханка, булка, кулебяка, пирожок, сухарь, всходы, урожай, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

^ Материалы и оборудование.


У воспитателя:


У детей:

Тесто для выпечки булочек.


Изображения разных хлебобулочных изделий; поднос с разными видами хлебобулочных изделий, их нарезка; салфетка; сдобное тесто.





Ход  занятия:

Звучит песня «Хлеб - всему голова» в исполнении Ольги Воронец, дети входят в  группу,  здороваются с гостями, садятся  за столы.


Вношу поднос, на котором красиво разложены белый, серый, черный хлеб, булочки разной величины и формы, накрытые салфеткой. Показываю детям поднос с хлебом.

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова!»

Славится он первым на земле, 

Славится он первым на столе.

Сценка « Хулиган».

Заходит мальчик - хулиган, он идет и бросает хлеб на пол.

Девочка: (поднимает хлеб) Мальчик, ты зачем бросил хлеб? Разве тебе неизвестно, как надо обращаться с хлебом? Какое безобразие!

Мальчик: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.

Девочка: Как тебе не стыдно! Хлеб - это самый дорогой продукт питания. Его очень трудно выращивать и печь.

Мальчик: Что? Хлеб трудно достается? Да пошел в магазин, купил, сколько хочешь, и никакой трудности. Да и стоит он  недорого!

Девочка: Ты, не прав и многое, оказывается, не знаешь. Хлеб нельзя бросать, его можно отдать животным, птичкам.

Пахнет хлеб не просто хлебом,

Пахнет солнышком и небом.

Пахнет он весенним лугом,

Ветром, трактором и плугом.

Пахнет сеялкой и жаткой,

Пахнет он работой жаркой,

На полях и на токах,

В хлебобулочных цехах…

И когда себе к обеду

Мы его приносим в дом,

Пахнет хлеб не просто хлебом,

А заботой и трудом.

( Дети садятся на места).

(Снимаю салфетку) Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
А почему говорят «Хлеб – всему голова?» Хлеб – это главный продукт на нашем столе. Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера?  А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, компот, хлеб) .

К хлебу всегда было особое уважение, т.к. хлеб - это результат долгого и тяжёлого труда. 
Когда - то в далекие времена первобытный человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Наши предки много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону. (Презентация). Когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зёрна по полю из кузовков. Комбайнов не было, и земледельцы серпами жали пшеницу. Не было и автоматических молотилок - поэтому зерно выколачивали из колосьев цепами. 
Сушили в специальных хлевах. На выращивание и обработку урожая уходило очень много времени и сил. Наши предки ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю и обращались к нему со словами: 
Падай, падай, белый снег! Хватит , хватит всем на всех, 
Падай, падай на село, на гусиное крыло! 
Поле белым укрывай—будет летом урожай! 
.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением.  

Хлеб был символом  нелегкого крестьянского труда благополучия, достатка.

Тех, кто трудился в деревне- называли крестьяне , давайте повторим слово. (Дети повторяют).

Какое бы кушанье не стояло бы на столе, но если не было хлеба, то обед считался неполноценным. Когда в дом приходил дорогой  гост, то его  встречали всегда хлебом и солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, помакать в соль и съесть его.  Про хлеб народ сложил пословицы . А вы знаете пословицы  о хлебе? (Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.).  Дети проговаривают пословицы).

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не
выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. 

А расскажите нам  как хлеб оказался в магазине? 
Уже даже зимой начинаются работы на полях. Как вы думаете, для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях? ( Повторяем- снегозадержание).  Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле будет хорошо расти зерно.
Наступила весна, снег сошел.
Какие машины выходят на поля? ( Трактора)  Кто ведет эти машины?  (Трактористы).
У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.
Готовить землю нужно быстрее. Пословица говорит: «Весенний день год кормит».
Какими семенами засеивают поля? (Пшеница, рожь, овес, ячмень).

Землю нужно обязательно удобрять, рыхлить, чтобы зерна смогли прорасти на поверхность и комья земли им не мешали. Рыхлят землю бороной, давайте повторим- борона! А теперь давайте проговорим такую скороговорку:

«Борона боронила неборонованное поле!»( повторяют дети).
Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку. Если лето засушливое, плохой вырастет урожай, тогда хлеборобы обращаются к дождику:

Дождик, дождик, поливай
Будет славный урожай!

А еще нужно для хорошего роста солнышко!

« Свети солнце на полюшко,

На ржаное зернышко,

На всю нивушку,

Во всю силушку!» 

Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто может помешать росту колосьев? (птицы, грызуны, насекомые). Что тогда хлеборобы делают?

И вот наконец настало время вырасти хлебным колосьям, пора их убирать.
С помощью каких специальных машин?  Как они называются? (комбайны), начинается жатва. А кто управляет комбайном? (комбайнер). Комбайн интересная и многофункциональная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает ее, высыпает зерно в кузов машины, собирает солому в копна.

Физминутка . Зернышко».

Подрастает зернышко ( потянулись, руки вверх),

Потянулось к солнышку,

 С ветерком оно играет,

 Ветерок его качает ( прогнулись, наклонились . присели).

К земле низко прижимает

Вот как весело играет! ( покружились и сели на места).

- Затем машины увозят зерно куда?

- На элеватор, чтобы просушить и очистить его.

- А с элеватора?

- На мельницу, для того, чтобы  зерно в муку смолоть.

-Как называется профессия человека, который мелит муку?

-Профессия называется мельник.

После муку с мельницы отправляют в пекарню.  Как называется профессия того человека, который печет хлеб?

- Пекарь!

- Он знает очень много рецептов разного теста. Есть и сдобное, и песочное, слоеное тесто. Из сдобного теста делают бублики, баранки, булочки, пирожки. Изделия из песочного теста хрупкие, сыпучие, очень нежные. Из этого теста делают разные пирожные, торты. Слоеное тесто очень хрупкое, легко ломается и крошится, есть его нужно аккуратно.
Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. Вы теперь знаете, как много людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе!

 Практическая часть.

ФИЗМИНУТКА.

Замесила бабушка

Ни булку, ни оладушки,

  (руки сцеплены в замок, круговые движения),

Доставала из печи ( руки вверх, в стороны, вниз),

Ни пирог, ни калачи. (Повороты туловища влево - вправо).

Как поставила на стол (приседания),

Он от бабушки ушел (прыжки),

Кто же бегает без ног? (хлопки в ладоши),

- Это желтый колобок!

( Дети моют руки, а воспитатель раздает клеенки с кусочками теста).

- Ребята, мы много говорили с вами о том, кто и как печет хлеб, булочки, баранки. (Подвести итог занятия, обобщить знания).  Давайте мы с вами сейчас превратимся в пекарей или кондитеров, и тоже испечем булочки. Дети на свое усмотрение лепят из теста фигурки, укладывают на противень.

Под звуки песни Казанцевой Светланы «Хлеб-соль» входят девочка и мальчик в русских костюмах. Девочка в руках держит хлеб - соль.

Мальчик: Слава миру на Земле!

Девочка: Слава хлебу на столе!

Мальчик: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Девочка: С караваем соль подносим,

Поклонясь,  отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Дети вручают хлеб - соль гостям праздника.

 Свои изделия из теста уносим на кухню и запекаем!

C:\Users\Lena\Documents\512.gif

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад « Ромашка»

Открытое занятие

 в подготовительной группе

по теме: « Хлеб – всему голова!»

Подготовила : Гращенко Е. А.

Молчаново- 2015

Список используемой литературы:

Т.А. Шорыгина « Беседы о хлебе»

Творческий центр « Сфера» Москва  2013г.

Интернет ресурсы:

Дошколёнок.ру

 Маам.ру



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников.   Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли...

Конспект открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины заботы» Рассказывание из опыта детей

Программное содержаниеУчить детей правильно рассказывать о своей семье.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.Продолжать учить анализировать слова, деля их на слоги, выделяя ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».

Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.Задачи:Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, с...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Ласковое занятие"

Цели занятия:1.     Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.2.     Обогащать словарный запас детей сино...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Формировать умения обобщать, классифицировать. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. Формировать предст...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Занятие позволяет формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. ...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности " Развитие речевой деятельности по лексической теме "Хлеб".

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе  компенсирующей  направленности "Развитие речевой деятельности по лексической теме "Хлеб"....